Цели:
- закрепить знания об изученных звуках и буквах, обозначающих эти звуки;
- упражняться в чтении слов, текстов с изученными буквами, развивать логическое мышление, формировать навык сознательного, выразительного чтения;
- воспитывать интерес к предмету, развивать читательский кругозор.
Оборудование: «Азбука» авторы: Н. В.Нечаева, К. С. Белорусец, искусственная ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, новогодние шары с буквами, мишура, гирлянда.
Ход урока
1. Организационный момент
– Улыбнитесь друг другу, начинаем наш урок обучения грамоте. Чтобы разгадать, чему посвящён наш урок, вам надо разгадать загадку:
С детворой в снежки играет,
Шумный водит хоровод,
Ярко ёлки зажигает –
Что за праздник? (Новый год)
– Да, наш праздник посвящён предстоящему празднику , наступлению Нового года. А какой год мы будем встречать через несколько дней? (2009)
– Кто знает, каким будет этот год по восточному календарю? (год Быка)
Сегодня на уроке мы должны будем подготовиться к этому празднику и узнать его историю. Вас ждут загадки, игры, а помогут вам в этом ваши знания.
2. Загадка
– Итак, послушайте загадку:
Из леса принцесса
На праздник пришла,
Бусы надела,
Огнём расцвела. Что это? (ёлка)
(учитель ставит на стол елку)
– Ёлка – главный персонаж любого Новогоднего праздника.
Этот праздник отмечают с древнейших времён. Но большинство народов раньше встречали Новый год весной. Древние люди, моля богов о хорошем урожае, украшали плодовые деревья (символы плодородия) огоньками (символом солнца). Славяне, например, развешивали плошки с горящим маслом на ветках вишнёвого дерева.
Со временем всё изменилось и люди стали праздновать Новый год зимой, а новогодним деревом выбрали ель, стали подвешивать фрукты, игрушки и огоньки – символы солнца.
3. Задача урока
– Задача нашего урока: нарядить ёлочку. А какие песни о ёлочке вы знаете? (дети называют песни)
– Откройте свои Азбуки на странице 80. Здесь есть текст песни о ёлочке. Очень долго автор слов этой песни был неизвестен. Но теперь мы знаем, что текст написала поэтесса Кудашева. Прочитайте её жужжащим чтением. (дети читают)
4. Физкультминутка
– Давайте споём эту песню вместе, я уверена, что вы знаете её слова. Возьмите за руку своего соседа по парте. (звучит аудиозапись, дети поют и танцуют)
5. Наряжаем елку
– Итак, наряжаем ёлку. (работа по странице Азбуки)
– Впишите буквы – соседки и составьте слова из вписанных букв.(коллективная работа)
(учитель вывешивает на ёлку шары с угаданными буквами)
– Как готовятся в вашей семье к празднованию Нового года?
– Прочитайте рассказ на с. 80. (по цепочке)
– Найдите слова с буквами е, ё, ю, я и подчеркните их.
– В каких словах звуков больше, чем букв?
6. Дед Мороз
– Кого вы ждёте в новогоднюю ночь? (Деда Мороза)
– Прообразом Деда Мороза считают Святого Николая или Николая – Чудотворца – покровителя моряков и детей.
Существует такая легенда:
Некий бедный отец не мог найти средств на то, чтобы прокормить своих трёх дочерей и собирался отдать их в чужие семьи. Однажды ночью Николай объезжал дома на белом своём коне, и услышав, как горько плачет отец, бросил в дымоход мешок с золотыми монетами. В печке в это время сушилась обувь девочек и монеты упали в их сапоги. Так появилась традиция – вывешивать в ожидании подарков чулки или ставить башмак.
Во всех странах в новогоднюю ночь дарят подарки.
- С 16 века в Европе дарит подарки Святой Николай.
- В Англии и Америке – Санта Клаус,
- В Италии – Баббо Натале,
- В Колумбии – Папа Паскуале,
- У финнов – рождественский козёл Йолопукки.
7. Новый год
-
– Но Новый год не везде отмечают только зимой. Прочитайте в Азбуке на с. 81 рассказ об этом празднике. (дети читают по очереди)
8. Физкультминутка
– Если я называю слово, обозначающее предмет, то вы подтягиваетесь, если слово – действие – приседаете. (Плясать, шарик, песня, улыбаться, танцы, играть, петь, сосулька, красный)
9. Снегурочка
– А с кем приходит Дед Мороз в ваш дом? (со Снегурочкой)
В конце 19 века Островский написал пьесу – сказку «Снегурочка». Она очень понравилась всем. Образ к спектаклю создали великие художники Врубель, Рерих и Васнецов. А деньги для постановки этой сказки выделил известный меценат Савва Мамонтов. (учитель ставит под ёлку Дед Мороза и Снегурочку)
10. Работа по учебнику
– Но наша ёлка ещё недостаточно украшена. Давайте разгадаем ребусы на с. 81.
(учитель вешает на ёлку мишуру и гирлянду)
11. Поздравления
– Вот и украсили мы нашу ёлку. Сказочные герои спешат поздравить Вас с наступающим Новым годом. Прочитайте их поздравления и узнайте их имена.
(крокодил Гена, Колобок, Карлсон)
12. Итог урока
– Итак, наш урок подошёл к концу. Вам понравился наш урок? Что нового вы узнали?– И в окончании нашего урока я предлагаю сыграть вам со мной в игру.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Пришёл праздник… (Новый год)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от… (ёлки)
И качаются игрушки,
Звёздочки, флажки… (хлопушки)
Белоус и краснонос,
Под ветвями… (Дед Мороз)
Двери настежь! Точно в сказке
Хоровод начнётся в …(пляске)
13. Конец урока
Я в Новом году всем желаю успехов,
Побольше весёлого, звонкого смеха,
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук.