Цель:
- повторить и систематизировать знания учеников о свойствах химических элементов шестой группы, о строении атома о применении соединений;
- закрепить умение решать расчетные задачи по уравнениям реакций;
- продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях;
- закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;
- проводить экологическое воспитание на уроке химии.
Оборудование:
- периодическая система химических элементов,
- таблица растворимости,
- карточки,
- химические реактивы.
Тип урока: Обобщение знаний о неметаллах шестой группы.
Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Объявляется тема урока и основные задания, которые необходимо решить на уроке.
Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического и практического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше баллов. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках.
Но я думаю, что все вы не растеряйтесь и благополучно справитесь с заданиями.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде чем отправится в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию.
Тесты:
- Формула сульфата меди (II)
а) СuSО4;
б) Сu2S;
в) CuSО3 - Оксид это сложное вещество, в состав которого входит:
а) хлор;
б) кислород;
в) сера;
г) водород. - Серная кислота имеет формулу
а) Н2S;
б) Н2 SО4;
в) Н2SО3 - Содержание кислорода в воздухе составляет (по объему)
а) 21%;
б) 50%;
в)70% - Сульфаты – это соли
а) соляной кислоты;
б) азотной кислоты;
в) серной кислоты - Валентность атома серы в оксиде SО3 равна:
а) 2;
б) 4;
в) 6
Самопроверка.
- Проверяем свои записи и исправляем ошибки.
Учитель: Итак, мы начинаем свое путешествие.
Первая станция – «Научно-теоретическая».
- Сейчас мы послушаем сообщения учеников на тему: «Из истории открытия химических элементов».
Поисковая работа учащихся.
Кислород - открыли одновременно и независимо друг от друга два известнейших химика XVIII века, англичанин Дж. Пристли и швед К. Шееле. В1771 году Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем - кислородом.
Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье. Позже выяснилось, что не все кислоты содержат кислород (например, НСl),но менять название не стали.
Кислород оказался самым распространенным на земле элементом. Если во Вселенной преобладает водород, а в земной атмосфере азот, то в литосфере земной коры в верхнем слое мантии – связанный кислород. Он входит в состав большинства горных пород и более чем 1000 минералов. Большинство химических элементов существуют в природе в виде кислородосодержащих соединений. Кислород составляет 47% массы твердой оболочки Земли, еще больше его в гидросфере - водной оболочке нашей планеты - почти 86% по массе.
Кислород - газ, без цвета и запаха (температура кипения = -182,9°С), температура плавления = -2180с. Элемент химически активный. Он образует соединения со всеми элементами, кроме гелия, неона, аргона. С золотом, платиновыми металлами, галогенами, тяжелыми металлами, инертными газами кислород непосредственно не реагирует, их кислородосодержащие соединения получают косвенным путем.
Сера.
С серой человечество знакомо с глубокой древности. Серу и продукт ее горения оксид серы (IV) издавна употребляли для отбеливания тканей и изготовления лекарственных средств, чернения оружия, приготовления черного пороха. Сицилийские месторождения этого горючего с резким запахом, желтого минерала разрабатывались еще древними римлянами. Русское название серы происходит от древнеиндусского «сира» - светло-желтый, но не всегда сера светло-желтая.
Сера принадлежит к числу довольно распространенных на нашей планете химических элементов, составляя, примерно 0,05% от общей массы земной коры.
Сера – неметалл. Это элемент химически активный. Сера реагирует со многими металлами. При комнатной температуре - со щелочами, щелочноземельными, медью, серебром, ртутью. При нагревании - с железом, алюминием, свинцом, цинком. Лишь с золотом и платиной сера не взаимодействует. Этот элемент вступает в соединение с неметаллами, хотя и не так легко, как с металлами. Степень окисления серы в соединениях меняется от –2 до +6. Примерно половина добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты, главного соединения серы, чрезвычайно важного для химической промышленности. Еще 25% расходуется на получение очень важного для производства бумаги гидросульфита кальция. Сера необходима для получения резины. Также она нужна для производства спичек и пластмасс, тканей и различных химикатов, лекарственных средств. Серу считают жизненно важным элементом. Она входит в состав белков и аминокислот, ферментов и витаминов из неорганических соединений серы, кроме серной кислоты, особенно важны оксиды серы SО2, SО3.
Сероводород – ядовитый зловонный газ, используемый, тем не менее, в химической промышленности как лечебное средство (сернистые ванны).
Соединения серы необходимы во многих отраслях промышленности и широко в ней используется. Академик А.Е. Ферсман назвал серу – двигателем химической промышленности. Но нельзя не упомянуть и о том, что некоторые соединения этого элемента загрязняют атмосферу. Вредна сера и в составе углеводородных топлив, куда она переходит из нефти и газа. На нефтеперерабатывающих заводах существуют цехи по очистке продуктов от серы.
Селен.
Открыт селен в 1817г. шведским химиком и Берцелиусом и Ганом. Обнаружив, что выделенный ими элемент очень похож на теллур и сопутствует теллуру, Берцелиус назвал его селеном в честь селены – Луны, «теллурис» по латыни означает «Земля». Этот элемент мало распространен в природе. Встречается в основном в виде примеси.
Селен – серое кристаллическое вещество, по свойствам похожее на серу, с температурой плавления 217°С и температурой кипения 685,30С. Селениды цинка, кадмия и многих других металлов обладают полупроводниковыми свойствами. Значительна биологическая роль селена. В малых количествах, селен, обнаружен в сетчатке глаз человека, животных и птиц. У отличающихся остротой зрения орлов, содержание селена в сетчатке в сто раз больше, чем у человека. В больших дозах селен и его соединения ядовиты.
Вторая станция – «из чего я состою»
- Напишите строение атома кислорода, серы, селена.
О -1S22S22Р4
S - 1S22S22Р63S23Р4
Sе -1S22S22Р63S23Р64S24Р4
Определите степень окисления серы, в следующих соединениях.
Н2S, Н2SО4 , Н2SО3, К2SО4
Третья станция – «Найди меня»
На доске записаны формулы веществ: Н2SО4; SiО2; SО2; Н2О; SiН4; SО3
- Эту кислоту используют для заправки аккумуляторов.
- Назовите оксид соответствующий серной кислоте.
- Вещество которое может находиться в трех агрегатных состояниях.
- 4.Вещество, которое имеет название – силан.
- Оксид серы (IV).
Четвёртая станция – «практическая – эксперимент продолжается»
Лабораторный опыт «Химические свойства серной кислоты»
Опыт № 1
- Н2SО4 + лакмус – покраснение лакмусовой бумажки
- Н2SО4 + NаОН = Nа2SО4 + Н2О
- Nа2SO4 + ВаСI2 = BаSО4 + NаCI
Написать полное ионное и сокращенное ионное уравнение данной химической реакции. (3)
Пятая станция – «решение задач»
- Какая масса силицида магния Мg2Si получится при взаимодействии 60 г кремния, содержащего 5% примесей, с магнием?
- 65 г цинка поместили в раствор, содержащий 20г. серной кислоты. Рассчитайте массу выделившегося водорода.
- Напишите уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Si - SiО2 - К2SiО3 - Н2SiО3
Шестая станция – «прощальная»
Закрепление пройденного материала.
Выявим, кто является «слабым звеном»
- Какой неметалл, горит в кислороде, синим пламенем?
- Кто открыл первым кислород?
- Атомный номер кислорода?
- Что показывает номер группы?
- Атомный номер серы?
- Что означает оксигениум?
- В каком периоде находится сера?
- Наивысшая валентность серы?
- Массовая доля, какого химического элемента в организме человека наибольшая?
- Формула сульфата натрия?
- Что означает сера по-индусски?
- Формула серной кислоты?
- Атомный номер селена?
- Кто открыл серу?
- Температура кипения кислорода?
- Температура плавления кислорода?
- Какую валентность проявляет сера в соединении SО2?
- Что означает, селен по латыни?
Подведение итога урока.