Форма проведения: Устный журнал.
Цель: Познакомить с различными породами кошек, средой обитания, их многообразием и привычками.
Задачи:
- Расширить представления о домашних животных – кошках.
- Собрать информацию о разных породах кошек.
- Сфотографировать своего домашнего питомца.
- Сделать поделки из бумаги.
- Написать сочинение на тему «Мой ласковый и нежный зверь».
Оборудование: Плакаты, иллюстрации, фотографии, рисунки детей с изображением кошек; книги, сочинения детей о кошках, поделки из бумаги, музыкальное сопровождение, видеозапись.
Ход занятия:
Ведущий:
Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. Мир животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение всё новыми открытиями, но и проникается к животным добротою, любовью, снисхождением. Познавая животных, человек познает и себя.
Общение с ними обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с ними, мы понимаем, что мир становится скучным.
Сегодня у нас пойдет речь о любимых домашних животных – кошках.
Поднимите руку те, у кого дома есть они. Вот видите – добрая половина держат дома милых пушистых зверюшек.
Итак, наш разговор о них начинается.
1 страница «Историческая справка»
Ученик: Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В разные времена в разных странах относились к ней по-разному.
Ученик: В Древнем Египте боготворили, оказывали ей всяческие почести. Смертельная казнь тому, кто убьёт хотя бы одну «хранительницу» хлебных амбаров. Если кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами – в виде высушенных мышей.
Ведущий: Семья и вся прислуга брили свои брови и ходили в трауре. Смерть храмовой кошки – траур целого города.
Ученик: В Европе, кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло чёрным кошкам: думали, что они приносят в дом несчастье.
Исполнение песни «Черный кот»
Ученик: В Древней Руси хозяйственные качества кошки оценили церковнослужители. Они- то и поставили её под свою защиту.
Ведущий: А хотите узнать, сколько стоила кошка?В то время, в середине 15 в., за украденное животное устанавливали штраф по 3 гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка приравнивалась по цене к огромному быку. По тем временам 3 гривны деньги были немалые.
Ученик: В Японии сначала не любили кошку, но в 17 веке вернули ей доброе имя. Вот одна из старых историй, связанная с кошкой.
Ведущий: (на фоне музыки) Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это было чудом, и все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
Ученик: В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. При въезде в дом кошка должна первой переступить порог дома, иначе не будет в нём счастья. А трёхцветная кошка приносит счастье и достаток в дом.
2 страница «Мы все такие разные».
Ученик:
В мире сейчас 400 млн. кошек самых разных. Шумным событием в странах становятся выставки кошек. Большой вклад в создании многочисленных пород домашних кошек внесла дикая лесная европейская кошка.
Ведущий:
Мы открываем следующую страницу «Мы все такие разные».
В соответствии с длиной шерсти различают длинношерстных, полудлинношерстных и короткошерстных. Представители этих пород у нас представлены. (показать и назвать)
Дома мы держим не только породистых, но и самых обычных кошек. Мы их любим и сфотографировали.
Ученик:
У каждой кошки своя кличка: Барсики, Мурзики, Масяни. А вот эту кошку просто назвали кошкой.
Интересно почему?
Посмотрите про это сказку.
Автор:
У старика и старухи был котёночек черноухий,
И белощёкий, белобрюхий, и чернобокий.
Стали думать старик со старухой.
Старуха:
Подрастает наш черноухий.
Мы вспоили его и вскормили,
Только дать ему имя забыли.
Старик:
Назовем его черноухого «Тучей» -
Пусть он будет большой и могучий.
Выше дерева, больше дома.
Пусть мурлычет он громче грома!
Старуха:
Нет (сказала, подумав старуха)
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер
Протяжно и звонко.
Не назвать ли нам «Ветром» котёнка?
Старик:
Нет, старуха,
Ветер только деревья качает,
А стена остаётся в покое.
Не назвать ли котёнка «Стеною»?
Старуха:
Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воровка…
Не назвать ли нам кошку – «Мышкой»?
Старик:
Нет, старуха,
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка
Сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку Кошкой.
3 страница «Необыкновенные качества».
Ученик: Кошка это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Ведущий: Открываем следующую страницу.
Ученик: У неё очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши, и тот час же настораживается. Но в то же время, может не обращать внимания на громкую музыку.
Ведущий: Кошка любит чистоту, она часто умывается. А знаете, почему?
Вот кошка проснулась, потянулась – и ну вылизывать себя. Поела, попила – и снова вылизывает себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизывают не только грязь, сколько… собственный запах.
Все кошки – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность – останешься голодным.
Ученик: У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз, это как фара у машины. Глаза крупные и смотрят в одном направлении, в темноте горят зеленым цветом.
Ученик: Кошки спокойно ходят в темноте. А помогают им усы.
Ученик: Ходят бесшумно, вытягивая когти и ступая мягкими подушечками. Быстро бегает, ловко прыгает и лазает на деревья. Но если забралась высоко, боится спускаться вниз.
Ведущий: А еще кошек берут на работу, на государственную службу. В Англии есть Британский музей, там очень много картин. Чтобы мыши их не портили, кошка их охраняет. У них униформа – повязаны желтые банты. За работу им платят жалование.
Ведущий: Кошка часто бывает героиней многих рассказов и сказок, песенок и скороговорок. В них она умна, хитра, доброжелательна. Показывает свою ловкость, а главное независимость (выставка книг).
Много написано песен об этих удивительных животных. Вот одна из них.(исполнение песни)
4 страница «Кошка и человек».
Ведущий: Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. Но многое интересное ждет нас впереди.
- Средняя продолжительность жизни кошек около 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет.
- Обычно у кошки рождается 3 – 5 котят. Кошка по кличке Колокольчик из Южной Америки родила 14 котят-близнецов.
- А кошка Мини за 6 лет убила 12 480 крыс.
- Есть кошки-артисты. Всемирно известный кот Моррис (США), он получил в 1973 году приз, как лучший телеактер, по классу рекламных фильмов.
Ученик:
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нём,
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьёт сырое молоко.
Ученик:
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится за подушку
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Ученик:
Видеть кошку на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья у кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно –
Это всем на свете ясно –
Но, к несчастью детворы,
Разбирать его опасно:
Когти кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно –
Только ноги уноси!
А на морде, как антенны,
Установлены усы.
Ученик:
Кошка бегает с азартом
За катушкою пол дня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Ученик:
Тем, кто с кошкой добр и мягок.
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
Ведущий: Что, правда, то, правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы ее погладили, поласкали, она придет сама, поверьте! В доме она различает своих и чужих. И даже спустя годы узнает хорошего друга. Часто они предпочитают одного члена семьи.
Сценка «Кошка»
Мальчик: Говорит мне тихо кошка:
Кошка:Пожалей меня немножко!
Мальчик:Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.-
Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь кошка?
Говорит она:
Кошка:Немножко, хоть немножко
Пожалей – отпусти меня скорей!
Ведущий: Надеюсь, этот диалог вы поняли верно? И всё-таки есть такие ребята, которые берут себе маленьких котят, но плохо ухаживают за ними. А родители порой ругают не своих детей, а этих котят. Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.
Ученик:
Всё мяукает котёнок
Во дворе под кустом
Всё хотелось котёнку.
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котёнку,
Что позвали: «кис – кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Ведущий: Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я верю, что в нашем классе таких нет. Ведь о своих друзьях вы написали сочинения.
5 страница «Моё творчество».
- Изготовили поделки из бумаги.
- Сочинения (зачитать одно из них).
Итог:
Вот и подходит к концу наша встреча, понравилась ли она вам?
Напоследок, отгадаем кроссворд, и посмотрите небольшой сюжет из жизни кошек (видеозапись).
Можно было много ещё продолжать рассказывать об этих удивительных животных, но наше занятие подходит к концу. В память об этой встрече я дарю вам календари с изображением котят.
Презентация – Приложение 1.