Неметаллы VI группы

Разделы: Химия

Цель

• повторить и систематизировать знания учеников о свойствах химических элементов шестой группы, о строении атома  о применении соединений;
  • закрепить умение решать расчетные задачи по уравнениям реакций;
  • продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях;
  • закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;
  • проводить экологическое воспитание на уроке химии.

Оборудование:

• периодическая система химических элементов,
  • таблица растворимости,
  • карточки,
  • химические реактивы.

Тип урока: Обобщение знаний о неметаллах шестой группы.

Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Объявляется тема урока и основные задания, которые необходимо решить на уроке.
Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического и практического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше баллов. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках.

Но я думаю, что все вы не растеряйтесь и благополучно справитесь с заданиями.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде чем отправится в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию.

Тесты:

1. Формула сульфата меди (II)
    а) СuSО4;
    б) Сu2S;
    в) CuSО3
  2. Оксид это сложное вещество, в состав которого входит:
    а) хлор;
    б) кислород;
    в) сера;
    г) водород.
  3. Серная кислота имеет формулу
    а) Н2S;
    б) Н24;
    в) Н23
  4. Содержание кислорода в воздухе составляет (по объему)
    а) 21%;
    б) 50%;
    в)70%
  5. Сульфаты – это соли
    а) соляной кислоты;
    б) азотной кислоты;
    в) серной кислоты
  6. Валентность атома серы в оксиде SО3 равна:
    а) 2;
    б) 4;
    в) 6

Самопроверка.

- Проверяем свои записи и исправляем ошибки.

Учитель: Итак, мы начинаем свое путешествие.

Первая станция – «Научно-теоретическая».

- Сейчас мы послушаем сообщения учеников на тему: «Из истории открытия химических элементов».

Поисковая работа учащихся.

Кислород - открыли одновременно и независимо друг от друга два известнейших химика XVIII века, англичанин Дж. Пристли и швед К. Шееле. В1771 году Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем - кислородом.

Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье. Позже выяснилось, что не все кислоты содержат кислород (например, НСl),но менять название не стали.

Кислород оказался самым распространенным на земле элементом. Если во Вселенной преобладает водород, а в земной атмосфере азот, то в литосфере земной коры в верхнем слое мантии – связанный кислород. Он входит в состав большинства горных пород и более чем 1000 минералов. Большинство химических элементов существуют в природе в виде кислородосодержащих соединений. Кислород составляет 47% массы твердой оболочки Земли, еще больше его в гидросфере - водной оболочке нашей планеты - почти 86% по массе.

Кислород - газ, без цвета и запаха (температура кипения = -182,9°С), температура плавления = -2180с. Элемент химически активный. Он образует соединения со всеми элементами, кроме гелия, неона, аргона. С золотом, платиновыми металлами, галогенами, тяжелыми металлами, инертными газами кислород непосредственно не реагирует, их кислородосодержащие соединения получают косвенным путем.

Сера.

С серой человечество знакомо с глубокой древности. Серу и продукт ее горения оксид серы (IV) издавна употребляли для отбеливания тканей и изготовления лекарственных средств, чернения оружия, приготовления черного пороха. Сицилийские  месторождения этого горючего с резким запахом, желтого минерала разрабатывались еще древними римлянами. Русское название серы происходит от древнеиндусского «сира» - светло-желтый, но не всегда сера светло-желтая.

Сера принадлежит  к числу  довольно  распространенных на нашей планете  химических  элементов, составляя, примерно 0,05% от общей массы земной коры.

Сера – неметалл. Это элемент химически активный. Сера реагирует со многими металлами. При комнатной температуре - со щелочами, щелочноземельными, медью, серебром, ртутью. При нагревании - с железом, алюминием, свинцом, цинком. Лишь с золотом  и платиной сера не взаимодействует. Этот элемент вступает в соединение с неметаллами, хотя и не так легко, как с металлами. Степень окисления серы в соединениях меняется от –2 до +6. Примерно половина добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты, главного соединения серы, чрезвычайно важного для химической промышленности. Еще 25% расходуется на получение очень важного для производства бумаги гидросульфита кальция. Сера необходима для получения резины. Также она нужна для производства спичек и пластмасс, тканей и различных химикатов, лекарственных средств. Серу считают жизненно важным элементом. Она входит в состав белков и аминокислот, ферментов и витаминов из неорганических соединений серы, кроме серной кислоты, особенно важны оксиды серы SО2, SО3.

Сероводород – ядовитый зловонный газ, используемый, тем не менее, в химической промышленности как лечебное средство (сернистые ванны).

Соединения серы необходимы во многих отраслях промышленности и широко в ней используется. Академик А.Е. Ферсман назвал серу – двигателем химической промышленности. Но нельзя не упомянуть и о том, что некоторые соединения этого элемента загрязняют атмосферу. Вредна сера и в составе углеводородных топлив, куда она переходит из нефти и газа. На нефтеперерабатывающих заводах существуют цехи по очистке продуктов от серы.

Селен.

Открыт селен в 1817г. шведским химиком и Берцелиусом и Ганом. Обнаружив, что выделенный ими элемент очень похож на теллур и сопутствует теллуру, Берцелиус  назвал его селеном в честь селены – Луны, «теллурис» по латыни означает «Земля». Этот элемент мало распространен в природе. Встречается в основном в виде примеси.

Селен – серое кристаллическое вещество, по свойствам похожее на серу, с температурой плавления 217°С и температурой кипения 685,30С. Селениды цинка, кадмия и многих других металлов обладают полупроводниковыми свойствами. Значительна биологическая роль селена. В малых количествах, селен, обнаружен в сетчатке глаз человека, животных и птиц. У отличающихся остротой зрения орлов, содержание селена в сетчатке в сто раз  больше, чем у человека. В больших дозах селен и его соединения ядовиты.

Вторая станция – «из чего я состою»

- Напишите строение атома кислорода, серы, селена.

О -1S22S24

S - 1S22S263S24

Sе -1S22S263S264S24

Определите степень окисления серы, в следующих соединениях.

Н2S,  Н24 , Н23, К24

Третья станция – «Найди меня»

На доске записаны формулы веществ: Н24; SiО2;  SО2; Н2О; SiН4;  SО3

1. Эту кислоту используют для заправки аккумуляторов.
  2. Назовите оксид соответствующий серной кислоте.
  3. Вещество которое может находиться в трех агрегатных состояниях.
  4. 4.Вещество, которое имеет название – силан.
  5. Оксид серы  (IV).

Четвёртая станция – «практическая – эксперимент продолжается»

Лабораторный опыт «Химические свойства серной кислоты»

Опыт № 1

1. Н24 + лакмус – покраснение лакмусовой бумажки
  2. Н24  + NаОН = Nа24  +  Н2О
  3. 2SO4 + ВаСI2 = BаSО4  +  NаCI

Написать полное ионное и сокращенное  ионное уравнение данной химической реакции. (3)

Пятая станция – «решение задач»

1. Какая масса силицида магния Мg2Si получится при взаимодействии 60 г кремния, содержащего 5% примесей, с магнием?
  2. 65 г цинка поместили в раствор, содержащий 20г. серной кислоты. Рассчитайте массу выделившегося водорода.
  3. Напишите уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Si - SiО2 - К2SiО3 - Н2SiО3

Шестая станция – «прощальная»

Закрепление пройденного материала.

Выявим, кто является «слабым звеном»

1. Какой неметалл, горит  в  кислороде, синим пламенем?
  2. Кто открыл первым кислород?
  3. Атомный номер кислорода?
  4. Что показывает номер группы?
  5. Атомный номер серы?
  6. Что означает оксигениум?
  7. В каком периоде находится сера?
  8. Наивысшая валентность серы?
  9.  Массовая доля, какого химического элемента в организме человека наибольшая?
  10. Формула сульфата натрия?
  11. Что означает сера по-индусски?
  12. Формула серной кислоты?
  13. Атомный номер селена?
  14. Кто открыл серу?
  15. Температура кипения кислорода?
  16. Температура плавления кислорода?
  17. Какую валентность проявляет сера в соединении SО2?
  18. Что означает, селен  по латыни?

Подведение итога урока.