Важную роль при обучении английскому языку играет наглядность. Я использую различный раздаточный материал как для ознакомления, тренировки, так и для контроля усвоения изучаемого материала: карточки, на которых написаны буквы; знаки транскрипции; слова; слова с пропущенными буквами (одной или несколькими); контрольные задания, а также карточки с рисунками на них.
Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес учащихся к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой.
Приведу примеры упражнений и некоторых игр.
- Для игры нужны карточки с буквами и знаками транскрипции. Показываю карточку с буквой (буквосочетанием) и прошу ребят назвать соответствующий звук. Если возможны несколько вариантов чтения, предлагаю детям вспомнить все. После ответа ученика прошу класс по-английски согласиться или исправить ошибку.
- Используя карточки с буквами, составляю на доске различные слова, затем добавляю или убираю ту или иную букву. Меняются правила чтения. Учащимся предлагается прочитать слова. Затем роль учителя выполняет один из учащихся.
- Заранее пишу буквы на карточках из плотной бумаги. В этой игре могут участвовать две команды. Каждый ученик одной из команд берет карточку. Из букв нужно составить слово. Задача другой команды — прочитать его.
- Ребята готовят карточки с буквами размером 4x6 см.: отдельно для строчных и прописных букв. Учащиеся раскладывают карточки в определенном порядке, заданном мною: по алфавиту; по алфавиту, начиная с любой буквы; только гласные; только согласные; по алфавиту в обратном порядке; ученикам предлагаю написать свои имя и фамилию (или любое слово), а затем карточки с буквами, из которых состоит написанное, разложить в алфавитном порядке; при работе в парах один ученик составляет слова, другой их прочитывает.
- Прошу ребят принести в класс различные этикетки (от игрушек, вещей, конфет, жевательных резинок и т. д.) написанные по-английски. Прочитываем их вместе с детьми, или прошу одного из учащихся сделать это.
В методике хорошо известен прием использования изобразительной наглядности для стимулирования высказываний учащихся. Я использую серию ситуативных рисунков, которые помогают нам организовать речевую практику учащихся. Каждая из предлагаемых ситуаций представлена на двух рисунках. Таким образом, наглядно предъявляется развитие сюжета.
На начальном этапе в качестве индивидуального задания ученику я предлагаю описать то, что он или она видят на картинке, а на среднем этапе — составить рассказ, с выражением личного отношения к событиям.
Для организации парной работы я использую несколько вариантов заданий.
На начальном этапе:
- каждый ученик описывает одну из двух картинок;
- ученики составляют диалог от имени персонажей ситуации;
- каждый из участников готовит описание картинки, а вместе они составляют диалоги от имени персонажей.
На среднем этапе ученикам я предлагаю аналогичные задания, но вместо описания они составляют рассказ по картинкам и диалоги персонажей.
Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения естественной коммуникации.
Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.
Часто я организую парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку и слушая товарища, может судить о правильности его высказывания.
В работу с картинками вовлекаются все учащиеся группы. Практика показывает, что на таких уроках они никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.
Я использую наглядность не только при обучении устной речи и аудированию, как было сказано выше, но и для усвоения лексики: это различные ребусы, кроссворды, загадки, многие из которых, учащиеся составляют сами, практически к каждому уроку. Для обучения грамматике, я использую красочные самостоятельно изготовленные пособия: это и «глагол to be», и другие плакаты, которые отличаются от традиционных изданных таблиц тем, что в них представлен не сухой теоретический материал, а различные грамматические явления отражены в виде животных, сказочных человечков. Работу по такому пособию я сопровождаю грамматической сказкой собственного сочинения. Это позволяет увлечь учащихся, снять страх перед трудностями английской грамматики. Я обратила внимание на то, что в классах, где я использовала такую наглядность дети легче и быстрее усваивали материал, а спустя два три года легко вспоминали его.
При обучении фонетике я использую «Сказку о язычке» с его наглядным изображением. Рассказываю не только известные сказки, но и добавляю свои, и побуждаю детей сочинять свои собственные.
Для усвоения правил чтения использую «цветы», соответствующие различным правилам чтения, а также сказки объясняющие их.
Используя наглядность, я пришла к выводу, что это не только повышает интерес к изучаемому материалу, уроку в целом, но и позволяет подойти к процессу изучения английского языка творчески, а также повышает глубину и прочность усвоения материала. Стоит только показать учащимся 8-9 классов одно из таких наглядных пособий, как учащиеся моментально вспоминают правила и больше не допускают ошибок.