Цель: активизировать познавательную деятельность детей в процессе изучения правил дорожного движения.
Образовательные задачи:
- повторить правила безопасного поведения на дорогах;
- учить детей находить выход из трудных ситуации возникающих на дорогах города;
- учить правильно «читать» дорожные знаки, уметь рисовать их;
- повторить правила поведения в общественном транспорте.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности детей;
- развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.
Игра-путешествие проводится для 4 классов в виде игры по станциям. Дети собираются в актовом зале, где будет дан старт игре-путешествию. Каждый класс получает свой маршрутный лист, в котором будут выставляться баллы, заработанные на станциях. На станциях ведущими могут быть старшеклассники, учитель музыки, библиотекарь. После выполнения всех заданий ребята снова собираются в актовом зале для подведения итогов.
Название станции | 4 «А» | 4 «Б» | 4 «В» | 4 «Г» |
Внимательный пешеход (каб.№60) | ||||
Дорожные знаки (каб.№58) | ||||
Музыкальный (каб. музыки) | ||||
Внимательный пассажир (каб.№80) | ||||
Поэтический (библиотека) |
1. Внимательный пешеход
(Цель этой станции проверить основные правила пешехода, вспомнить какие опасности могут встретится на дороге.)
На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:
«Внимание! Дорога! Внимание! Пешеход!
Надо хорошо подумать, чтоб сделать первый ход.»
На этой станции ребятам задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1балл. (Вопросы читаются быстро)
- Как называется человек вне транспорта?
- По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
- Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
- Как называется место пересечения дорог?
- Кто отвечает за порядок на дорогах?
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по дороге?
- Для чего служит проезжая часть дороги?
- Для кого предназначен тротуар?
- Что означает зеленый сигнал светофора?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Что означает красный сигнал светофора?
- Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?
- Сколько колес у легкового автомобиля?
- В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”?
- Место посадки и высадки пассажиров?
- Как следует правильно обходить автобус?
Вторая часть задания на этой станции - разбор проблемной ситуации. Детям предлагается прослушать стихотворения и ответить на вопросы. Если ответ был полным и правильным можно поставить 5 баллов.
1. Чтение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели».
Эти ребята приятели были.
Вместе играть на дорогу ходили.
Вместе шалили, вместе катались.
Вместе с крючком за машиной гонялись.
Им объяснили: «Ребята, напрасно
Вы здесь играете – это опасно!
Лучше уйдите-ка вы с мостовой.
Незачем зря рисковать головой».
«Много мы слышали разных советов», –
Лихо ответили дети на это.
И, уцепившись, на полном ходу
Быстро помчались у всех на виду.
Вдруг на углу повернул грузовик.
Кто-то сорвался, послышался крик.
И – не забыть этот миг никогда –
Видят ребята – случилась беда!
Лучше б, совету хорошему веря.
Вы собирались в саду или сквере,
Или в хорошем просторном дворе –
Там безопасно играть детворе.
Помните, дети! Игра на дороге
Каждого может оставить безногим,
И покататься, побегать тогда
Вам не придется, друзья, никогда!
Вопросы после чтения
- О каких правилах поведения узнаем мы в этом стихотворении?
- Какие строчки стихотворения вам запомнились?
- Какие рисунки к стихотворению можно нарисовать?
- Кто хочет выучить это стихотворение наизусть (полностью, частично)?
2. Чтение стихотворения С. Титова «Опасный каток».
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой.
Льдом затянуло русло реки.
Плюшевый мишка встал на коньки.
Только кататься не на катке –
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Мчатся машины невдалеке.
Трудно шоферам зимой тормозить.
Шины по снегу станут скользить,
Долго ли дети, тут до беды?!
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень.
Лед будет петь под ногами весь день.
А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
Беседа о прочитанном.
- О чем предупреждает ребят автор стихотворения?
- А где катаетесь на коньках вы?
- Почему мостовая – опасный каток?
2. Дорожные знаки
(Цель этой станции вспомнить на какие 3 основные группы делятся дорожные знаки, уметь «читать» и воспроизводить их по памяти.)
На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:
«Знаки дорожные – наши друзья,
забывать друзей – нельзя.»
За правильный ответ -1балл.
На этой станции мы с вами поговорим о дорожных знаках.
Ведущий прикрепляет на доску табличку «дорожные знаки».
– Скажите, на какие 3 основные группы делятся все знаки?
Ведущий эти слова прикрепляет на доску.
– Давайте вспомним эти дорожные знаки.
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Запрещающие знаки. Изображения и цифры, нарисованы внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Ведущий показывает знак из предложенных, а задача детей объяснить, что обозначает этот знак и поместить его в нужный столбик таблицы.
«Дети» | |
«Пересечение с велосипедной дорожкой» | |
«Въезд запрещен» | |
«Движение на велосипедах запрещено» | |
«Больница» | |
«Место остановки автобуса» |
Затем класс делится на 3 группы, каждой из которой дается задание нарисовать один из знаков. Детям надо вспомнить, как выглядит знак и его изобразить, затем поместить его в таблице на доске. При выставлении баллов учитывается правильность и аккуратность изображения знака. (Максимальное количество – 5 баллов)
«Пешеходный переход» – предупреждающий. | |
«Движение пешеходов запрещено» | |
«Пешеходный переход» – информационно-указательный. |
3. Музыкальный
(Цель этой станции повторение, изучение правил дорожного движения при помощи музыки, а именно маленькой поучительной песенки-частушки.)
На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:
«Будем звонко петь частушки
И хотим сейчас сказать
Все правила дорожные
Мы будем знать на «5»!»
Дети могут сочинить частушки сами или воспользоваться уже готовыми частушками. Одна частушка – 1 балл. За артистизм, в исполнении частушек ведущий вправе добавить дополнительные баллы. (Приложение 1)
4. Внимательный пассажир
(Цель этой станции закрепление навыков пользования детьми общественным транспортом.)
На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:
«В общественном транспорте, друзья,
Буду самым внимательным пассажиром я!»
Задания на этой станции предлагаются детям в виде ролевой игры. За каждое верно названное правило – 1балл.
Стулья поставлены как сиденья в автобусе. Впереди – место шофера.
– Как называется человек, передвигающийся в транспортном средстве, но не управляющий им? (пассажир)
Представьте, что вы пассажиры. Саша будет водителем, он сядет впереди. Как мы должны будем войти в автобус?
– Поехали!
А теперь давайте вспомним правила внимательного пассажира. Примерные ответы детей.
- Во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель.
- Разговаривать во время движения с водителем нельзя.
- Нельзя высовываться из окна.
- Нельзя вставать ногами на сиденье.
- Нельзя ходить по автобусу во время движения.
- В автобусе нельзя громко разговаривать.
- Уступать место старшим.
– Ну вот, мы и приехали. Выходим из автобуса. Как?
– Нам нужно перейти через дорогу. Что будем делать?
5. Поэтический
(Цель этой станции привлечение внимания детей к правилам поведения на дороге через чтение веселых поучительных стихотворений).
На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:
«Стихотворение выразительно читаем,
Правила ,ребята, дружно повторяем.»
Предварительно дать задание детям выучить стихи по ПДД.
За каждое артистически прочитанное стихотворение – 1 балл. (Приложение 2)
Данное мероприятие даёт полную картину подготовленности учащихся по вопросам безопасного поведения на дороге, в общественном транспорте. На каждой станции дети зарабатывают баллы, и сразу становится видно, какие есть проблемы в знаниях по правилам дорожного движения. Этот урок-путешествие активизирует познавательную деятельность учащихся, заставляет по-другому взглянуть на многие ситуации. Мы очень надеемся, что данное мероприятие поможет нашим ученикам принять верное решение и правильно сориентироваться на дороге.
Частушки – Приложение 1, стихи – Приложение 2.