Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, драматург Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:
«Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражение
И другу честь умели отдавать»
К. Ушинский отмечал: «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Великий композитор Бетховен завещал потомкам «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
Два года назад в нашем детском саду был создан и успешно работает клуб для родителей «Азбука семьи». Для чего необходимо было открытие клуба? Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателей и родителей необходимо. Делать это надо ради детей. «Мы кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» - считают они. Налицо снижение родительских функций. Родители заняты, загружены. Но разве это может стать оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями для своего ребенка снижена до нуля?
Мы создали клуб для родителей, чтобы больше сблизиться, чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, получали советы и рекомендации по воспитанию дома. Хотелось бы, чтобы у нас было взаимопонимание и единство взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей.
У клуба есть своя план-программа.
Цель: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Направления:
- Просветительское: предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей.
- Практически-действенное: повышать заинтересованность родителей в выполнении общего дела по воспитанию детей; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.
- Организационные: составить план клуба; выявить интересы родителей, мотивацию участия в клубе; определить состав клуба путем анкетирования, тестирования, опроса; наметить сроки деятельности клуба.
- Познавательные: привлечь специалистов (педагогов, логопеда, дефектолога, психолога) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания; обмениваться педагогическими знаниями.
Принципы: участвовать в клубе на добровольной основе; учитывать пожелания и предложения участников клуба; строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.
Заседание клуба проводится 1 раз в квартал. Название клуба «Азбука семьи» оправдывает себя, т.к. тематика подобрана по буквам алфавита от А до Я.
Каждое заседание клуба состоит из частей:
- Вопросы теории «Родительский всеобуч», где специалисты предлагают родителям прослушать теоретический материал по теме.
- Разбор психологических ситуаций «Корзина с орехами», где родителям предлагаются различные психологические ситуации в семье с детьми и способы их решения, обмен педагогического опыта.
- Блиц-опрос или тестирование, где мы выясняем знания родителей о детях.
- «Домашнее задание», где мы рекомендуем родителям различную литературу для пополнения своих знаний, что-то сделать вместе с детьми, как провести свободное время с интересом и пользой для своей семьи.
В 2008 году астраханцы отмечали 450-летия со дня рождения города Астрахани.
Такому знаменательному событию было посвящено много мероприятий в нашем детском саду, и одно из заседаний клуба было посвящено воспитанию любви к родному краю в семье. Заседания было на букву «Р» и мы назвали его «Русская Венеция».
Цель заседания: совместно с родителями понять важность нравственно-патриотического воспитания через привитие любви к родному городу и краю, расширить знания родителей и детей о своей малой Родине, порекомендовать формы взаимодействия детей и родителей по краеведению и экологии нашего региона, дать родителям возможность ощутить ценность эмоционально, духовного и познавательного общения ребенка с близкими родственниками, сопричастности к интересной истории нашего города.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
Родители подготавливают фотоальбом или газету на тему: «Лето на Волге» и поделку из природного материала или любого другого материала нашего края, посещение достопримечательностей города.
2. Организационный момент
А) тестирование: «Как мы знаем наш город?»
- Сколько лет городу Астрахани?
- Почему его называют русской Венецией?
- Назовите версии, что означает название города?
- Что означает герб г. Астрахани?
- Сколько башен Кремля вы знаете? (Архиерейская, Житная, «Красные ворота», Артиллерийская)
- Какие знаменитые люди посетили наш город? (Степан Разин, Петр I, Альфред Нобель, А.Дюма, Тарас Шевченко, А.В. Суворов, Ф.И. Шаляпин, М. Максакова, В. Барсова)
- Назовите известных астраханских меценатов (братья Сапожниковы, купец Губин)
Б) конкурсы
- Кто быстрее соберет из разрезанных картинок достопримечательность Астрахани
- Отгадай загадки
а) Величаво стоит он над городом
Купола покрыты все золотом. (Кремль)б) Издалека долго
Течет река… (Волга)в) Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (Верблюд)г) Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
Растет в воде он,
Нежно-розовый,
И радует своею красотой (Лотос)
д) Он большой как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз) - Угадай по картинке, как называется рыба, которая водится в реке Волге и поделись своим рецептом приготовления блюда из рыбы.
В) Заключительная песня. «Астраханский вальс». Демонстрация поделок из природного материала и фотоматериалов. Такие мероприятия формируют созидательное отношение к окружающему миру, развивают чувство любви к Родине, к своему краю.
Главное, чтобы мы сознавали себя полноправными гражданами и хозяевами своего города, гордились им, берегли его и сознавали, что только от нас зависит его будущее.