Цель урока: Развивать умение осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся о морфемах и о способе образования новых слов; упражнять детей в определении приставок, учить их делать сомостоятельные выводы по теме; развивать память, логическое мышление.
Оборудование: таблица „Состав слова”.
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
1. Мы продолжаем изучать тему “Состав слова”.
А сегодня будем работать как сотрудники лаборатории НИИ. Вам предстоит серьезная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические, т. е. языковые закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому усвоению словообразовательных умений, давайте начнем с теории.
2. Актуализация знаний
Мы знаем, что слово делится на морфемы.
У. – Что такое морфема?
Д. – Эта значимая часть слова;
У. – Почему значимая?
Д. – Она несет информацию о слове.
У. – На какие виды делятся морфемы?
ІІ. Работа над темой
1. Повторение знаний о составе слова
Теперь мне помогут консультанты. Они дают определение, а вы узнаёте , какая это морфема.
1к. – Это главная, значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (корень).
2к. – Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
3к. –Это изменяемая, значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении. (окончание)
4к. – Это значимая часть слова, котороя стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (приставка)
У. – Какие определения морфем почти одинаковые за исключением небольшой детали?
Д. – Это определение приставки и суффикса. Они различаются только местоположением от корня.
2. Постановка проблемы
У. – Если две значимые морфемы служат для образования новых слов и с одной из них мы уже познакомились на предыдущих уроках, то какую морфему мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?
Д. – Это морфема - приставка.
3. Доказательство роли приставки в слове
У. – Итак, поговорим о роли приставок.
У. – А так уж важно знать из каких частей состоит слово? И если важно, то для чего?
Д. – Чтобы грамотно писать, знать ошибочноопасные места.
У. – Прочитайте предложение (на доске) “Если знаешь части слова, то напишешь их толково.”
У. – Как понимаете слово – толково? (грамотно)
У. – Спишите.
У. – Есть ли в этом предложении слово с приставкой. Кто нашел это слово?
Д. – Это слово „напишешь”.
У. – Назовите в этом слове приставку. Назовите корень в этом слове? Выделите корень и приставку.
У. – От данного корня образуйте родственные слова с приставками, которые вы знаете.
У. – Вот вам подсказка:
У. – Где стоит приставка? Запишите в строчку все эти слова. Выделите приставку.
– Какие в этих словах приставки – одинаковые или разные?
– Что меняется в слове с изменением приставки? (Смысл, значение слова).
–Докажите это на примере слов -
дописать – доделать начатое.
переписать – заново сделать.
У. – Делаем вывод:
Д. – Если приставка изменяет значение слова, то она служит для образования новых слов.
Итак, первый вывод нашего исследования:
Приставка – это:
- значимая часть слова;
- стоит перед корнем;
- служит для образования новых слов.
У. – Оказывается, что не только корень, но и маленькая приставочка может быть говорящей.
ІІІ. Закрепление знаний о роли приставки
Игра:
Я буду называть вам только приставки, а вы попробуете догадаться, что с ними нужно сделать, к какому слову подключить (ой, нет,) приставить.
Представьте, что вы стоите перед телевизором. Я говорю “в”
– Что вы сделаете?
Д. – Включим телевизор.
У. – А если я скажу “пере”?
Д. – Переключим.
“Вы” – выключим.
У. – А теперь мы сидим на стуле на расстоянии друг от друга. Если я скажу “подо” (двинься) что вы сделаете?
Д. – Сядем близко.
“Ото” (двинься) подальше. “Пере” (двинься) – что сделаете?
Д. – Поменяем место.
У. – Какой вывод можно сделать из этой игры?
Д. – Каждая приставка несет определенный смысл.
– Благодаря этому мы понимаем друг друга.
У. – В русском языке много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать в тетрадь..
О, от, под, пере, до, на, под, над, при, пре, с, за, раз, из, воз, без.
– А теперь отдохнем.
ІV. Физминутка
У. – Встали. Внимательно слушаем слова, которые я буду произносить. Если я скажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если скажу слово, в котором нет приставки – присядьте.
Делать, сделать, написать, писать, подписать, ввез, отвез, вывез, привез, занес, перенес.
У. – Вот вам новая задача.
– Прочитайте поговорку: (написано на доске)
„Друг друга поддерживать – победу одерживать”.
У. – Как понимаете её?
– Найдите слова с приставками. Какие эти слова? Какие в них приставки? Как пишутся приставки с корнем?
Д. – Слитно.
У. – Спишите поговорку. Выделите приставку и корень.
– К какой части речи относятся слова с приставками ? (к глаголу).
– На следующем уроке мы узнаем, что у глагола никогда нет предлогов.
Второй вывод
Д. – приставки с корнем пишутся слитно.
V. Итог урока
У. – Итак, подошло к концу наше исследование. Вспомните, какие результаты мы получили.
У. – Что такое приставка?
– Приведите примеры.
– А что говорят ученые?
– Откройте учебник и прочитайте правило.
Д. – Мы сделали правильные выводы.
У. – Вам понравился урок?
Д. – Да.
У. – Спасибо за работу.