Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях развивающего цикла в первом триместре учебного года.
Задачи:
РЭМП:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
- Продолжать учить устанавливать и «читать» неравенства предметов.
- Продолжать учить записывать и «читать» арифметический пример.
- Учить уравнивать количество предметов различными способами.
- Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.
- Закрепить графический образ изученных арифметических знаков (« + » « - », « = », « > ») (слабая подгруппа).
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
- Продолжать учить работать со схемой слова: определять начало, середину и конец слова.
- Закрепить умение определять позицию заданного звука в слове (слабая подгруппа).
- Формировать умение дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляторным признакам.
ОЗОМ и РР:
- Закрепить умение дифференцировать предметы по родовому признаку.
- Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.
- Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными в роде.
- Закрепить умение составлять описание с опорой на схему - алгоритм
Формирование навыков учебной деятельности:
- Продолжать формировать произвольность восприятия
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать сдержанность при желании ответить.
Словарная работа:
- обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «урожай»,
- арифметические понятия: «больше», «меньше», «поровну», «столько же», «одинаково», «плюс», «минус», «равно»,
- грамматические понятия: «гласный звук», «согласный звук».
Материалы и оборудование: иллюстрации «Коротышки из Цветочного города», муляжи овощей и фруктов, две корзины, «Чудесный мешочек», модели слов, красный фломастер, мел, рабочие тетради детей, простые карандаши.
Игровая мотивация: помощь Незнайке и коротышкам из цветочного города.
Методические приемы:
Организационный момент:Дети заходят в учебный класс, становятся в круг. Педагог звонит в колокольчик.
Педагог: Прозвенел звонок
Дети (хором): Начинается урок
Педагог: Прежде чем мы начнем заниматься, Марина напомнит нам правила поведения на занятии.
Ребенок напоминает правила поведения на занятии с опорой на схему.
I. Вводная часть
1. Назови на что похоже?
Педагог: Посмотрите на доску, скажите, что это?
Дети: Овощи и фрукты
Педагог: Правильно это – овощи и фрукты.
Педагог: Назовите, пожалуйста, что может быть круглым
Дети: Помидор, яблоко, апельсин, гранат...
Педагог: Овальным?
Дети: Огурец, банан, киви…
Педагог: А что похоже на треугольник?
Дети: Свекла, морковь…
Педагог: Все эти овощи и фрукты выросли в Цветочном городе, где живут... Кто?
Дети: Коротышки: Незнайка, Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин…
Педагог: Незнайке поручили все овощи пересчитать, записать и сделать запасы на зиму.
- Оказалось, что Незнайка не знает ни букв, ни цифр, поэтому он не может всего этого сделать. А мы с вами можем ему помочь?
Дети: Можем.
Педагог: Конечно, мы же готовимся с вами к школе, и совсем скоро вы станете первоклассниками. Давайте поможем Незнайке, научим его.
II. Основная часть
1. Составление загадок-описаний по схеме-алгоритму.
Педагог: Внимательно посмотрите на доску. Что здесь нарисовано?
Дети: Овощи и фрукты.
Педагог: Сейчас, кто-то из вас выйдет к доске, глазками выберет один из предметов и составит для всех детей загадку по нашей схеме, а мы будем ее отгадывать что он выбрал.
Ребенок выходит к доске и с опорой на схему составляет загадку – описание (3-5 детей), дети отгадывают, что это и почему он так думает.
2. Дидактическое упражнение «Найди, где звук?»
Педагог: Для того чтобы не перепутать корзины их нужно подписать.
Педагог прикрепляет к корзинам «модели слов».
Педагог: Здесь что лежит?
Дети: Овощи.
Педагог: С какого звука начинается слово «овощи»?
Дети: Слово «овощи» начинается со звука [О].
Педагог: Где находится звук [О] в слове «овощи», в начале, середине или конце?
Дети: Звук [О] находится в начале слова.
Педагог: Алеша, отметь, пожалуйста, на схеме слова место звука [О].
Ребенок отмечает позицию звука [О] на «схеме» слова условным обозначением.
Педагог: Каким цветом ты отметил звук [О]? (красным) Почему?
Дети: Потому что он гласный, он поется…
Педагог:А в этой корзине что лежит?
Дети: Фрукты.
Педагог: Кто знает, с какого звука начинается слово «фрукты»?
(Слово «фрукты» начинается со звук [Ф])
Педагог: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Почему мы говорим, что звук [Ф] согласный?
Дети: Потому что, когда мы его произносим, нам мешают зубы и губы. Потому что, ниточка рвется.
Педагог: А на какой звук заканчивается слово «фрукты»?
Дети: Слово «фрукты» заканчивается на звук [Ы].
Педагог: Верно. Антон, отметь, пожалуйста, на схеме слова место звука [Ы].
Ребенок отмечает позицию звука [Ы] на «схеме» слова условным обозначением.
Педагог: Каким цветом ты отметил звук [Ы]?
Дети: Красным.
Педагог: Почему?
Дети: Потому что он гласный.
Педагог: Теперь порядок. Я думаю, что корзины с фруктами и овощами уже не перепутаются.
3. Словесная игра «Скажи по-другому»
Педагог: А знаете ли вы, что можно приготовить из овощей?
Дети: Салат, пюре, суп сварить…
Педагог: Из фруктов?
Дети: Сок, компот, варенье…
Педагог: А как называется компот из яблок?
Дети: Яблочный.
Педагог предлагает каждому ребенку вариант сочетания существительных: салат из огурцов, пюре из моркови, варенье из малины, сок из вишни и т.д.
Педагог: А ваши мамы, бабушки что-нибудь готовят на зиму из овощей и фруктов?
(Ответы детей из личного опыта).
4. Динамическая пауза «Кто самый внимательный?»
Дети стоят в кругу. Педагог объясняет правила игры:
Педагог: Где растут фрукты?
Дети: На дереве, на кустике.
Педагог: Где растут овощи?
Дети: На земле, на грядке, в земле.
Педагог: Я буду называть овощи и фрукты. Вы внимательно слушайте.
Педагог: Если я назову фрукт, вы – поднимете руки вверх, как дерево…
Дети показывают движение.
Педагог: А если я назову овощ – вы присядете, как овощи на земле…
Дети показывают движение.
По сигналу педагог перечисляет овощи или фрукты, дети выполняют соответствующие движения.
5. Работа в тетрадях и у доски «Пересчитываем урожай»
Педагог: Ну а теперь, настало время пересчитать и записать весь собранный урожай.
Педагог: Открываем тетрадочки.
Педагог параллельно с детьми выполняет упражнение на доске, записывая ответы детей.
Педагог: У каждого из вас нарисованы две корзины. В одной корзине – овощи, в другой – фрукты. Сосчитайте овощи, запишите соответствующую цифру в выделенном квадратике, пересчитайте фрукты, запишите цифрой.
Дети самостоятельно выполняют задания в тетрадях.
Педагог: Ваня, сколько овощей в твоей корзине?
Ребенок: В моей корзинке три овоща.
Педагог: Марина, сколько фруктов у тебя в корзине?
Ребенок: В моей корзинке два фрукта.
Педагог: Чего больше, овощей или фруктов?
Дети: Больше овощей.
Педагог: Чего меньше, овощей или фруктов?
Дети: Меньше овощей.
Педагог: Какой поставим знак в неравенстве?
Дети: Поставим знак меньше
Педагог: Павлик, выйди к доске, поставь нужный знак.
Ребенок выходит к доске и ставит соответствующий знак.
Педагог: «Прочитай» нам неравенство.
Ребенок «читает» неравенство, записанное на доске: «Два меньше чем три».
Педагог: А на сколько овощей больше, чем фруктов?
Дети: Овощей больше чем фруктов на один.
Педагог: Как сделать так, чтобы овощей и фруктов было поровну?
Дети: Нужно добавить еще один фрукт.
Педагог: А еще как можно их сделать поровну?
Дети: Можно убавить один овощ.
Педагог: Если мы добавили один фрукт. Что теперь можно сказать об овощах и фруктах?
(Их стало по три, поровну, одинаково, столько же.)
Педагог: Молодцы. Ну а теперь нужно пересчитать весь урожай.
Педагог: Записываем арифметический пример 3 + 2 =
Дети самостоятельно записывают пример в тетрадях в соответствующих квадратиках.
Педагог: Что обозначает цифра «3» в нашем примере?
Дети: Цифра три показывает, сколько в корзине овощей.
Педагог: Что обозначает цифра «2»?
Дети: Цифра два показывает, сколько в корзине фруктов.
Педагог: Совершенно верно. Запишите решение, сколько всего овощей и фруктов собрали коротышки из Цветочного города.
Дети записывают ответ
Педагог: Андрей, сколько всего овощей и фруктов у тебя получилось?
Дети: У меня овощей и фруктов получилось пять
Педагог: Какой цифрой ты записал ответ?
(Я записал цифрой «5»).
Педагог: Выйди к доске, запиши ответ.
Ребенок выходит к доске и записывает полученный ответ.
Педагог: Алеша, «прочитай» свой пример.
Ребенок «читает» пример: «Три плюс два равно пять»
Педагог: Ну вот, я думаю, что мы с вами помогли Незнайке справиться с поручением коротышек из Цветочного города.
Педагог: Настало время поиграть?
III. Заключительная часть
1. Словесная игра «1-3-5»
Педагог: Играем в игру «решето». Отвечаем быстро. Кто не ответил, тот выбывает из игры.
Педагог проводит словесную игру на согласование числительного с существительным, постепенно увеличивая темп.
2. Итог занятия. Самооценка. Работа с оценочным панно.
Педагог: Сегодня мы с вами хорошо потрудились.
Педагог: Расскажите мне, что особенно вам понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
Педагог: Алеша, скажи, на какую отметку ты сегодня занимался?
Выслушивается ответ ребенка.
Педагог: Почему ты поставил себе такую отметку?
Выслушивается ответ ребенка.
Педагог: А какую отметку поставит себе Коля за поведение?
Выслушивается ответ ребенка.
Педагог: Почему именно такую?
Выслушивается ответ ребенка.
Педагог: Не забудьте, опустить свою сегодняшнюю отметку в свой «кармашек успехов» на нашем панно.
Дети берут соответствующие фишки и выставляют их напротив своего имени на оценочном панно.
Педагог: Посмотрите, коротышки из цветочного города говорят вам: «Спасибо», а вы что им скажете?
Выслушиваются ответы детей.
Педагог звонит в колокольчик.
Педагог: Прозвенел звонок. Закончился урок. Наше занятие закончилось. Всем ребятам спасибо.