Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей речь, мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами, прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Также в обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития способностей детей. Всё обозначенное выше говорит о том, что основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.
Ребёнок дошкольного возраста требует особых индивидуализированных способов воздействия и форм общения. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость, особенно необходимы, поскольку воспитатели компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в ДОУ. Организация всех видов детской деятельности, руководство ими, создание и совершенствование детского коллектива и развитие индивидуального детского творчества постоянно находятся в центре внимания педагога-воспитателя. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей. Для развития детских интересов воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в ДОУ, руководит деятельностью детей.
Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями и голос, его суггестивность, богатство интонаций играют в нахождении психологического контакта с детьми и взрослыми ведущую роль.
Ознакомление с условиями труда и спецификой работы воспитателя ДОУ, наблюдения за тем, как воспитатель использует свой голосовой аппарат, позволило нам выявить факторы, оказывающие влияние на голос воспитателей и определить особенности осуществления педагогами коммуникативной функции речи.
Как показало изучение нормативной документации, а также наблюдения, проведенные нами в ДОУ города Москвы, рабочий день воспитателя начинается в 7 часов утра с приёма детей в группу. Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, встречается с родителями воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, создать положительный эмоциональный фон общения, дать представление об эффективных методиках развивающего обучения, научить родителей результативно осуществлять воспитательно-образовательный процесс дома, чтобы не нарушать режим ребёнка - эти задачи решает каждый воспитатель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопросы, интересуясь состоянием ребёнка.
После приема детей в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку), но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплексность и непрерывность воспитательного процесса. Практически в каждый момент своей деятельности (гимнастика, подвижные игры, физминутки) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос.
Во время завтрака воспитатель чаще всего обращается к кому-либо из детей вполголоса, чтобы не отвлекать всю группу. Он обращает внимание на тех, кто спешит или не хочет есть; успокаивает возбужденных. Здесь воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шёпотом обращаясь к кому-либо из детей, то громко напоминая правила поведения за столом.
Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности детей не только за столами, но и на ковре, стоя, сидя, лёжа. На одном занятии может решаться комплекс задач по различной тематике. Эти особенности организации процесса воспитания и содержание учебно-воспитательной деятельности требуют от педагога большого диапазона вариативных профессиональных умений для выполнения дидактической функции. Для эффективного воздействия и совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование и создание большого разнообразия методов и приёмов. При реализации коммуникативной функции для педагога дошкольного учреждения громадное значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем сами слова. Творчество воспитателя заключается в поиске оптимальных и доступных для ребёнка средств общения и доверительного контакта. В содержание конструктивно-организаторской функции входит обязанность организовывать разнообразную деятельность детей в течение 9-12 часов: игры, труд, занятия, прогулки и др. Поэтому педагог дошкольного учреждения должен владеть игровыми, художественными, театральными, изобразительными и др. видами творчества.
Место занятий в режиме детского сада, их длительность четко определены, а примерная последовательность предусматривает смену детской деятельности. Так, занятие по формированию математических представлений, требующее от детей большого умственного напряжения, сменяется физкультурным, позволяющим обеспечить большую двигательную активность; за чтением сказки следует рисование, лепка или конструирование. Занятия по развитию речи могут проходить в форме устного рассказа, заучивания стихотворения, беседы и т. д. Меняется и голосовая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, занятия по формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия и комментировать ответы детей, менее интенсивна голосовая нагрузка воспитателей на занятиях по рисованию, лепке и аппликации, однако здесь воспитателю снова приходится все время менять силу и интенсивность своего голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребёнка. На творческих занятиях воспитателю необходимо доступно объяснить и показать детям приёмы выполнения работы. Для обучения детей лепке воспитатель выполняет следующие педагогические действия: знакомит детей с исходным материалом, показывает и объясняет, как необходимо выполнять то или иное действие, обеспечивает контроль за выполнением задания, осуществляет коррекцию неправильных действий детей, попутно дает знания о предметах и явлениях окружающей действительности, таким образом, обеспечивая развитие сенсорной культуры детей.
Важно не только обеспечить определенную длительность занятия и смену видов деятельности, но и содержательно и методически грамотно оформить занятие. Необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, не зависимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков. Ведь важны не только слова воспитателя, но и интонация, с которой они сказаны.
На занятиях педагог учит детей планомерно обследовать предметы, выявлять и сравнивать их свойства, делать выводы и применять полученные результаты в своей деятельности. Во все виды детской деятельности педагог вносит элементы творчества, побуждая детей к развёртыванию сюжетных игр, созданию рисунков и поделок по замыслу. Руководя деятельностью детей на занятии, воспитатель дает советы, указания, делает замечания. У детей необходимо вызвать интерес к предлагаемому заданию, мобилизовать детей на распределение обязанностей и согласованность действий, вызвать чувство удовлетворения от результата работы. Чтобы решить данные задачи, воспитателю необходимо применить ряд приёмов: объяснение, сюрпризный момент, загадки, соревнования, демонстрации, комментарии деятельности детей и их оценка. И немаловажное значение имеет характер этой оценки и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной положительно-эмоциональной атмосферы. Выполняя стоящие перед ним задачи по воспитанию и обучению детей, педагог управляет их коллективом, контролирует и корригирует деятельность детей в ходе бесед, прослушивания сказок и просмотра диафильмов, игр-соревнований и др. В конце каждого занятия педагог подводит итоги.
Следующий режимный момент – прогулка, которой предшествует подготовка к ней. Для педагога важно правильно организовать сбор детей на прогулку, ведь навыком одеться без помощи взрослого, особенно в младших группах обладают немногие дети, и в задачи воспитателя входит научить их этому за достаточно короткое время, при этом, не нарушая, эмоционального климата в группе. Педагогу приходится помогать, подсказывать, объяснять. Одновременно педагог наблюдает за навыками и самостоятельностью детей. Основная задача этого режимного момента – научить детей организовывать свою деятельность. Как правило, данный режимный момент проходит достаточно шумно и требует от воспитателя не только сильного, выносливого голоса, но и хорошего распределения и переключения внимания, а также умения организовать детский коллектив, что создает дополнительное психофизиологическое напряжение.
Прогулка – непременная составляющая часть режима дня в детском саду. Режим дня ДОУ предусматривает две прогулки (утром и после полдника), продолжительность которых варьируется в зависимости от возраста детей от 1,5 часов в ясельных группах до 3х часов в старших.
Умело построенная прогулка имеет для педагога важную диагностическую и воспитательную функцию. Ведь именно здесь дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют свою непосредственность, свои скрытые качества характера, а иногда и свои способности. На прогулке педагог проводит подвижные игры, сопровождаемые кричалками, загадками, потешками, а также наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, обстановкой на участке. Воспитатель использует рассказ или беседу, что требует от него постоянное сочетание речи и движений, а голосовая нагрузка многократно усиливается тем, что работать приходится на свежем воздухе.
На прогулке проходят и самостоятельные игры детей, однако в группе, как правило, есть ребята, которые не способны играть с коллективом сверстников. Задача воспитателя здесь заключается в том, чтобы частично изолировать таких детей от сформировавшегося игрового коллектива и переключить их на какую-либо другую деятельность. По окончанию прогулки воспитатель напоминает детям простые правила поведения, строит их и отводит в группу. Таким образом, время прогулки – время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, так как работать приходится на свежем воздухе, постоянно сочетая речь и движения; а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы и вольности детей.
Во время обеда воспитатель снова регулирует поведение детей за столом, создает определенный настрой. И слова, и тон, и улыбка — все способствует созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а перечисление ингредиентов блюд развивает пассивный словарь детей.
После обеда воспитатель хвалит детей за аккуратность и предлагает им готовиться ко сну. Как правило, дети засыпают не сразу, приходиться и прочитать им сказку, и с мягкой настойчивостью попросить тишины, и спеть колыбельную песенку. Детский сон – время отдыха для воспитателя и его голоса. Но не все воспитатели рационально используют это время, не давая своему главному орудию труда – голосовому аппарату - отдохнуть. Кроме того, во время дневного сна достаточно часто проходят педагогические советы, на которых происходит обсуждение текущих дел и проблем, что также не способствует снятию психоэмоционального напряжения и отдыху воспитателей.
После тихого часа воспитатель снова занят детьми: воспитанием их опрятности, гигиенических навыков, развитием внимания, мышления, деятельности. Подъем после дневного сна и одевание детей, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с ними. Воспитатель выявляет настроение каждого ребёнка, его готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно воспитатель ведёт мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого малыша.
Полдник также сопровождается воспитанием культурно-гигиенических навыков у детей. В деятельности воспитателя при этом сочетается работа с коллективом детей и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
После полдника чаще всего проводятся подвижные игры, прогулка, или игры-драматизации. Воспитатель опять нагружает свой голос. Часто воспитатель готовит с детьми номера к различным праздникам, разучивает стихи и песни, ставит сказки. Здесь педагог демонстрирует мастерство не только речевого, но и вокального голоса, умение имитировать голоса детей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.
Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментируя поведение ребёнка, делясь своими наблюдениями, давая советы, рекомендации. Общение с родителями требует от воспитателя безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между педагогом и родителями, что мешает созданию единой образовательно-воспитательной среды в ДОУ и дома.
Когда в группе остаётся два-три ребёнка, им необходимы особые чуткость и забота, ведь дети не умеют долго самостоятельно организовывать свою деятельность и могут заскучать по родителям. Воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами, так как его внимание должно быть сосредоточено на детях. Можно организовать тихую игру или почитать сказку, вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня. Все эти занятия требуют от воспитателя виртуозного владения своим голосом, ведь сиплый, визгливый голос не успокоит детей, а лишь будет возбуждать и раздражать их.
День воспитателя заканчивается подготовкой оборудования для следующих занятий и осмотром помещения группы.
И так каждый день воспитатель проявляет мастерство в умении понять настроение малышей, включить их в интересную содержательную деятельность, поддерживая бодрое, положительно-эмоциональное состояние. Педагог осуществляет намеченное в плане: проверяет, чем занят каждый ребёнок, не обижают ли дети друг друга; насколько им интересно. Улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям - все влияет на создание хорошего, бодрого настроения детей, обстановки теплоты и уюта. Воспитатель всегда оказывается там, где более всего необходимо его влияние: помогает ребенку спокойно войти в группу, находит справедливое решение в споре между детьми, исправляет допущенную кем-либо оплошность.
Одной из целей воспитателя является общение с детьми и организация общения детей. Общение детей - это тоже деятельность, в которой они учатся вести разговор, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение и потому, разумеется, мыслить. Детские разговоры в младшей и средней группах часто ситуативны, малыши обсуждают ситуацию, которая актуальна для них в данный момент: это может быть обсуждение прочитанной воспитателем сказки или подготовки группы к Новому году. Детские разговоры в старших группах часто ведутся по поводу современных событий. Задача воспитателя – органично направлять беседу детей, убедительно и доступно рассказывая смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя в то же время правильное отношение к ним. Поддерживая сообщение ребенка, отвечая на его вопрос, включаясь в общую беседу или комментируя очередное событие, педагог ставит перед собой цель - освещать современность на доступном для детей языке.
Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности детей на протяжении всего дня, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полётности речи делают ее монотонной и невыразительной, что сказывается на эффективности педагогического процесса в ДОУ.
Таким образом, голосо-речевая нагрузка сопровождает воспитателя в течение всей рабочей смены (6 часов каждый день или 12 часов через день), кроме того условия труда воспитателей содержат дополнительные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос: работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, жесткий режим дня, множество занятий, отсутствие релаксационных упражнений. Это приводит к нервному напряжению, хроническим перегрузкам, стрессам и вызывает срыв благоприятного климата в группе. Чтобы избежать этого воспитателю необходимо ежедневно совершенствовать свои голосо-речевые возможности, охранять и беречь свой голос.
Рекомендуемая и использованная литература:
- Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П Дошкольная педагогика – М., 1997 – 240с.
- Бондаренко А. К., Поздняк Л. В., Шкатулла В. Заведующий детским садом – М., 1986 – 236 с.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 2001 -174c.
- Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога – М., 2003-189c.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения – М., 1987 – 207с.
- Дошкольное образование в России в документах и материалах / под ред. Т. И. Оверчук – М., 2001-470c.
- Дошкольная педагогика / под ред В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина – М., 1986 – 415с.
- Ершова Н. Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: автореф. дисс…канд. пед. наук. – М.,1997 – 24с
- Комарова Т. Воспитатель детского сада…Каким он должен быть?// Дошкольное воспитание – 1990- №3 – С.5-7
- Лисина В. Р. Влияние общения воспитателя сребёнком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: дисс…канд. пед. наук – М., 1994 – 162с.
- Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студ. Пед. вузов – М.,1999 – 304с.
- Паландишвили М. Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педучилище: дисс…докт. пед. наук – Тбилиси, 1990 – 276с.
- Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание – 1989 - №10 – С. 63 - 65
- Чиркова Т. Общение – одна из форм педагогического воздействия// Дошкольное воспитание – 1988 - №12 – С.48-51