Цели:
- поздравить ветеранов ВОВ с днём Победы;
- ознакомить учащихся с творчеством поэта – фронтовика И.Г. Тобольского;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, чуткое отношение к ветеранам войны, любовь к родному краю.
Рекомендации:
- данное мероприятие проводилось в актовом зале школы, но можно провести и в классе;
- музыкальное сопровождение – фонограммы песен, фортепиано, баян, гитара;
- песни можно исполнять целиком, а можно по 1-2 куплету;
- композиция была разделена на три блока между учащимися 7, 8 и 9 классов;
- слова ведущего и чтецов могут быть распределены между учащимися по четверостишиям (так большее количество учащихся будет задействовано в проведении праздника), а можно распределить по вашему желанию.
- использовалась мультимедийная система для показа презентации, т.к. каждому стихотворению соответствовал слайд с подобранными фотографиями; к сожалению, по условиям Положения о фестивале педагогических идей “Открытый урок”, автору пришлось сократить презентацию до требуемого объёма.
Ход литературно-музыкальной композиции
Ведущий: День 22 июня весь российский народ отмечает как самую трагическую дату своей истории. День начала страшной войны, войны унесшей более 27000000 миллионов жизней, войны, оставившей раны в душах и сердцах тысяч и тысяч людей.
…В июне средь неба ясного,
В белый день заслепив глаза,
Сразу всю синеву сграбастала
И швырнула в огонь гроза.И шагнули в порыве яростном
Наши мальчики в смертный бой
Под свинцовым дождём безжалостным,
Чтоб страну заслонить собой…
Обелиски на Волге, в Нальчике,
В Бресте, в Курске, в Крыму, в Орле…
До чего же вы на Земле
Кратковременно жили, мальчики.
Из стихотворения “Дожди”
Исполнение песни “Товарищ” (текст песни см. Приложение 1)
Гудит земля,
Шагают части.
Идут - и края не видать,
На бой идут.
И кто на счастье,
И кто – на смерть не угадать.
Идут, идут…
А ночь как море.
Всё ближе бой –
И звон в ушах…
Солдатский путь, суров и горек,
Тяжёл и глух солдатский шаг.
Ведущий: Вначале войны советским войскам приходилось постоянно отступать, и нести многочисленные потери.
На синем, с кровью смешенном снегу,
Где восемь суток бой сменялся боем-
Лицом вперёд, как падал на бегу
Раскинув руки, умирает воин.
Из стихотворения “Солдат”
Исполнение песни “У деревни Крюково” (см. Приложение 1)
До сей поры вблизи того селенья,
Среди дубрав, раздолья и садов,
Ещё немало горестных следов
Вошедшего в историю сраженья.
Я – слово в слово
Помню речь комбата,
Перед атакой краток был комбат.
Он так сказал:
-Запомните ребята,
к врагу в полоборота не стоят!
Из стихотворения “Речь комбата”
…И в полный рост
комбат поднялся снова,
и снова рухнул,
он сейчас умрёт, -
но тихое
простреленное слово,
подняв пехоту,
ринулось вперёд.
Из стихотворения “Слово”
На кассете звучит песня “Комбат”, весь зал подпевает.
Ведущий: Медленно идёт время на войне, но идёт. Наши войска стали набирать силы и опыт, и стали выигрывать сражение за сражением, освобождая оккупированные сёла и города. А во время коротких передышек между боями, кто-то брал в руки гармонь или гитару и пел о том, что так дорого и близко русскому солдату.
Под аккомпанемент гитары исполняется песня “Тёмная ночь”
Давно хозяйничает осень
И дышит холодом земля…
Уже серебряная проседь
Опутывает тополя.
Их столько раз огнём пытали,
Железом рвали на войне…
Они стоят, клонясь в печали,
Ещё не веря тишине.
А в небе шумной вереницей,
Едва почуяв тишину,
Бог весть, откуда взявшись, птицы,
Летят отыскивать весну.
Из стихотворения “Птицы”
Исполнение песни “Журавли” (см. Приложение 1)
Мимо сёл и мимо пашен,
Где весенний воздух чист,
Едет парень – нету краше,
Молодой танкист!
Исполнение песни “Три танкиста” (см. Приложение 1)
Была война…
И на волне крутой
Был каждый виден
И предельно ясен.
Была Победа…
Но к победе той
Не каждый
в равной степени
причастен.
Ведущий: Всем офицерам, солдатам, матросам, мужественно сражавшимся на той страшной войне, погибшим в боях и не вернувшимся домой посвящается…
Исполняется песня “Офицеры” (см. Приложение 1)
Ведущий: Через жестокие испытания и страшные потери шли наши солдаты к Берлину. Освобождая Украину, Белоруссию, Прибалтику, Польшу и Чехию… И вот он – Рейхстаг!
Исполняется песня “Последний бой” (см. Приложение 1)
…И грянул срок словам крылатым:
- Ребята, кончилась война!
Хмельным от радости солдатам
Налил по чарке старшина.
Из стихотворения “Быть добру”
Ведущий: Возвращаются солдаты домой! И каждый надеется увидеть свою мать, жену возлюбленную, фотографию которой пронёс с собой через всю войну.
Полустанок в дымке синеватой,
Над полями утренний туман.
Едут с песней русские солдаты
Из далёких заграничных стран.
Пролетают с грохотом вагоны –
Шум колёс и стрелок перезвон
Каждый день на маленьком перроне
Девушка встречает эшелон.
Из стихотворения “Ожидание”
Исполняется песня “Моя любимая” (см. Приложение1)
Без орденов и без медалей,
Как будто вышел отдохнуть-
Стоит солдат на пьедестале
Степным ветрам, подставив грудь.
Вздыхают ветры над солдатом,
поют и стонут провода.
А поезда бегут куда – то,
Спешат куда - то поезда.
Из стихотворения “Полустанок”
Исполняется песня “Алёша” (см. Приложение 1)
Учитель: Сколько памятников воинам Великой отечественной войны поставлено в нашей стране и за рубежом… Все они дань памяти погибшим воинам!
В день великой Победы мы вспоминаем всех, кто не пожалел своей жизни ради счастья будущих поколений. К подножью великих монументов и скромных обелисков в этот день несут люди цветы. Плачут, и скорбят о погибших.
В нашей школе есть традиция, в этот праздник ученики нашей школы возлагают цветы к обелиску солдата на территории нашей школы. И склоняют головы в скорбной минуте молчания. Право возложить цветы к обелиску предоставляется лучшим ученикам школы. (Ученики уходят возлагать цветы)
Учитель: Прошу всех встать! Минута молчания.
Учитель: Прошу всех садиться.
Гремел салют.
И гул орудий
Раскатывался на ветру…
И с той поры я верю, люди, -
На белом свете быть добру!
Во веки веков не сотрут
Ни грозы,
Ни тучи,
ни беды
Немеркнущий этот салют –
Бессмертное эхо Победы.
Исполняется песня “Салют” ( см. Приложение 1)