Деловая игра в 6-м классе "Мое виртуальное будущее"

Разделы: Математика


«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать»
М. Горький

Сюжетом данной деловой игры является то, что каждый ученик на этом уроке должен представить себя, согласно произвольно выбранной карточке, учредителем некоторой фирмы или сотрудником учреждения и произвести ряд расчетов по бюджету. Итоги своих расчетов он интерпретирует геометрически в виде графика, отражающего финансовые «взлеты» или «падения» в рассматриваемые промежутки времени.

Тема: "Проценты"

Цель урока –диагностика имеющихся знаний учащихся о процентах (умений вычисления их значений) для построения структуры дальнейших занятий.
Основные задачи урока:

  • Учебно-образовательная - закрепление вычислительных навыков с десятичными дробями и систематизация знаний, умений и опыта в области решения практических задач на проценты.
  • Воспитательная – развитие учебных умений работать в парах (группах) и таких личностных качеств как: терпимость, взаимоуважение, сотрудничества, взаимопомощи.
  • Общего развития личности - формирование потребностей к изучению математики.

Этапы урока (игры)

1. Подготовительный этап.

Производится актуализация знаний, которые необходимы для решения предстоящих расчетных заданий (понятие процента, нахождение значения процента от некоторой величины и обратно).

2. Ознакомление учащихся с правилами деловой игры:

а) Определяется будущий возраст начала трудовой деятельности.

Например, по предложению учеников это 23 – 24 года.

б) Путем произвольного выбора карточек, лежащих лицевой стороной вниз, устанавливается в какой сфере начнется предполагаемая трудовая деятельность каждого ученика.

Примечание: Количество карточек равно количеству учеников. После выбора карточек ученики разбиваются на пары (или группы). Например, по таким сферам деятельности как: «Рынок образовательных услуг», «Торговая биржа», «Валютная биржа», «Трест ресторанов».

в) Определяется стартовый капитал каждой группы.

Представители групп выбирают одну карточку из серии «Стартовый капитал»:45 т. руб., 54 т. руб., 57 т. руб., 75 т. руб.

г) Выполнение заданий (задач).

В заданиях 1 и 2 группа выполняет варианты тех задач, которые выбирает их представитель путем взятия одной из четырех карточки. Задания 3 – 6 для всех групп одинаковы, но решение будут отличаться, так как их выполнение основывается на данных, полученных в задании 2.

Примечание: Каждая последующая задача выполняется учениками после проверки правильного решения предыдущей. Проверку, используя таблицу расчетов (приложение 1), осуществляет эксперт–консультант, роль которого исполняет учитель. При необходимости ученики могут получить консультацию по формулам расчета, которые приведены в разделе «Ответы и указания»

д) Подведение итогов.

Ранжируются группы по скорости выполнения заданий и все ученики по степени остаточных знаний по теме «Проценты», и вручаются эмблемы ученикам.

Например: За первое – «Преуспевающей специалист», «Успешный специалист», «Талантливый специалист»; за второе место - «Практичный специалист», «Смелый специалист»; за третье место - «Подающий надежды специалист». (Приложение 2).

Примечание. Решение задач или их оформление может быть продолжено при выполнении домашней работы.

Задания для расчетов и построения графика

Задание 1. Рассчитать b - имеющийся капитал через n лет, если он увеличился на p%.

  • Вариант 1. n = 4; p = 13%;
  • Вариант 2. n = 7; p = 15%;
  • Вариант 3. n = 6; p = 17%;
  • Вариант 4. n = 5; p = 14%.

Задание 2. Рассчитать c - оставшийся капитал, если он после увеличения за m следующих лет уменьшился на q%.

  • Вариант 1. m = 6; q = 13%;
  • Вариант 2. m = 4; q = 14%;
  • Вариант 3. m = 5; q = 15%;
  • Вариант 4 . m = 7; q = 17%.

Задание 3. Округлить величину полученного капитала в задании 2 до целых тысяч рублей.

Задание 4. Полученный в задании 3 капитал положили на 2 года в сбербанк под 20% годовых от общей суммы накопления. Определите каким стал теперь капитал, т.е. через (n + m + 2) года.

Задание 5. Построить график (фрагмент полигона), отражающий динамику зависимости величины вашего виртуального капитала от рассматриваемых в предыдущих заданиях лет.

Задание 6. Определите величину виртуальной прибыли (убытка) полученного в задании 5 капитала по сравнению со стартовой суммой.

Ответы и указания

Задание 1. b = a + a∙ 0,p, где a – значение стартового капитал.

Задание 2. c = b - b 0,q, где b – значение величины капитала из задания 1.

Задание 3. Округление c выполняйте последовательно до десятков рублей, затем до сотен рублей и после этого до тысяч рублей (cc*).

Задание 4. d = k + k∙ 0,20 , где k = c*+ c* 0,20; c* – значение величины капитала из задания 3.

Задание 5. Постройте:

1) на оси абсцисс –ox (мои года) точку s- начала трудовой деятельности и точки: s + n, s + n + m, s + n + m + 2 , указанные в заданиях1, 2, 4;

2) на оси ординат - oy ( мой капитал) точку a – значение величины стартового капитала и точки b, c, d, значения которых получены в заданиях 1, 3, 4;

3) в координатной плоскости xoy точки: F (s, a), G(s + n, b), H(s + n + m, c), L(s + n + m + 2, ) отрезки FG, GH, HL. Ломанная прямая FGHL (Рисунок 1) является графиком, который требуется построить.

Рис. 1 Вы можете посмотреть здесь.

Задание 6. Прибыль d - a , если d > a , иначе убыток a – d.

Примечание. Значения величин a , b, c, c*, d всех вариантов заданий 1 -4 приведены в приложении 1 в тысячах рублей.

Список литературы

  • Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 1. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 112 с.:ил. – ISBN 978-5-85429-303-7
  •  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990, 96 с.: ил. – ISBN 5-09-002716-1
  • Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с. ISBN 5-09-000245-2