Урок-игра для 9-го класса "Битик-банк"

Разделы: Информатика


Цель урока: контроль и обобщение знаний по теме «Коммуникационные технологии».

Задачи урока:

  • Образовательные: проверка теоретических знаний по теме урока и практических навыков и умений по поиску информации в Интернете с использованием различных поисковых систем.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, логического мышления, внимания, творческих способностей.
  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности, взаимовыручки, толерантности.

Место урока в учебном плане: последний урок в теме.

Тип урока: урок контроля и систематизации знаний.

Вид урока: Урок-игра по теме «Коммуникационные технологии».

Возраст: 9 класс

Оборудование:

  • компьютеры в локальной сети, подключенные к Интернет;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация «Битик»-Банк»;
  • плакаты и листы формата А4 с кроссвордами;
  • вопросы викторины на листах формата А4 и в файле victorina.doc;
  • игровая валюта «битики»;
  • таблица обмена игровой валюты на оценки.

Плакаты

  • Кто ничего не изучает – тот вечно хнычет и скучает.
  • Кто вечно хнычет и скучает – тот ничего не изучает.
  • Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающих: знание, мысль, воображение – всё в этом. (В.Гюго)
  • Вычислительная машина ценна ровно на столько, на сколько ценен использующий её человек. (Н. Винер.)

Предварительная подготовка

Класс на предыдущем уроке делится на 2 команды-фирмы, которые должны повторить теоретический материал главы 5 стр.173-207 (Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005); подготовить визитные карточки и рекламные ролики своих фирм.

Литература, использованная при подготовке к уроку.

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Титов С. В. «Секретные материалы» школы №…: Игры, праздники, викторины. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  5. Школьные олимпиады по информатике по базовому курсу. – М.: Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Приветствие

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме «Компьютерные коммуникации». Вам предстоит показать свои теоретические знания и умения по поиску информации в сети, а так же умения работать в команде и принимать неординарные решения в непредвиденных ситуациях. Желаю всем только отличных оценок.

Герой известного мультфильма Скрудж говорил:

«Я очень богат и этим горжусь.
И вы должны выучить наизусть:
«Умелое ведение хозяйства –
Залог к успеху и богатству».

Ваше хозяйство – это ваши знания,
Знания – товар, т.е. будущий капитал.

И сейчас мы поиграем,
Кто на что горазд, узнаем. (Приложение 1)
В «Битик»-банк всех приглашаю. (Слайд 1)

Девиз игры: «Денежки –
Бальзам для тела и души». (Слайд 2)

Ни доллар, ни рубль –
Знакомьтесь: «битик» – наша валюта.
Почет и хвала тому будет,
Кто больше «битиков» добудет.

(Демонстрация валюты)

Попрошу, любители сети и лиры,
Объявите названье своей команды – фирмы.

Команды, сидящие на своих местах, сообщают Названия.

Учитель:

Итак, я начинаю
И первый конкурс объявляю. (Слайд 3)
На вопросы смелей отвечайте
И лицензию фирмы своей получайте.

II. Приобретение лицензии

Лицензия – разрешение на существование. (см. Приложение 2)

Командам-фирмам надо ответить на вопросы. Чтобы приобрести лицензию, достаточно дать 8 правильных ответов. Каждой команде дается начальный капитал 8-12 «битиков». Вопросы задаются по очереди. (см. Приложение 3)

  1. Передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств: телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера…(Телекоммуникации)
  2. Чем вызвано создание компьютерных сетей?

Лицензия

Выдана фирме… на право оказания консультационных услуг по теме «Компьютерные коммуникации» курса 9 класса, разработанного Н. Д, Угриновичем. Обладатель лицензии имеет право знакомить всех интересующихся с услугами Интернета и приемами поиска информации в паутине WWW. (Слайд 4)

Учитель:

Итоги конкурса объявляю,
С двойной удачей поздравляю:
Во-первых, лицензию вы получили,
А во-вторых, в банке счет вы открыли.

(Ассистент подсчитывает «битики» фирм и заносит данные в таблицу см. Приложение 4)

III. Презентация фирм

Учитель:

Следующий конкурс…не надо оваций! (Слайд 5)
Сейчас у нас презентация!
Это очень важно, помните всегда,
Представьте свою фирму, господа.

Кто сможет интереснее себя рекомендовать,
Тому могу 5 «битиков» дать,
А кто на 2 месте будет,
Тот 4 «битика» для фирмы своей добудет.

Команды дают название, девиз своей фирме и представляются (можно каждого участника, в стихах или шутках). (см. Приложение 5)

IV. Кроссворд «Ресурсы Интернета»

Учитель:

Так повелось с первого века:
Потребностей много у человека.
А чтоб их все удовлетворить,
Не мешает ресурсы интернета изучить. (Слайд 6)
В сетку кроссворда смотрите внимательно,
За каждое слово по «битику» дам обязательно.

Каждому из учащихся выдается листок с определением одного термина. В сетку кроссворда эстафетно вписываются по одному термину. За каждый разгаданный термин выдается 1 «битик». Время на разгадывание 2 минуты.

  1. Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети. (Сервер)
  2. Услуги по размещению информации во Всемирной паутине (Хостинг)
  3. Устройство для передачи цифровой информации между компьютерами посредством аналоговой телефонной линии (Модем)
  4. Термин под которым понимается вся совокупность мировых систем телекоммуникаций и циркулирующей в ней информации. (Киберпространство)
  5. Локальная, глобальная … (Сеть)
  6. Всемирная сеть, обеспечивающая связь между компьютерами. (Интернет)
  7. Способ доступа и имя сервера, где находится документ (Адрес)
  8. Стандарт, определяющий формы представления, способы пересылки информации и правила совместной работы различного оборудования в сети. (Протокол)
  9. Текст, содержащий ссылки на другие документы (Гипертекст)
  10. Общая часть имени у группы компьютеров в Интернете. Обычно определяет местонахождение компьютера и категорию организации-владельца (Домен)

Другие дополнительные вопросы для этого конкурса см. в Приложении 6.

V. Рекламный ролик

Учитель:

Ну а, теперь конкурс 4, пусть все узнают,
Какие услуги ваши фирмы предлагают.
Элемент маркетинга – реклама,
Удовлетворим потребности товаром.

Кто с рекламой быстро управится,
У того финансы поправятся.

Задача фирм – интересно прорекламировать одну из услуг Интернета. Реклама должна быть яркой, впечатляющей, представлена в виде презентации или в живую. За 1 место – 5 «битиков», за 2 – 4 «битика».

VI. Викторина «Поиск в сети»

Учитель:

Ну а, теперь Конкурс №5
Викторина!
Вопросы получайте (Слайд 8)
И скорее на них отвечайте,
А кто хочет премию – совет:
Дайте правильный ответ,
Используя ресурсы Интернет.

Ответы в карточку впишите,
Обязательно в ней URL
И запрос укажите.
Затем, кто первым хочет стать,
Результаты поиска отправьте на печать.

Учащиеся открывают файл viktorina.doc на Рабочем столе. Через любую поисковую систему находят ответы на вопросы и копируют ответы в Таблицу, которую потом отправляют по сети на принтер учителя.

Викторина (Приложение 7)

  1. Как называлась первая советская ЭВМ и кто из ученых участвовал в её создании?
  2. Кто считается покровителем Интернета?
  3. Когда отмечается День программиста?
  4. Где появилась первая Детская железная дорога?
  5. Существуют ли криптоскульптуры?
  6. Для чего построено фолькеркское колесо и где оно находится?

Звучит спокойная музыка. Через 10-15 минут сравниваем полученные результаты с данными презентации. (Слайд 9-14) Ассистенты в это время проверяют ответы и заносят набранные баллы в таблицу.

VII. Релаксация

Учитель:

А теперь отдохнем.
Физкульт паузу проведем. (Слайд 15-16-17)
Если вы уже устали –
Сели, встали, сели, встали,
Разговаривать не надо,
Приседайте до упада.
Сели, встали, сели, встали, сели, встали…

Следующие упражнения для глаз,
Начинаем прямо сейчас.

И плечевой пояс в норму вернем
Прямо сейчас и начнем…

Упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и глаз (физпауза). Ассистенты в это время ответы проверяют викторины и добавляют баллы на «банковские счета» фирм.

VIII. Обменный пункт

Учитель:

А вот и сюрприз напоследок.
Сказать? (Слайд 18)
Банковский счет пора проверять,
Заработанную валюту
на оценки менять.

Восемь «битиков» меняю на целый байт,
Что это значит, кто может рассказать?
(Ответ учащихся)

В таблицу обмена смотрите внимательно,
Увидите в ней оценку знаний обязательно.

«битик»

байт

оценка

8

1

 

 

4

4

 

5

5

IX. Итог урока

Учитель:

Вот и всё, «Битик»-Банк закрывается. (Слайд 19)
Чтоб закончить наш урок, подведем его итог.
С компьютерными коммуникациями
Все знакомы и очень прилично,
Ставлю в журнал сегодня «Отлично» …,
Остальные другие оценки получат: «4» у …,
А «3», не обессудьте, поставить придется тем,
Кто с поиском не справился совсем.
Оценку могу поправить лишь в случае том,
Кто нам расскажет, что такое «Умный дом».

IХ. Домашнее задание

Учитель:

А к следующему уроку, в дневник запишите,
Сведения о тех,
Кто придумал язык HTML найдите.
Урок окончен, пополнейте свои знания.
Спасибо всем и до свидания.