Социальный педагог в школе

Разделы: Социальная педагогика


Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство, мечты и зрелость. В этом доме радость, и слёзы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно – познание нового и таинство учения. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот прекрасный, вечно молодой дом знаний. Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель, которые не могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. Учитель помогает и направляет ученика, способствует воспитанию достойного подрастающего поколения.

Быть педагогом, потому что педагог – «это проявляющий заботу о заботе ученика» (Сократ), то есть взаимодействующий с рефлексией ученика, а рефлексия это процесс познания. Педагог – ведущий ребёнка к знаниям.

Заповеди учителя.

  1. Люби детей! Защити их любовью и правдой.
  2. Не повреди.
  3. Ищи в детях хорошее.
  4. Научи детей думать и любить.
  5. Всё без принуждения.
  6. Ни дня без новизны.
  7. Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
  8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
  9. Учитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.
  10. Учитель учит других до тех пор пока учится сам.

А каждый ученик должен тоже соблюдать заповеди, должен быть человеком, жить в ладу с самим собой, обдуманно совершать все принимаемые решения и выполнять следующее:

Заповеди ученика

  1. Делай добро.
  2. Бойся обидеть человеку.
  3. Люби и прощай людей.
  4. Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе.
  5. Береги честь смолоду.
  6. Познай себя и мир.
  7. Найди свою цель в жизни.
  8. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
  9. Лучше отдай всё, чем возьмёшь чужое.

Самое главное надо любить ту профессию, которую ты выбрал и отдавать всю полноту знаний и умений, которыми ты владеешь. Слова М.Горького «Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать» очень верные.

Формы работы социального педагога.

1. Работа с учащимися и их родителями.

ДЕТОСТРОЙ.

Цель: связь родителей и школы в воспитании детей, прививать у детей любовь к школе, доброе уважительное отношение родителей к школе, способствовать воспитанию чувства коллективизма и отдельной личности.

Атрибуты: записи с песнями о родительском доме, родителях, выставка книг и журналов о воспитании в семье, круглый стол с чаепитием.

Содержание: даётся предварительное задание (например: найти пословицы, загадки о семье).

На чаепитие к круглому столу приглашаются родители и дети. Начинается беседа. На примере рассказов, сказок («Косточка», «Два друга», «Айога») ставится проблема. А потом ведётся обсуждение. Выясняется отношение к проблеме детей и взрослых. Может быть использован рассказ о воспитании детей в разное время. Разбираются совместные проблемы.

ДРЕВО ЖИЗНИ.

Цель: разбудить у ребёнка интерес к истории своей семьи, воспитывать чувство гордости к своей семье. Уважение традиций семьи, связь поколений.

Атрибуты: музыкальное сопровождение и художественное оформление класса, приглашены старейшие члены семей, дети, их родители.

Содержание:

  1. Создание генеалогических деревьев каждой семьи. Перед классным часом учитель знакомит детей с историей генеалогического древа, с особенностями его создания
  2. Защита гербов и девизов семей.
  3. Беседа об этических нормах и этических отношений в семье.
  4. Конкурс «Знаю ли я своих родных?»
  5. Мини-концерт.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ.

Цель: установить контакт с родителями, связь семьи и школы.

Содержание: В начале учебного года проводится длительная экскурсия на природу классного руководителя, детей и их родителей. Проводятся всевозможные конкурсы, игры, беседа.

2. Работа со старшеклассниками.

ВСЁ ОБО МНЕ, Я ОБО ВСЕХ.

Цель: стимулировать самооценку, самосознание, самокритичность.

Атрибуты: комната со свечами, тихая музыка.

Содержание: Ребята садятся по кругу. Каждый по очереди садится в круг и слушает мнение о себе других, составляет свой социальный портрет. В круг садятся по желанию. Хорошо, если одним из первых в круг садится учитель.

3. Работа с младшими школьниками.

ЗАЩИТА ЗЕЛЁНОГО ДРУГА.

Цель: экологическое воспитание детей.

Атрибуты: записи с голосами птиц, картины леса, создание в классе атмосферы леса, лесовичок.

Содержание: Проводится путешествие в гости к лесовику, с конкурсами и подарками. В конце путешествия. Подарки сделаны детьми на уроках труда и их родителями, могут быть использованы следующие конкурсы:

  • Загадайка – загадки связаны с природой.
  • Назови меня – по картинкам птицы, цветы.
  • Цветная полянка – названия цветов, растений и их предназначение.
  • Прости Земля – страницы из Красной Книги.

БЕЗ УЧЕБНИКОВ, ДРУЗЬЯ, НАМ ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ.

Цель: прививать интерес к учёбе, школе, чувство взаимовыручки, сплочение классного коллектива.

Атрибуты: декорации, музыкальная обработка, костюмы.

Содержание: проходит в виде спектакля по сценарию. Сценарий заключается в том, что два лодыря начинают путешествовать по Волшебной стране, попадая в разные ситуации. Выбраться из ситуаций помогают зрители, друзья и школьные знания. В конце они понимают, что без школы прожить нельзя.

5. Работа с родителями.

Тест для родителей «Каков Ваш стиль общения с ребёнком.

 Цель тестирования: Помочь родителям определить понимают ли они своих детей, каков их стиль общения с детьми, уютно ли детям в собственной семье.

 Тест можно использовать как и в индивидуальной беседе с родителями так и в групповой работе (родительское собрание, Совет отцов).

Содержание теста:

Как часто Вы употребляете данные фразы Вов время общения с собственным ребёнком (отвечать «да» или «нет»).

  1. Сколько раз тебе повторять
  2. Посоветуй мне, пожалуйста
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делал /а/
  4. И в кого ты только уродился
  5. Какие у тебя замечательные друзья
  6. Ну на кого ты похож
  7. Я в твоё время
  8. Ты мне опора и помощник
  9. Ну что за друзья у тебя
  10. О чём ты только думаешь
  11. Какой /ая/ ты у меня умница
  12. А как ты считаешь, доченька /сынок/
  13. У всех дети как дети, а ты
  14. Какой ты у меня сообразительный /ая/

По два балла ставится за фразы с ответом «да»: 1,4,7,10,13

По одному баллу ставится за фразы с ответом «да»: 3, 6, 9, 14

Итог проссумировать.

Менее 9 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу, у Вас полная совместимость. Он искренне Вас любит и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности ребёнка.

9 – 10 балов: Вы непоследовательны в отношении с ребёнком, он уважает Вас, хотя и не совсем с Вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов: Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет. Согласитесь, не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка больше зависит от случая, чем от Вас.

13 – 14 баллов: Наверное Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь побольше уделять внимания ребёнку, постарайтесь прислушаться к его словам и услышать.

6. Работа с учащимися.

Анкета «Какой я сын? Какая я дочь?»

Цель анкетирования: Способствовать развитию чувств взаимопонимания, любви и заботы между детьми и родителями.

Содержание анкеты:

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, а у товарища или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родителям /запиской, по телефону, через товарищей/?
  2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой /генеральной уборкой, стиркой, ремонтом/, а ты уходишь на улицу, в кино, чтобы «не крутиться под ногами»?/
  3. Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые не на месте?
  4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр?
  5. Свои нужды /купить коньки, мяч, джинсы…/ ты, наверное, знаешь хорошо, а известно ли тебе, какая вещь нужна срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату, сестре, и когда они собираются приобрести её?
  6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
  7. Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
  8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в театр. Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома /просишь их не уходить, требуешь взять с собой, сидишь молча с кислым и недовольным видом/?
  9. У Вас дома взрослые гости. Приходится ли тебе напоминать, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?
  10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в театре, в музее, в магазине, на улице подать маме руку, взять сумку, подать пальто или оказать другие знаки внимания?

Итог: Если ты хороший сын /дочь/, то должно получиться + - - + + + + - - -.

Если знаки получились противоположные, то тебе всерьёз надо заняться самовоспитанием. Если некоторые знаки не совпадают, ты не огорчайся – придумай себе несколько правил и работай над ними

7. Основные направления и формы работы .

1) Взаимодействия с классным руководителем:

  • Семинары;
  • Консультации;
  • Педсоветы;
  • Выступления на родительском собрании.

2) Работа с неблагополучными семьями:

  • Посещения на дому;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы.

3) Работа с учащимися девиантного поведения:

  • Индивидуальные беседы;
  • Посещение на дому;
  • Посещение уроков.

4) Работа с семьями опекаемых детей:

  • Обследование материально-бытовых условий;
  • Организация летнего отдыха.

5) Работа с учащимися:

  • Беседы;
  • Посещение уроков;
  • Анкетирование;
  • Классные часы;
  • Общешкольные мероприятия.

6) Методическая работа:

  • Семинары;
  • Совещания;
  • Работа с СМИ.