Цели урока:
- Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Металлы», выявить уровень знаний о строении атомов металлов, о свойствах металлов и их соединений; проверить умения составлять ионные уравнения, электронный баланс, умения решать задачи.
- Саморазвитие по рациональному планированию; продолжить формирование умений систематизировать, обобщать; работать с компьютером; закрепить умения решать экспериментальные задачи; формировать навыки групповой и индивидуальной работы.
- Воспитать интерес к учебе; взаимопомощь, взаимоуважение.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Формы урока: урок-игра, интегрированный урок с компьютером.
Методы: фронтальный опрос, работа на доске, самостоятельная работа, выполнение лабораторных опытов, тестирование на компьютере.
Оборудование: Периодическая таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, дидактические карточки, компьютеры, красные и синие фишки, лабораторное оборудование,
маршрутный лист, лист оценивания.
№ |
Фамилия Имя |
Количество баллов по станциям |
Общее количество баллов |
Оценка |
|||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Вступительное слово учителя. (Приложение 1, 1 слайд)
Далее учитель знакомит учащихся с маршрутом. (2 слайд).
- Вокзал «Счастливого пути!»
- Станция «Для тебя»
- Станция «Интерфейс» (практическая станция)
- Станция «Мир металлов»
- Станция «Химическая поляна».
- Итоговая станция.
Всего 4 вагона по 6 учеников.
Кто же сегодня своими знаниями и умениями наберет максимальное количество баллов.
На каждой станции по одному контролеру. Это могут быть учащиеся старших классов.
II. Операционально-исполнительский этап.
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!!!
I станция: Вокзал «Счастливого пути!» (блиц-опрос ) (3 слайд)
- Металл, который в средние века алхимики изображали в виде война. (железо)
- Самый твердый металл. (хром)
- Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании.
- Металл, пары которого могут вызвать у человека озноб и несильное отравление. Используется для создания антикоррозийной пленки на поверхности металла. (цинк)
- Какие свойства металлов или сплавов лежат в основе образования литературных выражений: “стальной характер”, “железные нервы”, “золотое сердце”, “свинцовый кулак”.
- Назовите самый активный металл. Обоснуйте ответ. (франций)
- Жидкий металл. (ртуть)
- Самый легкоплавкий металл. (цезий)
- Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания? (тугоплавкий)
- Самый пластичный металл. (золото)
- Какой период в истории человечества называют “бронзовым веком”? Почему?
- Где хранят натрий, калий и литий? Почему? (керосин и вазелин)
- Экологически безопасный способ получения меди. (микробиологический)
- Для чего пименяют лужение. (покрытие железного листа оловом-антикоррозия)
- Можно ли хранить кислые и щелочные растворы в алюминиевой посуде. Почему? (нет, Al – амфотерный)
II Станция «Для тебя»
По одному из каждой команды учащиеся у доски выполняют задания (из конверта) остальные на местах.
Задания для 1 вагона. (4 слайд)
- Какой объем водорода образуется при растворении 11,5 г натрия, содержащего 2% примесей.
- закончите уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель: Mg+ZnCO3 = (Mg+ZnCO3 = MgCO3+Zn, Mg – восстановитель, Zn2+ – окислитель)
- Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой и щелочью, какие свойства проявляет алюминий?
- Осуществите превращение:
Подобные задания и для других команд
III станция «Интерфейс»
Качественные реакции на катионы. По одному ученику работают за компьютером.
- Малиновое окрашивание пламени:
а) Li+
б) Na+
в) K+
г) Са2+
2) Желтое окрашивание пламени:
а) Li+
б) Na+
в) K+
г) Са2+ - Фиолетовое окрашивание пламени:
а) Li+
б) Na+
в) K+
г) Са2+ - Кирпично-красное окрашивание пламени:
а) Li+
б) Na+
в) K+
г) Са2+ - Качественная реакция на катион Fe2+
а) желтая кровяная соль
б) красная кровяная соль
в) соляная кислота
Остальные на местах решают экспериментальные задачи. (5 слайд)
Вагон-1 Определите в какой пробирке хлорид бария и хлорид натрия, используя данные реактивы. Запишите уравнения реакций. (серная кислота)
Вагон-2 Определите в какой пробирке хлорид кальция и нитрат натрия, используя данные реактивы. Запишите уравнения реакций. (карбонат натрия)
Вагон-3 Определите в какой пробирке нитрат серебра и нитрат натрия, используя данные реактивы. Запишите уравнения реакций. (соляная кислота)
Вагон-4 Как можно определить сухие соли: хлориды калия, натрия, кальция.
Контролеры проверяют правильность ответов.
IV. Станция “Мир металлов” (тестирование за компьютером по одному участнику) .
- Общее название металлов 1А группы
а) щелочно-земельные
б) щелочные
в) благородные - Кальций, стронций, барий относятся к
а) щелочно-земельные
б) щелочные
в) благородные - Основной оксид образует
а) алюминий,
б) хром
в) кальций - Какое свойство придает хром стали в качестве легирующего элемента
а) вязкость
б) твердость
в) жаропрочность - В каких минералах кальций встречается в виде карбонатов
а) киноварь
б) мел
в) сильвинит
Остальные в это время слушают и отгадывают загадки:
1)
Добавка магния и меди
Металлу прочность придает.
Без сплава этого поверьте,
Нельзя построить самолет.
Фольга в быту привычной стала,
Об этом знает, стар и млад:
В фольгу из легкого металла
Завернут вкусный шоколад (алюминий)
2)
Я не в меру очень нервный
От всего могу вспылить
Не бросайте меня в воду -
Ей огня не погасить. (натрий)
3)
Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)
4)
С буквой “З” меня ты ценишь,
Я известный элемент
Лишь на “Д” ее заменишь
Я – столярный инструмент. (Золото – Долото)
5)
Хлорид его – зеленый
И синий купорос,
Какой металл те соли
Дает, вот в чем вопрос. (Медь)
6)
Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)
7)
Этому металлу хвала и честь,
С ним получается “Белая жесть”
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)
V. Станция «Химическая полянка» (за компьютером по 1 ученику из команды).
Тест
- Самый распространенный металл в земной коре
- железо
- алюминий
- свинец.
- медь
- Сплав на основе железа
- Бронза
- Сталь
- Латунь
- Мельхиор
- Благородный металл
- свинец
- олово
- платина
- натрий
- Бертолетова соль
- Na2CO3
- Na2SO4*10H2O
- CaSO4*2 H2O
- KClO3
- Качественная реакция на барий ион
- HCl
- KOН
- AgNO3
- Н2SO4
- Глауберова соль
- Na2CO3
- Na2SO4*10H2O
- CaSO4*2 H2O
- KClO3
- Поташ
- К2CO3
- Na2SO4*10H2O
- CaSO4*2H2O
- KClO3
- Гашеная известь
- NaOH
- KOH
- Ca(OH)2
- Al(OH)3
Остальные в это время решают кроссворд. (6 слайд)
По горизонтали: 2. Жидкость для хранения Na и К. 4.Материал, состоящий из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один металл. 5. Сплав на основе алюминия, применяемый в самолетостроении. 7. Процесс отдачи электронов в ОВР.
8. Цвет, в который окрашивают пламя атомы натрия. 9. К+Н2 = …
По вертикали: 1. Продукт взаимодействия натрия с кислородом. 2. Техническое название гидроксида натрия. 3. Сплав на основе железа. 6. Одна из областей применения латуни.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
VI. Итоговая станция.
Оцениваются работы учащихся. Подводятся итоги. (7 слайд).