Цель: обобщить знания детей о былинном творчестве народа, уточнить представления детей о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землёй русской, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за её героев.
Оборудование: компьютерная презентация «Устное народное творчество», мультимедиаоборудование, выставка книг былин, картина В.Васнецова «Богатыри», призы победителям викторины.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
– Сегодня урок наш необычный, урок – викторина. К этому уроку вы готовились заранее на уроках чтения и дома, читали хрестоматию по литературному чтению, искали сведения о богатырях земли русской в библиотеке.
2. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний
– Урок наш посвящён былинам об Илье Муромце. Перед тем, как начать викторину, просмотрим компьютерную презентацию о жанрах устного народного творчества.
– Какие жанры фольклора вы знаете? Назовите. Правильно, это и сказка, и загадка, и пословицы, и потешки, и колыбельные песни, и былины.
Обратите внимание на основной слайд – «Былина как жанр устного народного творчества». Что же такое «былина»? (Былина – старинная эпическая песня, воспевающая подвиги героев прошлого) Каких русских богатырей вы знаете? Назовите.
3. Викторина
Профессор словесности (ученик в костюме профессора):
– Дорогие друзья, вы читали былины об Илье Муромце и на уроках литературного чтения, дома, в библиотеке. Обратите внимание на выставку книг, которую вы приготовили к нашему уроку. (Дети называют их)
А сегодня я хотел бы провести викторину, проверить ваши знания и наградить лучших знатоков призами. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением богатыря. В конце урока мы наградим призами тех учеников, у кого будет наибольшее число фишек.
Учитель:
– Итак, ребята, викторина начинается!
Вопросы викторины будут появляться на интерактивной доске и озвучиваться.
Вопросы викторины.
- Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)
- Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
- Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
- Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
«Кем ты ни стал, что ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно…»?
(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу) - Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
- Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
- О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)
- Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)
- Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
- Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)
- За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
- По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:
«Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…»
(Соловей - разбойник) - Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)
- Где прочитал Илья такие слова:
«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
(На белом придорожном камне были высечены эти слова) - По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:
«Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони – лошади в булатной броне…»
(Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) - Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём)
- За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)
- Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)
- Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)
- Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)
- Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)
- Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)
- Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)
- Узнай героя былины по описанию:
«А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях,
А глазищи…
И черным – черны, и пустым – пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин
.А носище-то…
Будто палка – клин дровокольная».
(Мамай – татарский царь) - В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
- К кому обратил Илья такие слова:
«Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
(К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) - Чем закончилась последняя битва с татарами?
(«На убег побежали короли – цари,
Впереди других царь Кучум летит») - За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич? (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)
- Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?
- Смелость города берёт.
- Дарёному коню в зубы не глядят.
- Друзья познаются в беде.
- Жить – Родине служить.
- Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов)
4. Подведение итогов викторины. Награждение победителей книгами – сборниками былин о русских богатырях
(Звучит грамзапись песни «Богатырская наша сила») Динамическая пауза.
5. Рефлексия
Учитель:
– Непобедимым рачителем о своём народе и о своей Отчизне предстаёт перед нами герой былин Илья Муромец. Об Илье Муромце создан целый цикл песен, которые рассказывают о его беспримерной силе, смелости и его свободолюбивом характере, беззаветной любви к Родине и к своему народу. Во имя Родины и народа он совершал подвиги в борьбе с татарами.
Ученик:
–У Ильи бы научиться
Родину любить!
Ни за деньги, ни за славу
Подвиги вершить!
Ученица:
–Пример любви святой к Отчизне
И нам не худо перенять.
Враги пусть смотрят с укоризной –
Найдутся рыцари опять.
Учитель:
– Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
Не будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!
6. Домашнее задание (по выбору):
- Выучить наизусть понравившийся отрывок из любой былины об Илье Муромце;
- Нарисовать иллюстрацию к одной из былин об Илье Муромце.
Примечание: Вопросы викторины преимущественно были составлены мною по книге Старостина В.А. Илья Муромец: Богатырские былины / Худож. М.Шемаров.-М.: Сов. Россия, 1979. -160с., ил.
Былины:
- Детство
- Исцеленье
- Илья Муромец и Соловей - Разбойник
- Ильины три поездочки
- Сухман – богатырь
- Илья Муромец в ссоре со Владимиром
- Илья Муромец и Батый
- Илья Муромец выходит на свободу
- Последнее побоище с татарами