Как конфликт порождает изменения

Разделы: Начальная школа


У нас с соседом нелады,
Живем с соседом плохо,
В любое время жди беды,
Нежданного подвоха.
Белье развешу – как на грех,
Сосед золу выносит,
Сгребу ли я к забору снег –
Он по двору разносит.
Капусту нынешней весной
Я посадил за домом
И жду, что скажет недруг мой,
Каким грозит разгромом?..
Беда, коль ближнему сосед
Не скажет слова толком,
Из пустяка плетет навет,
На друга смотрит волком.
Я подозренья заглушу,
Конец вражде и злости!
Сниму капусту – приглашу
К себе соседа в гости.
Муса Джалиль

Весной 2003 года с учениками, оканчивающими 1 класс КРО, была начата работа по освоению проекта «Посредник». Казалось, что детям с трудностями в обучении очень далеко до того, чтобы понимать, почему они постоянно ссорятся и тем более как предотвратить эти ссоры. Самоутверждение в детском коллективе – очень долгий и трудоемкий процесс. Каждый ученик в итоге должен занять определенную нишу, постоянно поддерживая свой статус. Поэтому соперничество и конкуренция между учениками почти никогда не доходят до открытой конфронтации, но очень трудно сохранить разум холодным, если еще не научился собой владеть. Чаще всего конфликты между учениками возникали из-за очереди на компьютер (он в классе один). Не помогали ни строгое расписание по дням недели, ни уговоры, ни запреты. Такие конфликты на первых порах быстро перерастали в прямое столкновение, в ход пускались кулаки и учебные принадлежности, взаимные оскорбления. Вот один из таких случаев: соглашение сторон (Приложение 1).

Изучив содержание книг О.Н.Лукашонок, Н.Е.Щуркова «Конфликтологический этюд для учителя» и А.Я.Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе, в первую очередь началась работа над совершенствованием и пополнением активного словаря учащихся.

Во-первых, в повседневный обиход ребят были включены новые понятия (конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, посредник, свидетель, соучастник, подстрекатели, и пр.), т.е. началась теоретическая подготовка ребят. На уроках литературного чтения и во время бесед вне урока осуществлялся разбор лексического значения слов, необходимых для понимания сути проекта, изучались виды конфликтов, различие конфликтов по содержанию, по способу протекания, способы разрешения конфликта, суть развития дальнейших отношений после разбора конфликта.

Затем с ребятами был проведен  тест «Уровень конфликтности», предложенный А.Самышкиным в его работе «Нашла коса на камень?». Конечно, этот тест вряд ли дает полную картину состояния конфликтности в коллективе младших школьников, но все же некоторые подтверждения выводам школьного психолога и классного руководителя были получены.  Чтобы получить данные таблицы 1, пришлось потратить много времени на объяснение значения каждого предложения теста, привести массу примеров, используя опыт учащихся, обращаться за помощью к родителям учеников, к произведениям, изученным на уроках литературного чтения, (в основном, рассказы и сказки). Тест проводился в два этапа: «избегающий конфликта» отдельно от «идущего напролом», чтобы избежать смешения понятий. Это довольно сложная работа, учитывая особенности учащихся с ЗПР, которым характерны нестабильность психических процессов, заторможенность или расторможенность, сопровождающиеся нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. С результатами теста были ознакомлены родители учащихся (см. Приложение 2).

Анализируя полученные ответы ребят, порадовалась общему их мнению о том, что последствия конфликта составляют затруднения для дальнейшего общения друг с другом. Но настораживают утверждения в первой части теста «Избегающий конфликта» в пунктах №2,3,9 (я считаю, что конфликта надо избегать), а также утверждения в пунктах №1,4,5,10 во второй части теста «Идущий напролом» (ради истины иногда можно подтасовать факты; я считаю, что отступление ведет к потере лица; я удивляюсь тому, что другие меня не понимают; дискуссия, идущая не по моему замыслу, не нужна). По итогам данного тестирования идеальной кандидатурой на роль Посредника подходил Антон З. Кстати, это не было ошибкой, так как он три года подряд после этого был избран ребятами Посредником. С его мнением считались все ученики класса без исключения. Антон  З. обладает той необходимой долей авторитетности, которая внушает уважение каждому ученику. Его выводы при разборе конфликтов уже не оспаривались. Удивили и другие результаты. Тихая, всегда спокойная девочка Марина Р. в глубине души оказалась большой бунтаркой. Стесняясь выразить свое мнение при всех, она все же часто была против каких-либо решений учителя, класса, подруг, что подтвердилось в течение последующего обучения в данном классе. На первых порах ее мнение озвучивала мать. Алексей М., наоборот, бездумно ставил «да» и «нет» в обеих частях теста, так как в целом с ним всегда можно договориться без ссор. Достаточно лишь объяснить ему свою точку зрения, что и помогло ему в последующем стать таким товарищем для одноклассников, которому прощалось очень многое, хотя за грань дозволенного он все же не переступал. Для Имантса Л. большое значение имеет авторитет «сильного», что и отразилось в тесте. Максим А. действительно имеет низкий уровень конфликтности, то есть он не будет отстаивать с пеной у рта, с кулаками свое мнение, но выскажет его довольно твердо и перестанет общаться с тем, кто его не принял какое-то время. Постепенно страсти улягутся, и общение вновь нормализуется. Так же поступал и Эдуард К. А Марина В., желая угодить учителю, написала то, что могло понравиться, а не то, думает на самом деле, что тоже подтвердилось в дальнейшем. Денис А. и Максим Р. приукрасили свои ответы, выдавая желаемое за действительное, что подтверждает тест. Дмитрий П. часто оказывался в центре многих конфликтов в классе. Роман К. так же часто становился одной из сторон конфликта.

По результатам этого тестирования были выбраны три потенциальных посредника (Антон З, Саша М. и Ольга З.), и началось их обучение – 2 раза в неделю по 20 мин. (см. Приложение 3).

Статус Посредника сам по себе поднимает авторитет ученика, но после нескольких занятий Антон, Саша и Ольга поняли, что быть Посредником – это еще и ответственность. Нельзя принимать ничью сторону во время разбора конфликта, надо обязательно дать высказаться каждой стороне, найти то положительное, что поможет преодолеть обиду и протянуть руку дружбы. Для этого надо самим быть всегда на высоте. Надо сказать, Ольга отказалась впоследствии быть Посредником, так как не научилась спокойно разбирать конфликты, но знания помогали ей самой избегать многих ненужных ссор. Этот факт натолкнул на мысль, что этому надо обучить всех учеников в классе. Постепенно на занятия стали приглашаться и остальные ученики, и они велись уже с  подгруппами в 3-4 человека.

Во-вторых, с классом еженедельно проводились занятия по изучению документации проекта «Посредник»: анализ документов проекта, их значение. Ребята не сразу включились в проект, так как навязываемое сверху (в данном случае от учителя) воспринимается с трудом, хотя в девятилетнем возрасте авторитет учителя еще очень значим. Для начала вместе с учащимися была создана папка, в которой стали хранить правила проведения процедуры посредничества и соглашения сторон.  Папку назвали «Давай никогда не ссориться...». Затем разучили правила игры «Прогноз», в которой ученики, получив роль определенного «времени», учились предсказывать последствия неразрешенного конфликта через день, неделю, месяц, год и т.д. После того, как узнали о видах конфликтов, стали находить их в художественных произведениях. Например, в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» ребята узнали межличностные конфликты между падчерицей и мачехой, юной королевой и министром, дочкой мачехи и двенадцатью месяцами.

Научившись анализировать способы протекания конфликтов, учащиеся сделали выводы о том, что любые из них (конфронтация, соперничество, конкуренция) должны разрешиться цивилизованно, без кулаков, без драк. Зарисовали в тетради по чтению таблицу путей разрешения конфликтов. При этом проявили творческий и гуманный подход, раскрасив каждую ступеньку в холодные и теплые тона: когда еще конфликтная ситуация находится под контролем (юмор, признание достоинств, компромисс, третейский суд, анализ) – холодные; когда преобладают эмоции, замолкает разум – теплые (см.  Приложение 4).

Больше трудностей встретилось при разборе причин конфликтов, так как очень часто размываются границы бытовых, психологических и этических конфликтов. В основном причиной школьных детских конфликтов были недовольство друг другом и вытекающие их них противодействия. Ребятам понравилось обсуждать содержание литературных произведений с точки зрения конфликтологии. Они научились определять причины, способы протекания и пути разрешения тех конфликтов, в которых сами не участвовали, а наблюдали как бы со стороны. Четко осознали внутриличностный конфликт: очень хочу, но не могу или нельзя. Постепенно разборы конфликтов между литературными героями вошли в привычку (Приложение 5).

На уроках предлагалось изменить концовку того или иного произведения так, чтобы пути разрешения конфликтов стали иными (придумать свой конец рассказа или сказки или полностью изменить сюжет в том случае, когда конфликтная ситуация еще не переросла в  конфликт и все можно изменить к лучшему).

Вместе с умением грамотно разрешать возникший конфликт у учащихся развивается фантазия, творческое мышление (Приложение 6).

В итоге постепенно изживались обидные клички, оскорбляющие достоинство. Ребята научились щадить самолюбие друг друга. И если случалось, что кто-то кого-то обозвал, пытались сгладить вину, извиниться, вовремя попросить прощения и не доводить до взаимных обид.
Вначале конфликты разбирались с участием учителя, затем – в присутствии учителя, дальше стали обходиться без учителя. Были приняты некоторые правила перед их разбором. Одно из них гласит: ссора должна утихнуть, противники – успокоиться, эмоции –  остыть. Только после этого можно разбирать конфликт. Один из участников конфликта подает записку или устно обращается к Посреднику с просьбой помочь разрядить ситуацию дискомфорта, а Посредник назначает время и приглашает свидетелей этого конфликта.

Наиболее частыми виновниками конфликтов были Роман К., Денис А., Максим Р. и Алеша М. Роман К. -  слабый, больной ребенок - очень хотел дружить с более сильными Денисом А. И Максимом Р., но те не хотели принимать его в свой круг. Он злился, обзывал и дразнил мальчишек. Те не оставались в долгу и платили той же монетой. Однако после нескольких серьезных разборов Денис  и Максим перестали реагировать на оскорбления Ромы (не без внушения учителя, конечно же), и даже пытались разобраться в том, чего он хочет. В результате до конца 4-го класса все трое составляли единый микроколлектив, т.е. находили возможность работать, учиться и отдыхать вместе.

Алеша М. чаще всего обижал товарищей тем, что не задумывался о том, как сильно ранят его слова и поступки его друзей. Именно поэтому Алеша часто становился одним из субъектов конфликта. Ребята на него не только обижались, но отказывались вообще от его участия в классных делах. Разбор одного из подобных случаев стал ключевым для очередного занятия с группой ребят (Приложение 7).

До конца учебного года Алеша М. оставался в «Бригаде» и серьезных конфликтов с друзьями научился избегать.

Умение классифицировать конфликты по содержанию помогает их предотвратить. Между девочками, не смотря на их незлобивость и улыбчивость, тоже происходили разные конфликты. Шло соперничество между Сашей М. и Мариной В. за лидерство. Обе эти девочки перетягивали на свою сторону или отталкивали от себя друг друга и остальных девочек. В ход шли разные уловки, обман и даже угрозы. Сильные характеры этих девочек позволяли им влиять  на Марину Р., Олю З., Кристину К. и Катю П. Как бы исподволь, исподтишка подговаривали девочек друг против друга, сами жили в напряжении и подругам не давали возможности общаться свободно. В разборе их конфликтов помогали родители. Они собирали девчонок на чай, организовывали кружки (плетение, вязание, работа с бисером и т.д.), водили их на экскурсии и выставки, причем это были родители Оли или Кристины, т.е. те родители, которые не занимали никакой определенной позиции в пользу одной из конфликтующей сторон. С такой активной помощью родителей и Посредников противостояние длилось недолго. Постепенно девчоночьи недомолвки сошли на «нет», и ссориться они перестали. Но возникла другая проблема: девочки отказывались общаться с мальчиками. Выручила Ольга З. Она с Максимом А. занималась в спортивной секции, и ей приходилось больше времени проводить именно с Максимом, чаще к нему обращаться. А он очень коммуникабельный ребенок, легко (по аналогии с Ольгой) общался с остальными девочками. К 4-му классу в каждом микроколлективе были девочки.

Начальная школа не длится вечно: возник интерес к противоположному полу. С одной стороны это хорошо: дети взрослеют. С другой – плохо: свой интерес мальчики проявляют тычками, подножками, а девочки – оскорблениями. Результат: слезы и обиды.

В целях профилактики с ребятами проводились разговоры по душам (что предполагал проект), чаще всего отстраненно, без имен и фамилий, но все понимали, о ком и о чем идет речь. Первые разговоры носили больше тестовый характер. Каждый анализировал себя: хороший ли я друг; самостоятельный ли я человек; обидчив ли я; если я прав, то...; за что меня можно любить; в чем моя лучшая сторона характера и так далее. Затем ребята сами предлагали темы: каким должен быть друг; как найти друга; как помочь, чтобы не обидеть; дружный ли у нас класс; 10 люблю и 10 ненавижу. Ученики сначала слушали, потом стали сами выступать, и часто открыто указывали друг другу на проступки. Максим Р., желая привлечь внимание Ольги З., проходя мимо нее, задел девочку по щеке. Денис А. и Роман К., заметив это, тоже по очереди подошли и ударили Ольгу. Ольга заплакала, но ни к одному из Посредников не обратилась. За нее это сделала Марина В., а затем еще и рассказала об этом во время разговора по душам при всех. Этот конфликт разбирала группа Посредников, так как Саша М., к которой обратилась Марина, попросила помощи у остальных. На разговор по душам был приглашен школьный психолог, который и провел беседу с мальчиками и девочками отдельно.  Вновь обращались к художественной литературе. После такого глубокого анализа подобных конфликтов не возникало.

Если сегодня меня спросят, надо ли продолжать работу над проектом, не задумываясь скажу «Да! Да! Да!», потому что на деле убедилась: дети выросли над собой нравственно, на свои поступки могут взглянуть со стороны, оценить и даже осудить их.

В ходе работы над проектом «Посредник» даже учащиеся с ЗПР приучаются прислушиваться друг к другу, пытаются понять состояние другого человека, избавляются от черствости и равнодушия, становятся более чуткими, внимательными, осознают то, что все люди разные, не похожие друг на друга. А жить нам всем в одном мире и лучше в мире, чем без него.

Приложение 8. Презентация.