Цели:
- повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений - комнатными растениями; формировать понятие о правилах ухода за ними и практические умения, проверить знание названий комнатных растений;
- развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству.
Оборудование: живые комнатные растения (с названиями на горшках), предметы для ухода за ними (лейка с водой, палочка, тряпочка), мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, выставка книг о комнатных растениях, учебник Плешакова А.А. творческие работы учащихся, карточки со словами на доске.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений. ( Слайд 1) А знаете ли вы, что есть целая наука о растениях? Называется она ботаника. А пока повторим изученный на прошлых уроках материал. Ответим на вопросы, которые записаны на доске:
- На какие группы делятся растения по форме? ( Деревья, кустарники, травы.) Назовите примеры. ( Слайд 2)
- На какие группы делятся растения по месту обитания? (дикорастущие и культурные) (Слайд 3)
- Выполните задания на листочках. ( Задание выполняют по вариантам)
Игра « Не ошибись!» 1-вариант. Подчеркните зеленым цветом дикорастущие растения. 2-вариант - желтым культурные растения.
Игра «Не ошибись!» Редис, крапива, берёза, полынь, чеснок, одуванчик, астры, малина, душица, рожь, василек, морковь. |
- Поменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения по слайду. Поставьте оценку.
(слайд 4)
- Какие бывают группы культурных растений? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Напишите в своих карточках по 5 названий в каждую группу. (Взаимопроверка карточек в паре).
Карточка. Культурные растения. |
||||
овощные | плодовые | зерновые | декоративные | прядильные |
|
|
|
|
|
- Посмотрите на экран. Правильно ли дополнена растениями эта карточка? (слайд 5)
Культурные растения. | ||||
овощные | плодовые | зерновые | декоративные | прядильные |
лук | груша | рожь | тюльпаны | пионы |
картофель | яблоня | овес | гладиолусы | хлопок |
помидоры | слива | огурцы | астры | |
пшеница | смородина | гречиха | георгины | |
морковь | малина | ячмень | лён |
(Учащиеся находят ошибки и доказывают правильный вариант: пшеница – зерновая культура, огурцы – овощная, лён – прядильная, а пионы – декоративная. Слайд 6.).
- Игра « Найди пару». На доске карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс. Составьте пары слов и объясните, почему вы выбрали в пары эти растения.
- Какое значение имеют растения в жизни человека? (Устные ответы 2-3 учеников).
- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал. И теперь мы можем идти дальше.
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация. ( слайд 7,8)
- Ребята, мы с вами знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Посмотрите, на столе стоят цветы. Какие это цветы? А в какую группу они относятся? (Дети обсуждают этот вопрос и предполагают, что они должны быть в отдельной группе). Действительно, комнатные растения состоят в отдельной группе.
- дикорастущие | |
Растения | - культурные |
- комнатные |
- У кого дома есть комнатные растения? Кто любит выращивать комнатные растения? Что вы о них уже знаете? А что бы вы хотели о них ещё узнать? ( Выслушиваются ответы детей.) На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить, ну, а, если не найдем ответа, поработаем дома и расскажем на следующем уроке.
– Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу по теме: «Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?» (Слайд 9).
- Ребята, а что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми? Чтобы охватить все стороны этого вопроса мы будем работать по следующему плану:
- Предположим…
- Почитаем…
- Понаблюдаем…
- Подумаем…
- Сделаем выводы…
- Предположим, что растения мы поставим в темные углы и не будем поливать. Что произойдет?
( выслушиваются ответы учащихся.) (Слайд № 10)
- Чтобы больше знать о комнатных растениях и правильно за ними ухаживать нам поможет специальная литература о комнатных растениях. ( Обращается внимание на выставку книг)
- Прочитайте на странице 71 учебника советы по уходу за комнатными растениями. (Слайд 11)
- Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили? (Слайд 12)
- Давайте подумаем, как помочь растениям. ( Выслушиваются ответы детей по каждому рисунку на слайде 13)
- Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы: правильное освещение, достаточное количество воды, тепло, свежий воздух, дозированное удобрение, забота человека. ( Слайд 14)
ФИЗМИНУТКА.
4. Формирование умений и навыков по теме.
1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах).
- К нам в гости пришел цветовод (один из учеников в роли цветовода). Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.
Цветовод: Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни. Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной. Не замочите листья, многие растения этого не выносят. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.
2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.
3) Выступления 2-3 учащихся о своих любимых комнатных растениях. Показывают изображение или живой цветок и рассказывают о них.
- Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения? (Дети высказываются, читают текст в учебнике на стр.72).
- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
4) Кроссворд «Комнатные растения». ( слайд 15).
- «Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
- Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
- Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
- Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
- Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
- Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)
5. Итог урока.
- Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.
Оценка за работу на уроке отдельных учащихся за устные ответы, за творческие работы, работу по карточкам.
6. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника с. 70-73, задания на с. 28-29 в печатной тетради. По желанию найти материал по темам:
- Вредители комнатных растений.
- Зачем нужен свет комнатным растениям?
- Нужно ли удобрение комнатным растениям?
Оформление произвольное: рисунки, презентации, рассказ.