Цель:
- Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через десяток.
- Закрепление умения решать задачи, выражения изученных видов
- Развивать пространственные представления, логическое мышление, смекалку, сообразительность.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Провести межпредметные связи с уроками природоведения (окружающего мира).
- Обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие, в котором нам понадобится ваше знание математики. Откройте тетради и запишите дату путешествия. А куда совершим путешествие - мы узнаем, выполнив первое задание.
2. Работа над темой.
Расшифруйте, расположив ответы примеров в порядке возрастания.
О |
4+1+3 |
А |
15-5+4 |
Р |
8+3+6 |
З |
12-8 |
К |
9+9 |
П |
2+ 8 |
О |
14-9 |
|
|
Ответы:
4 |
5 |
8 |
10 |
14 |
17 |
18 |
з |
о |
о |
п |
а |
р |
к |
- Куда же мы отправимся? (В зоопарк.)
- Что такое зоопарк?
Сейчас мы отправимся в гости к первому животному. Расшифруйте название, выполнив действия:
- Как выполняются действия в выражениях, где есть скобки?
Л |
18-(12-4) |
Б |
18-(9+1) |
К |
(16-9) + 8 |
А |
12-(3+9) |
Е |
17-9+5 |
|
|
Ответы:
8 |
13 |
10 |
15 |
0 |
|
|
|
|
|
8 |
13 |
10 |
15 |
0 |
б |
е |
л |
к |
а |
- Кто знает, почему белку так назвали?
[Жители Древней Руси называли зверька «ве́верица». А, словом белка называли зверька с белой шкуркой. В ходе истории слово «ве́верица» утратилось, и словом белка стали называть любого животного этого вида.]
3. Устные упражнения.
Мы продолжаем наше путешествие по зоопарку и узнаем некоторые интересные сведения из жизни животных:
- Запишите число в котором 3 дес. 0 ед. и вы узнаете какой длины рождаются львята (30 см)
- Запишите число в котором 1 дес. 2 ед. и вы узнаете как далеко могут прыгать кенгуру и пантера (12 м)
- Запишите число в котором 5дес. 0 ед. и вы узнаете сколько лет живёт бурый медведь (50 лет)
- Запишите число в котором 7дес. 5 ед. и вы узнаете сколько лет в среднем живёт слон (75 лет)
4. Решение задачи.
- Где содержат зверей в зоопарке? (В клетках и вольерах.)
Белка живёт в вольере треугольной формы. Давайте узнаем длину его сетки, если одна сторона равна 5 дм, другая - 2 дм, а третья – 3 дм.
Задача.
5+2 + 3 = 10 (дм)
Ответ: длина ограды 10 дм
- Переведите длину забора в метры (1м)
5. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами попали на площадку молодняка. Кто знает, что это такое? (звериный детский сад). Отгадайте загадку и изобразите животное.
- Трусоват лесной красавец. Догадались? Это … (Заяц)
- Хоть открыты настежь двери. Но ко мне не ходят звери. Ты смотри, меня не трожь - я колючий шарик … (Ёж)
- Летом бродит без дороги между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
6. Продолжение работы над темой.
Отгадайте загадку: Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины и надёжную плотину. (Бобры).
Животное, которому мы отправимся – бобёр. В нашей стране много бобров. Бобр – крупный грызун. Ведёт полуводный образ жизни. Обитает по лесным рекам, сооружает из веток и ила домики, поперёк реки делает плотины длиной 5-6 метров.
1) Узнаем длину тела бобра в сантиметрах
Будем действовать по алгоритму:
30+20+50=100 (см)
- Чему равна длина тела бобра? (100 см)
- Выразите в дециметрах, метрах
2) Узнаем массу бобра в килограммах.
- Чему же равна масса бобра? (25 кг)
- Назовите геометрические фигуры, которые встречаются в этом задании. Какая фигура лишняя и почему?
3) Бобр отличный пловец и ныряльщик. Узнаем, сколько минут он может находиться под водой.
- Замените суммой разрядных слагаемых числа 15, 39, 51. Найдите наименьшее число.
- Сколько же минут бобр может находиться под водой? (5 минут)
7. Решение задачи.
А сейчас мы отправимся в гости к очень необычному животному: муравьеду.
- Как вы думаете, чем питаются муравьеды? (муравьями и термитами)
Главное орудие этих своеобразных зверей — длинный, тонкий и клейкий язык, которым они захватывают свою пищу. Существует всего три вида муравьедов, и живут они в Южной Америке.
Морда у большого муравьеда длинная, трубкообразная, глаза и уши маленькие, хвост громадный и пышный. А сильные лапы вооружены мощными и острыми загнутыми когтями. Муравьед захватывает добычу своим клейким языком (длиной более полуметра) и движет им вперёд-назад до 160 раз в минуту! Зубов у муравьеда нет, он пережёвывает пищу... желудком. На стенках желудка у него есть роговые бороздки, а кроме того, в желудке много песка и камешков — там и перемалывается пища.
Мать носит детёныша большого муравьеда на спине больше месяца. Детёныш крепко держится за шерсть матери острыми когтями.
Другой муравьед — тамандуа — гораздо меньше. Мордочка у него покороче, зато уши больше, чем у его крупного собрата. Тамандуа может ходить по земле, но с большим удовольствием лазает по деревьям. Хвост у тамандуа цепкий, он помогает ему держаться среди ветвей.
В густом лесу в кроне деревьев изредка удаётся заметить карликового муравьеда. Это крошечный зверёк. На землю он не спускается, целую ночь лазает по ветвям, держась за них лапами и длинным цепким хвостом. А днём забирается в дупло и спит, свернувшись в клубок.
Раньше муравьедов истребляли ради их вкусного мяса, но теперь они стали редкими, и их охраняют.
Решим задачу: Длина большого муравьеда 1 м, муравьеда тамандуа – на 50 см меньше, чем большого, а карликового – на 30 см меньше, чем тамандуа. Какова длина тамандуа и карликового муравьеда?
Задача.
Большой – 1 м
Тамандуа – ?, на 50 см меньше, чем большой
Карликовый – ?, на 30 см меньше, чем тамандуа
- 1 м = 100 см
100 – 50 = 50 (см) – длина тамандуа - 50 – 30= 20 (см) – длина карликового
Ответ: 50 см длина тамандуа, 30 см длина карликового муравьеда.
- В одинаковых ли единицах выражена длина?
- Переведите 1 м в см.
8. Подведение итогов урока.
Итак, наше путешествие по зоопарку подходит к концу.
- О каких животных говорили на уроке?
- Что нового и интересного мы узнали о животных?
- Как назвать этих животных по способу питания? (травоядные и хищники)
- Как назвать этих животных по месту проживания и отношению к человеку? (дикие)
Оформление доски см. в приложении.