Пояснительная записка
Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием.
Для успешного проведения такого занятия необходимо четко определить структуру занятия, подобрать интересные и доступные упражнения, строго дозировать нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями детей, продумать методы и приемы обучения, подобрать инвентарь и оборудование.
Данный подробный план занятия разработан как вводное занятие по акробатике для учеников 1-3 классов общеобразовательных школ, а также для детей 6-10 лет, начинающих заниматься в секции акробатики.
План-конспект занятия по акробатике
Тема: «Введение в образовательную программу «Акробатика».
Возраст детей: 6-10 лет.
Цель: заинтересовать детей занятиями акробатическими упражнениями.
Задачи:
- обобщить знания детей о разнообразном использовании акробатических упражнений;
- познакомить с простейшими элементами акробатики;
- показать перспективы занятий акробатикой.
Время проведения занятия: 40 минут.
Инвентарь и оборудование:
- фото с элементами акробатики (Приложение №1);
- фото с видами деятельности, где применяются элементы акробатики (Приложение №2);
- красочная афиша с названиями городов республики Коми (Приложение №3);
- магнитная доска;
- указка;
- 2 пары больших клоунских тапочек;
- 2 клоунских «носа» на резинке;
- 2 пары больших клоунских штанов;
- 2 стула;
- магнитола, диски с музыкальными записями.
Этапы занятия
Этапы занятия, время проведения | Задачи каждого этапа | Деятельность педагога на каждом этапе | Деятельность детей на каждом этапе |
1 этап 3 минуты |
Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей | Проведение мини-тренинга. | Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом. |
2 этап 7 минут |
Систематизация знаний детей о разнообразном применении акробатических упражнений. | Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом: «Что такое акробатические упражнения и где они применяются?»Рассказ о разнообразном применении акробатических упражнений; демонстрация фото с применением элементов акробатики. | Знакомство с элементами акробатики.Знакомство с видами деятельности, в которых применяются элементы акробатики. |
3 этап 25 минут |
Практическая деятельность детей: разминка, выполнение простейших акробатических упражнений, игра-эстафета. | Показ видов ходьбы, бега. Показ общеразвивающих упражнений под музыку. Показ простейших акробатических упражнений.Выявление первоначальных навыков у детей при выполнении акробатических упражнений.Проведение игры – эстафеты. | Повторение за педагогом упражнений.Самостоятельный выбор выполнения упражнений. Участие в игре – эстафете. |
4 этап 5 минут |
Приведение организма детей в относительно спокойное состояние.Подведение итогов занятия. | Упражнения на расслабление.Обобщение знаний детей о применении акробатических упражнений.Выявление степени удовлетворенности детей занятием. | Ответы на вопросы о разнообразном применении акробатических упражнений.Высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию. |
Этап I
Приветствие педагога: Добрый день, дорогие усинские мальчишки и девчонки! Я рада всех вас видеть в этом зале и хотела бы с вами познакомиться. Меня зовут Надежда Анатольевна. Если сейчас по моему сигналу каждый из вас громко назовет свое имя, я буду знать, кого как звать. Говорить нужно громко и дружно. Три – четыре: (дети хором называют свои имена). Ну, вот, мы и познакомились. А теперь поиграем. Я встаю в любом месте зала, поднимаю одну руку в сторону и говорю: «Группа, в одну шеренгу становись!» Вы должны постараться быстро построиться рядом со мной по направлению моей руки. Игра «Займи свое место в шеренге». Повторить 2-3 раза, каждый раз меняя место построения, а затем построить ребят в нужном для занятия месте.
Ребята, поднимите одну руку те, кто любит играть. Ребята поднимают руки. А теперь потопайте ногами те, кто любит бегать. Ребята топают ногами. А теперь похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть цирковые представления. Ребята хлопают в ладоши.
Этап II
Я рада, что вы пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите бегать, играть, любите цирк.
Я расскажу вам одну историю. Когда-то, очень давно, на Земле был город Спарта. Там жили люди, которые хотели всегда быть здоровыми, сильными, смелыми, ловкими, стройными. Поэтому они выполняли различные упражнения: стояли на голове, ходили на руках, прыгали и переворачивались на земле и в воздухе.
Проходили годы, века, тысячелетия. А цирковые артисты, путешествуя по белому свету, столетие за столетием сохраняли и приумножали умение выполнять такие упражнения. Многие из этих упражнений дошли до наших дней. И называются такие упражнения акробатическими.
Вот, посмотрите на фотографии: узнаете ли вы эти упражнения?
Показ фотографий с простейшими элементами акробатики (фотографии расположены на магнитной доске). Ребята подходят к доске с фотографиями, называют упражнения.
Ребята, а вы пробовали выполнять такие упражнения? Ребята отвечают.
А знаете ли вы, где применяются такие упражнения? Ребята отвечают.
Правильно, такие упражнения применяются в цирковых представлениях, танцевальных постановках, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, в прыжках в воду. Прыжки на батуте, парные и групповые упражнения на ковре – это тоже акробатика. Есть еще лыжная, воздушная, водная акробатика.
Мы с вами тоже попробуем выполнить некоторые упражнения, с которых начинается акробатика.
Этап III
Цирковые представления – это один из древнейших видов искусства, где применяются акробатические упражнения.
Сегодня мы с вами будем цирковыми артистами. Начинающими. Мы отправимся на гастроли по городам республики Коми. Вот наша гастрольная афиша. Мы с вами выступим только в некоторых городах. Педагог показывает детям афишу, которую можно прикрепить на магнитную доску.
Прежде, чем отправиться в путь, я хочу задать вам несколько вопросов. Можно отвечать «да» или «нет», отвечать дружно.
Есть ли среди вас те, кто плохо себя чувствует? Ребята отвечают. Знаете ли вы, что на занятиях надо вести себя культурно и дисциплинированно? Ребята отвечают. А постараетесь ли вы правильно выполнять мои задания. Ребята отвечают. Молодцы! Значит, у нас получатся удачные гастроли. В путь! В одну шеренгу становись! Педагог ставит руку в сторону в нужном для продолжения занятия месте.
Из Усинска мы отправляемся пешком и на оленьих упряжках.
Под песню «Увезу тебя я в тундру» вслед за педагогом ребята выполняют различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы и др.) и бег с различными положениями рук.
Постепенно переходим на шаг, восстанавливаем дыхание. Повторяя за педагогом, дети поднимают руки вверх через стороны, делая вдох, и опускают руки вниз, делая выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох.
Добрались до города Печоры - города энергетиков. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.
Ребята в этом городе мы покажем, как мы умеем выполнять упражнения под музыку. Повторяйте за мной. Если что-то не получится, не огорчайтесь, ведь мы с вами начинающие артисты.
Построение учеников в две или три шеренги. Педагог встает перед группой. Выполнение некоторых упражнений из комплекса для разминки без музыкального сопровождения, затем, повторяя за педагогом, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение (комплекс упражнений педагог должен составить заранее и выучить).
Молодцы! А теперь нас ждут в другом городе. Мы поплывем туда на лодках. Приготовить «лодки» – постелить гимнастические маты отдельно друг от друга. Разделить группу на команды по количеству «лодок». Сед ноги врозь на «лодках». Выполнение движений гребцов под песню «Ты морячка, я моряк».
Доплыли до города Ухты. Здесь у нас крупный нефтеперерабатывающий завод. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.
Ребята, а теперь мы должны показать, что мы не зря зовемся артистами цирка. Мы постараемся выполнить упражнения, с которых начинается акробатика. За педагогом ребята выполняют несложные упражнения: перекаты в группировке, из упора присев кувырок вперед в сед, «корзинку» и кольцо двумя из упора лежа на животе, мост из упора лежа на спине, стойка на лопатках из седа. Покажите, какие еще упражнения вы умеете выполнять. Ребята выполняют. Следить за тем, чтобы ребята не выполняли опасных и сложных упражнений. Молодцы! А теперь уберем наши лодки на место (сложить гимнастические маты на место). В одну шеренгу становись! Педагог ставит руку в сторону в нужном для продолжения занятия месте.
Ребята, дальше мы поедем поездом. Встали в одну колонну, положили руки на пояс друг другу. Первый в колонне – это паровоз (первому можно встать педагогу, но многие из ребят тоже хотели бы быть паровозом), остальные – вагоны. Поехали! Ребята изображают поезд, двигаются по залу под веселую музыку. После остановки разделить группу на две команды (разделить игровым способом, например, «Роза – береза…»).
Доехали до города Сыктывкара, столицы республики Коми. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.
Ребята, здесь мы должны побывать клоунами. У нас две команды: команда клоунов «Эников» и команда клоунов «Бэников» (название команд ученики могут придумать сами). Каждая команда получает вот такие большие штанишки, вот такие смешные тапочки и вот такой клоунский «нос». По сигналу первый в каждой команде надевает «нос» на свой нос, надевает на себя штаны, надевает на свои ноги тапочки, бежит до стула, обегает стул, бежит обратно, снимает «нос», штаны и тапочки и передает все следующему игроку. Сам встает в конец своей команды. Следующий участник выполняет то же самое. Выигрывает команда клоунов, раньше другой команды закончившая задание. Помогать друг другу разрешается и даже приветствуется.
Играет веселая музыка, ребята выполняют задание. Далее подводятся итоги эстафеты.
Этап IV
А теперь на самолете полетели домой, в Усинск. Дети, изображая самолеты, бегают по залу в различном направлении под музыку. Педагог дает команду «самолетам» построиться по принципу игры «Займи свое место в шеренге».
Ну, вот мы и дома, в городе Усинске – городе нефтяников. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город. Можно расслабиться.
Ребята повторяют за педагогом упражнения на расслабление: поднять руки вверх; поочередно расслабленно опускать (ронять) вниз кисти рук, локти, руки, наклонить вперед голову, наклонить туловище вперед.
Ну, что ж, ребята. Наши гастроли прошли успешно. Мы заработали много аплодисментов и улыбок зрителей.
Ребята, какие акробатические упражнения вы запомнили? Ребята отвечают. А где применяются акробатические упражнения? Ребята отвечают.
Акробатика – это красивый вид спорта. Мне хочется, чтобы вы научились выполнять многие акробатические упражнения. Может быть, в будущем кто-то из вас станет цирковым артистом, акробатом или воздушным гимнастом, и вам посвятят эти строки:
Умеют акробаты под небеса взлетать
И заставляют зрителей в восторге замирать!
Ребята, а вы хотели бы еще раз побывать в роли цирковых артистов? Ребята отвечают. Я думаю, у вас получится. Спасибо. Наше занятие окончено.
Литература:
- В.П. Коркин. Акробатика. Москва, 1983 г.
- Журнал «Физическая культура в школе». Москва, 2003-2008 г.
Иллюстрации – Приложение 1.