Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство, мечты и зрелость. В этом доме радость, и слёзы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно – познание нового и таинство учения. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот прекрасный, вечно молодой дом знаний. Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель, которые не могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. Учитель помогает и направляет ученика, способствует воспитанию достойного подрастающего поколения.
Быть педагогом, потому что педагог – «это проявляющий заботу о заботе ученика» (Сократ), то есть взаимодействующий с рефлексией ученика, а рефлексия это процесс познания. Педагог – ведущий ребёнка к знаниям.
Заповеди учителя.
- Люби детей! Защити их любовью и правдой.
- Не повреди.
- Ищи в детях хорошее.
- Научи детей думать и любить.
- Всё без принуждения.
- Ни дня без новизны.
- Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
- Воспитывай, опираясь на природу ученика.
- Учитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.
- Учитель учит других до тех пор пока учится сам.
А каждый ученик должен тоже соблюдать заповеди, должен быть человеком, жить в ладу с самим собой, обдуманно совершать все принимаемые решения и выполнять следующее:
Заповеди ученика
- Делай добро.
- Бойся обидеть человеку.
- Люби и прощай людей.
- Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе.
- Береги честь смолоду.
- Познай себя и мир.
- Найди свою цель в жизни.
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
- Лучше отдай всё, чем возьмёшь чужое.
Самое главное надо любить ту профессию, которую ты выбрал и отдавать всю полноту знаний и умений, которыми ты владеешь. Слова М.Горького «Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать» очень верные.
Формы работы социального педагога.
1. Работа с учащимися и их родителями.
ДЕТОСТРОЙ.
Цель: связь родителей и школы в воспитании детей, прививать у детей любовь к школе, доброе уважительное отношение родителей к школе, способствовать воспитанию чувства коллективизма и отдельной личности.
Атрибуты: записи с песнями о родительском доме, родителях, выставка книг и журналов о воспитании в семье, круглый стол с чаепитием.
Содержание: даётся предварительное задание (например: найти пословицы, загадки о семье).
На чаепитие к круглому столу приглашаются родители и дети. Начинается беседа. На примере рассказов, сказок («Косточка», «Два друга», «Айога») ставится проблема. А потом ведётся обсуждение. Выясняется отношение к проблеме детей и взрослых. Может быть использован рассказ о воспитании детей в разное время. Разбираются совместные проблемы.
ДРЕВО ЖИЗНИ.
Цель: разбудить у ребёнка интерес к истории своей семьи, воспитывать чувство гордости к своей семье. Уважение традиций семьи, связь поколений.
Атрибуты: музыкальное сопровождение и художественное оформление класса, приглашены старейшие члены семей, дети, их родители.
Содержание:
- Создание генеалогических деревьев каждой семьи. Перед классным часом учитель знакомит детей с историей генеалогического древа, с особенностями его создания
- Защита гербов и девизов семей.
- Беседа об этических нормах и этических отношений в семье.
- Конкурс «Знаю ли я своих родных?»
- Мини-концерт.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ.
Цель: установить контакт с родителями, связь семьи и школы.
Содержание: В начале учебного года проводится длительная экскурсия на природу классного руководителя, детей и их родителей. Проводятся всевозможные конкурсы, игры, беседа.
2. Работа со старшеклассниками.
ВСЁ ОБО МНЕ, Я ОБО ВСЕХ.
Цель: стимулировать самооценку, самосознание, самокритичность.
Атрибуты: комната со свечами, тихая музыка.
Содержание: Ребята садятся по кругу. Каждый по очереди садится в круг и слушает мнение о себе других, составляет свой социальный портрет. В круг садятся по желанию. Хорошо, если одним из первых в круг садится учитель.
3. Работа с младшими школьниками.
ЗАЩИТА ЗЕЛЁНОГО ДРУГА.
Цель: экологическое воспитание детей.
Атрибуты: записи с голосами птиц, картины леса, создание в классе атмосферы леса, лесовичок.
Содержание: Проводится путешествие в гости к лесовику, с конкурсами и подарками. В конце путешествия. Подарки сделаны детьми на уроках труда и их родителями, могут быть использованы следующие конкурсы:
- Загадайка – загадки связаны с природой.
- Назови меня – по картинкам птицы, цветы.
- Цветная полянка – названия цветов, растений и их предназначение.
- Прости Земля – страницы из Красной Книги.
БЕЗ УЧЕБНИКОВ, ДРУЗЬЯ, НАМ ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ.
Цель: прививать интерес к учёбе, школе, чувство взаимовыручки, сплочение классного коллектива.
Атрибуты: декорации, музыкальная обработка, костюмы.
Содержание: проходит в виде спектакля по сценарию. Сценарий заключается в том, что два лодыря начинают путешествовать по Волшебной стране, попадая в разные ситуации. Выбраться из ситуаций помогают зрители, друзья и школьные знания. В конце они понимают, что без школы прожить нельзя.
5. Работа с родителями.
Тест для родителей «Каков Ваш стиль общения с ребёнком.
Цель тестирования: Помочь родителям определить понимают ли они своих детей, каков их стиль общения с детьми, уютно ли детям в собственной семье.
Тест можно использовать как и в индивидуальной беседе с родителями так и в групповой работе (родительское собрание, Совет отцов).
Содержание теста:
Как часто Вы употребляете данные фразы Вов время общения с собственным ребёнком (отвечать «да» или «нет»).
- Сколько раз тебе повторять
- Посоветуй мне, пожалуйста
- Не знаю, чтобы я без тебя делал /а/
- И в кого ты только уродился
- Какие у тебя замечательные друзья
- Ну на кого ты похож
- Я в твоё время
- Ты мне опора и помощник
- Ну что за друзья у тебя
- О чём ты только думаешь
- Какой /ая/ ты у меня умница
- А как ты считаешь, доченька /сынок/
- У всех дети как дети, а ты
- Какой ты у меня сообразительный /ая/
По два балла ставится за фразы с ответом «да»: 1,4,7,10,13
По одному баллу ставится за фразы с ответом «да»: 3, 6, 9, 14
Итог проссумировать.
Менее 9 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу, у Вас полная совместимость. Он искренне Вас любит и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности ребёнка.
9 – 10 балов: Вы непоследовательны в отношении с ребёнком, он уважает Вас, хотя и не совсем с Вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию случайных обстоятельств.
11 – 12 баллов: Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет. Согласитесь, не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка больше зависит от случая, чем от Вас.
13 – 14 баллов: Наверное Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь побольше уделять внимания ребёнку, постарайтесь прислушаться к его словам и услышать.
6. Работа с учащимися.
Анкета «Какой я сын? Какая я дочь?»
Цель анкетирования: Способствовать развитию чувств взаимопонимания, любви и заботы между детьми и родителями.
Содержание анкеты:
- Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, а у товарища или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родителям /запиской, по телефону, через товарищей/?
- Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой /генеральной уборкой, стиркой, ремонтом/, а ты уходишь на улицу, в кино, чтобы «не крутиться под ногами»?/
- Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые не на месте?
- Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр?
- Свои нужды /купить коньки, мяч, джинсы…/ ты, наверное, знаешь хорошо, а известно ли тебе, какая вещь нужна срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату, сестре, и когда они собираются приобрести её?
- Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
- Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
- У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в театр. Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома /просишь их не уходить, требуешь взять с собой, сидишь молча с кислым и недовольным видом/?
- У Вас дома взрослые гости. Приходится ли тебе напоминать, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?
- Стесняешься ли ты дома, в гостях, в театре, в музее, в магазине, на улице подать маме руку, взять сумку, подать пальто или оказать другие знаки внимания?
Итог: Если ты хороший сын /дочь/, то должно получиться + - - + + + + - - -.
Если знаки получились противоположные, то тебе всерьёз надо заняться самовоспитанием. Если некоторые знаки не совпадают, ты не огорчайся – придумай себе несколько правил и работай над ними
7. Основные направления и формы работы .
1) Взаимодействия с классным руководителем:
- Семинары;
- Консультации;
- Педсоветы;
- Выступления на родительском собрании.
2) Работа с неблагополучными семьями:
- Посещения на дому;
- Консультации;
- Индивидуальные беседы.
3) Работа с учащимися девиантного поведения:
- Индивидуальные беседы;
- Посещение на дому;
- Посещение уроков.
4) Работа с семьями опекаемых детей:
- Обследование материально-бытовых условий;
- Организация летнего отдыха.
5) Работа с учащимися:
- Беседы;
- Посещение уроков;
- Анкетирование;
- Классные часы;
- Общешкольные мероприятия.
6) Методическая работа:
- Семинары;
- Совещания;
- Работа с СМИ.