Разработка урока окружающего мира во 2-м классе (1-4) по теме "Комнатные растения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений - комнатными растениями; формировать понятие о правилах ухода за ними и практические умения, проверить знание названий комнатных растений;
  2. развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);
  3. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству.

Оборудование: живые комнатные растения (с названиями на горшках), предметы для ухода за ними (лейка с водой, палочка, тряпочка), мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, выставка книг о комнатных растениях, учебник Плешакова А.А. творческие работы учащихся, карточки со словами на доске. 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений. ( Слайд 1) А знаете ли вы, что есть целая наука о растениях? Называется она ботаника. А пока повторим изученный на прошлых уроках материал. Ответим на вопросы, которые записаны на доске:

  1. На какие группы делятся растения по форме? ( Деревья, кустарники, травы.) Назовите примеры. ( Слайд 2)
  2. На какие группы делятся растения по месту обитания? (дикорастущие и культурные) (Слайд 3)
  3. Выполните задания на листочках. ( Задание выполняют по вариантам)

Игра « Не ошибись!» 1-вариант. Подчеркните зеленым цветом дикорастущие растения. 2-вариант - желтым культурные растения.

Игра «Не ошибись!»

Редис, крапива, берёза, полынь, чеснок, одуванчик, астры, малина, душица, рожь, василек, морковь.

- Поменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения по слайду. Поставьте оценку.
(слайд 4)

  1. Какие бывают группы культурных растений? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Напишите в своих карточках по 5 названий в каждую группу. (Взаимопроверка карточек в паре).
Карточка.
Культурные растения.
овощные плодовые зерновые декоративные прядильные

 

 

 

 

 

- Посмотрите на экран. Правильно ли дополнена растениями эта карточка? (слайд 5)

Культурные растения.
овощные плодовые зерновые декоративные прядильные
лук груша рожь тюльпаны пионы
картофель яблоня овес гладиолусы хлопок
помидоры слива огурцы астры  
пшеница смородина гречиха георгины  
морковь малина ячмень лён  

(Учащиеся находят ошибки и доказывают правильный вариант: пшеница – зерновая культура, огурцы – овощная, лён – прядильная, а пионы – декоративная. Слайд 6.).

  1. Игра « Найди пару». На доске карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс. Составьте пары слов и объясните, почему вы выбрали в пары эти растения.
  2. Какое значение имеют растения в жизни человека? (Устные ответы 2-3 учеников).

- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал. И теперь мы можем идти дальше.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. ( слайд 7,8)

- Ребята, мы с вами знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Посмотрите, на столе стоят цветы. Какие это цветы? А в какую группу они относятся? (Дети обсуждают этот вопрос и предполагают, что они должны быть в отдельной группе). Действительно, комнатные растения состоят в отдельной группе.

  - дикорастущие
Растения    - культурные
  - комнатные

- У кого дома есть комнатные растения? Кто любит выращивать комнатные растения? Что вы о них уже знаете? А что бы вы хотели о них ещё узнать? ( Выслушиваются ответы детей.) На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить, ну, а, если не найдем ответа, поработаем дома и расскажем на следующем уроке.

– Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу по теме: «Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?» (Слайд 9).

- Ребята, а что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми? Чтобы охватить все стороны этого вопроса мы будем работать по следующему плану:

  1. Предположим…
  2. Почитаем…
  3. Понаблюдаем…
  4. Подумаем…
  5. Сделаем выводы…

- Предположим, что растения мы поставим в темные углы и не будем поливать. Что произойдет?

( выслушиваются ответы учащихся.) (Слайд № 10)

- Чтобы больше знать о комнатных растениях и правильно за ними ухаживать нам поможет специальная литература о комнатных растениях. ( Обращается внимание на выставку книг)

- Прочитайте на странице 71 учебника советы по уходу за комнатными растениями. (Слайд 11)

- Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили? (Слайд 12)

- Давайте подумаем, как помочь растениям. ( Выслушиваются ответы детей по каждому рисунку на слайде 13)

- Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы: правильное освещение, достаточное количество воды, тепло, свежий воздух, дозированное удобрение, забота человека. ( Слайд 14)

ФИЗМИНУТКА.

4. Формирование умений и навыков по теме.

1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах).

- К нам в гости пришел цветовод (один из учеников в роли цветовода). Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

Цветовод: Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни. Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной. Не замочите листья, многие растения этого не выносят. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.

2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.

3) Выступления 2-3 учащихся о своих любимых комнатных растениях. Показывают изображение или живой цветок и рассказывают о них.

- Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения? (Дети высказываются, читают текст в учебнике на стр.72).

- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

4) Кроссворд «Комнатные растения». ( слайд 15).

  1. «Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
  2. Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
  3. Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
  4. Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
  5. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
  6. Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)

5. Итог урока.

- Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.

Оценка за работу на уроке отдельных учащихся за устные ответы, за творческие работы, работу по карточкам.

6. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника с. 70-73, задания на с. 28-29 в печатной тетради. По желанию найти материал по темам:

  1. Вредители комнатных растений.
  2. Зачем нужен свет комнатным растениям?
  3. Нужно ли удобрение комнатным растениям?

Оформление произвольное: рисунки, презентации, рассказ.