Урок-аппликация с элементами дизайна (труд + ИЗО). Тема: "Русская игрушка. Коллаж. Матрешка"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Русская игрушка. Коллаж Матрешка».

Цели:

  • познакомить с историей русской матрешки;
  • закрепить знания детей о приемах работы с различными материалами в технике
  • коллаж;
  • развивать кругозор, мелкую моторику рук, эстетический вкус и фантазию;
  • воспитывать усидчивость и аккуратность;
  • реализовать связь урока трудового обучения с уроком декоративной работы: роспись узора «игрушки-матрешки».

Оборудование: набор матрешек, картинки с русскими игрушками, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, ножницы, тесьма, клей, пуговицы, карандаши, фломастеры, клеенка.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Приветствие, организационный момент.

2. Повторение правил техники безопасности.

– Когда человек работает, он часто использует различные инструменты, помощников в своей работе. Давайте вспомним их и проверим, все ли готово к работе. Я Вам расскажу одно стихотворение, а Вы проверите своё рабочее место:

Чтоб начать работу нам
Все разложим по местам.
Ножницы, бумага, клей
Аккуратней, не разлей!
Фломастеры и карандаши
Пока в сторонку отложи!
Картон, шаблоны, лоскутки
Банты, шнурки и завитки
Все на клеёнку разложи!
А что забыла, подскажи!

– Есть ли у Вас на столе опасные предметы?

– Как надо с ними обращаться?

II. Работа по теме

1. Сообщение учителя

– Мир игрушек удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказки и реальность. В игрушках по своему отражались быт, привычки, настроение людей. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свою жизнь. Говорить обо всех игрушках мы сегодня не будем. Наш разговор пойдет о народных игрушках. Посмотрите на них, вот они (выставка на доске). Что это за игрушки? Может мне кто-нибудь поможет и назовет их? Различные игрушки изготовляют из различного материала: глины, дерева. Они пользуются большим спросом и служат для украшения народного быта. Попробуйте отгадать загадку об одной такой игрушке:

«Ростом разные подружки.
И похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка». (Матрешка)

– Правильно, наш урок сегодня будет посвящен Матрешке – символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия. А хотите узнать, как родилась матрешка? Однажды в руки Подмосковных художников попала японская деревянная игрушка – японец, а в нем мал-мала-меньше – вся его семья. Вот тогда и решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить (вырезать) из дерева такую же свою национальную игрушка – русскую матрешку. Деревянную матрешку расписали художники. Одели ей красивый сарафан с передником (фактурком), вышитую кофточку и повязали на голове косыночку. Та и родилась матрешка – россияночка, а (показ) в ней мал мала меньше девочки и мальчики, а последним был спеленатый малыш. Первая матрешка в руках держала петушка (показ). Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениров за рубежом. Много стихов и песен посвятили этой игрушке, давайте послушаем одну из них. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.

2. Чтение стихотворений (дети)

Кто матрешку создал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неземной страсти.
Истинную русскую красу.

3. Работа с изделием.

– Сегодня на уроке мы попробуем изготовить плоскую матрешку. Для этого нам понадобятся различные материалы: ткань, пуговицы, тесьма кружева. Часто в доме можно найти множество таких не нужных мелких вещей, не спишите их выбрасывать – с их помощью Вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж» (французское слово) (на доске). Коллаж (аппликация) – это означает наклеивание на основу различных материалов одновременно: кусочки ткани и фотографий, галет и кружев, бус и старых писем. Чтобы Вам было более понятно проведем коллажную разминку. Прежде чем приступать к серьезной работе, попробуем использовать эту технику па простом.

(1. Нарисованный ботинок, но без шнурков: «Какие впечатления?»
2. «Проделываем шилом отверстие, и просовываем шнурок»)
3. Коллаж: «Какие впечатления?»).

– Сегодня Вы будете авторами-художниками. Ваше произведение – «Матрешка». Давайте составим план работы:

1. Вырежьте все детали из тонкой бумаги (условный знак на доске)

2. Выкройте детали сарафана из шаблона и ткани.

3. Приклейте детали из ткани на основу – матрешку

4. Декорируйте (украсьте) матрешку тесьмой, лентами, пуговицами и т.д.

5 . Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

III. Практическая работа

IV. Итог урока

Анализ готовых работ. На доске вывешиваются готовые работы. Экспресс-выставка «Хоровод» по кругу.

– Что нового узнали Вы сегодня па уроке?
– С каким французским словом вы познакомились?
– Что оно означает в переводе на русский язык?
– Посмотрите на Хоровод матрешек, какие на Ваш взгляд самые удачные?
– Какое настроение вызывают они у Вас?
– Давайте поаплодируем всем нам за творческую работу на сегодняшнем уроке. Спасибо за урок.