Интеллектуальная игра для младших школьников "Путешествие по европейским государствам"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:  

  1. Обобщение и систематизация знаний о европейских государствах (по окружающему миру, истории и литературному чтению);
  2. Развитие умения использовать справочную литературу и отбирать материал для ответа.
  3. Воспитание уважения к истории и традициям других государств, умения общаться с представителями других культур и народов.

Оборудование: оценочные листы для жюри, жетоны для жеребьевки, листы с заданиями для команд,  ИКТ (проектор, экран), презентация (приложение).

I. Открытие интеллектуальной игры.

Учитель: Сколько бы раз мы не рассматривали карту мира, всякий раз нас охватывает чувство острого любопытства.

Мы всматриваемся в извилистые линии рек и побережий,  следим, как зеленые пятна низменностей сменяются коричневыми полосками горных хребтов.

Причудливые очертания материков и островов порой напоминают нам знакомые образы:

Вот «тигр» будто приготовившийся к прыжку. (Слайд)

Рис. 1

- Что это? (Это скандинавский полуостров.

- А вот «сапог» на самом юге Европы. (Слайд)

Рис. 2

- Что это за полуостров? (Апеннинский полуостров, Италия) 

Ах как много названий на карте! Реки, озера, моря, города, острова в океанах… Хочется побывать в каждом уголке планеты. Но объехать мир – мечта для многих неосуществимая. Однако не огорчайтесь, - можно путешествовать и «заочно»: по карте  и книгам.

В такое заочное путешествие я  приглашаю вас.

- Чтобы определить наш маршрут, разгадайте кроссворд, в котором зашифрованы названия государств.

По горизонтали:

  1. Государство самых точных часов и самых надежных банков. (Швейцария)
  2. Островное государство Западной Европы. (Великобритания)
  3.  Родина Олимпийских игр. (Греция)
  4. Денежная единица этого государства называется «злотый». (Польша)
  5. Родина великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. (Дания)
  6. Страна, которую всегда считали законодательницей моды. (Франция)
  7. Страна, расположенная на полуострове, очертания которого напоминают сапожок. (Италия)

Кроссворд «Маршруты путешествия»

- Что объединяет эти государства? (Расположены в Европе. Ключевое слово  «Европа».)

- Какое путешествие мы совершим? Каким будет наш маршрут? (Путешествие по европейским государствам) (Слайд.)

Рис. 3

- Как вы думаете, наш маршрут будет пролегать по названным странам, или в него войдут и другие государства? (Мы можем путешествовать и по другим странам, так как все Европейские государства не вошли в кроссворд).

II.  Жеребьевка.

Учитель: Вы заняли места за игровыми столами. Теперь настала пора сформировать команды.

(Музыкальный фон.)

Ученики вытягивают разноцветные жетоны разной формы, находят свою команду по форме жетона. На обороте жетона указано название команды. Занимают места за игровыми столами в порядке, указанном жеребьевкой.

Жюри заносит название команд в оценочные листы:

  1. «Бригантина»
  2. «Алые паруса»
  3. «Искатели»

III. Игровая программа.

Конкурс №1 «Географический»

Оборудование: лист-задание (по количеству команд), справочные материалы (карта, флаги государств, сведения о государствах).

ЗАДАНИЕ: Составьте краткий рассказ об указанных государствах
(Франция, Польша, Швеция
Италия, Великобритания, Дания
Германия, Швейцария, Литва
)  
по плану, используя имеющиеся справочные материалы и карту.

План:

  1. Название государства, столица (показ по карте)
  2. Государственный флаг
  3. Площадь
  4. численность населения
  5. Языки.

Учитель: Любое путешествие начинается с изучения географического положения и основных сведений о государстве. (Учитель читает задание вслух, объясняет порядок предъявления результата)

Конкурс №2 «Исторический»

Оборудование: портреты Петра 1, Наполеона, И. Канта, Николая Коперника, листы для ответов (по количеству команд), ручки.

ЗАДАНИЕ: Укажите имена выдающихся людей, изображенных на портретах.

1.
2.
3.
4.

Подготовьтесь рассказать, с какими государствами связана судьба этих исторических личностей.

Как каждый из них связан с историей нашего края?

Подготовьтесь рассказать, с каким государствами связана судьба этих исторических личностей? Как каждый из них связан с историей нашего края?

Учитель: А теперь давайте обратимся к истории. С историей государства связаны судьбы выдающихся государственных деятелей,  деятелей науки, культуры. Перед вами портреты выдающихся исторических личностей.

(Учитель вывешивает на доску портреты Петра 1, Наполеона, и. Канта, Н. Коперника).

- Запишите имена этих людей в листах-заданиях.

ПЕТР 1 (Русский царь, основатель Санкт-Петербурга, создатель российского флота, неоднократно посещал Кенигсберг и Восточную Пруссию, в том числе в рамках Великого посольства в 1677 года. Получил в дар от прусского короля Янтарный кабинет)

НАПОЛЕОН (Император Франции, чьи войска вторглись в Россию в 1812 года, великий полководец. На территории Восточной Пруссии прошло два крупных сражения его войск с армиями России и Пруссии).

ИММАНУИЛ КАНТ (Великий немецкий философ, родился в Кенигсберге, профессор Альбертины)

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (Известный ученый – астроном. Родился в Польше. Открыл, что планеты вращаются вокруг Солнца. Посещал Кенигсберг).

Ученики на листах ответов под соответствующими номерами указывают имена этих людей. Листы сдают жюри. Во время повторного просмотра ученики отвечают устно, кто это, как их судьба связана с историей нашего края.

Конкурс №3 «Литературный»

Оборудование: листы-задания, ручки.

ЗАДАНИЕ: Составьте и запишите «цепочки»: государство – писатель – произведение – литературный герой.

Швеция
Англия
Дания
Россия
Италия
Франция
Германия

Д. Рональд Руэл Толкин
Шарль Перро
Д. Родари
А. Линдгрен
Якоб и Вильгельм Гримм
Г.-Х. Андерсен
П. Бажов

«Госпожа Метелиц»
«Каменный цветок»
«Дикие лебеди»
«Хоббит, или Туда и Обратно»
«Спящая красавица»
«Приключения Чиполлино»
«Приключение Эмиля из Леннеберге»

Принцесса
Графини Вишенки
Ленивица
Данила-мастер
Эмиль
Элиза
Бильбо Беггинс

Учитель: Многие европейские государства подарили миру талантливых писателей. Литературных персонажей, вышедших из-под пера великих зарубежных сказочников, которых знают и любят миллионы детей.

- А вы знаете зарубежных детских писателей?

(Учитель читает и комплектует задание литературного конкурса. Листы с заданием сдаются в жюри).

Конкурс 4 «Государства, города, жители»

Оборудование: листы-задания, ручки.

ЗАДАНИЕ:

  1. Как называют жителей этих государств? (Ответы запишите вместо точек).
    Австрия - …
    Англия - …
    Швейцария - …
    Франция - …
    Швеция - …
    Италия -…
    Германия - …
    Россия - …
    Дания - …
    Греция - …
  2. Как называют жителей этих городов?
    Лондон -…
    Рим - …
    Москва - …
    Брюссель - …
    Париж - …
    Калининград -…

Учитель: Что является главным богатством каждого государства? (Люди, его жители, так как именно они прославляют свое государство, создают все то, чем страна может гордиться).

Следующий конкурс посвящен жителям разных государств, городов.

(Листы с заданиями сдаются  жюри. Учитель комментирует ответы на вопросы задания. Проверка «цепочкой»).

Конкурс №5. «Блиц-опрос»

Оборудование: Слайды с вопросами, ответами на них и иллюстрациями. (Электронная презентация).

Учитель: Каждое государство имеет свою историю, экономику, культуру, природные особенности. Все это составляет визитную карточку того или иного государства, создает в нашем представлении образ страны.

Вопросы этого конкурса включают информацию из категории общих знаний.

(Учитель задает вопрос, команды по очереди дают ответ на заданный вопрос. Затем ответ появляется на экране, демонстрируются слайды-иллюстрации к ответу).

Внимание на экран! (электронная презентация)

  1. Как называется город в Италии, расположенный на воде? (Венеция)
  2. Государство в городе. (Ватикан)
  3. В какой стране находится Акрополь – святилище богини Афины? (в Греции)
  4. Где мужчины ходят в юбках? (в Шотландии)
  5. В каком государстве находятся города  Краков, Познань, Торунь? (Польша)
  6. В каком городе Дании гостей страны встречает героиня сказки «Русалочка» Г.-Х. Андерсена? (в Копенгагене)
  7. В какой стране живет Дед Мороз? Об этой стране рассказал Г.-Х. Андерсен в сказке «Снежная королева». (Лапландия)

IV. Подведение итогов интеллектуальной игры.

Учитель: Для чего люди путешествуют? (Узнают что-то о государствах, народах, обычаях, культуре, языке). Что нового узнали вы, «путешествуя» по европейским государствам? (Повторили расположение европейских государств и столиц по карте; узнали имена выдающихся исторических личностей, чья судьба связана с историей нашего края; повторили имена известных зарубежных писателей, их произведения и героев и др.) Считаете ли вы эти занятия важными? Почему?  (Узнавая больше друг о друге, изучая языки и культуру, жители разных стран сближаются. Им легче взаимодействовать, принимать совместные решения, договариваться о сотрудничестве. А это так важно в нашем современном мире, ведь мы жители одной планеты Земля.)

Мы – калининградцы, жители особого города, российского города в центре Европы. Для нас эти знания необходимы, чтобы строить добрые отношения с соседями, уметь общаться с представителями других культур и народов, уважая их историю и культуру.