По мнению многих педагогика является одной из самых легких наук. Этому даже есть остроумное определение: «Педагогика - набор замечательных советов для замечательных родителей». В самом деле, лучшие книги о воспитании написаны талантливыми учителями. Читаешь и думаешь: как просто, красиво, как душевно! А начинаешь сам применять «замечательные советы», так сразу начинаются проблемы. То ли дети какие-то «не такие», то ли...
Несомненно, что педагогика начинается с воспитателя, с того самого момента, когда он начинает осознавать свою педагогическую беспомощность. Процесс воспитания никогда не бывает односторонним: ты пытаешься изменить характер, привычки ребенка, а он ставит перед тобой, что ни день, новые нелегкие задачи, решая которые и родители и педагоги вынуждены изменять себя. Кто кого воспитывает совершенно не ясно.
Воспитание может быть случайным: мы совершаем поступки, произносим слова, не задумываясь об их значении и, когда наше поведение проявляется в характере детей, удивляемся, «откуда это в нем?».
Воспитание может быть целенаправленным. Одним хочется вырастить великого спортсмена, музыканта, художника - кого угодно, лишь бы был «великим». Другим этого не надо: родители обеспечивают себе спокойную старость, с раннего детства готовят себе сиделку на черный день. Это, в общем-то, разумно, если только не концентрировать заботу только на своих близких. Можно ведь поставить цель воспитать нежного и не равнодушного к чужой боли человека; тогда он и про родителей не забудет и упавшему прохожему помощь окажет. Но многие сейчас говорят: мол, в наш жестокий век такому человеку будет трудно. И, чтобы не создавать «трудностей» своему ребенку, родители учат его избирательной нежности и душевности -только для своих.
Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.
Основная проблема, стоящая перед педагогами, заключается именно в том, чтобы выработать целенаправленность в воспитании вместе с родителями, определить оптимальные средства и методы воспитания, уметь прогнозировать результат. Работа с родителями осложняется тем, что у каждого свой уровень педагогических способностей и педагогической грамотности. Страшного в этом ничего нет, ведь не каждому суждено родиться умелым краснодеревщиком или музыкантом, а значит и умелым воспитателем. Нужно, чтобы человек четко осознавал, каковы его реальные способности как педагога, потому что, к сожалению, чем слабее педагогические способности, тем больше достоинств мы ждем от ребенка. Могут ли несовершенные вырастить совершенных детей?
Воспитание педагогической культуры родителей надо начинать, на мой взгляд, с ломки стереотипов сознания, ведь первое время они вынуждены будут вести борьбу сами с собой, со своими привычками, своей второй натурой, которая провоцирует срывы, вызывает злость на ребенка, на самого себя. Нужно будет учить родителей контролировать свои эмоции, чтобы давать дорогу «холодным» разумным умозаключениям. Ведь трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться.
В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей». В своих работах он описал теории «уродливой любви»: «любви умиления», «деспотической любви», «любви откупа». Как избежать сползания в эту колею в процессе воспитания? Как помочь родителям, как найти общее составляющее в отношении с детьми?
Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на опыт работы школьных педагогов. Одной из главных форм педагогического общения остается родительское собрание. Его эффективность зависит от степени понимания того, что это сбор всех причастных к воспитательному делу. На нем недопустимы конфронтация и противостояние, поэтому необходима, как говорят психологи, симметричная программа общения. Информация, сообщаемая родителям, должна быть важна, доступна для восприятия и интересна. Все проблемные вопросы целесообразнее обсуждать не на классных родительских собраниях, а непосредственно с родителями и ребенком, отказавшись от поиска виноватых, ведя диалог по-деловому, дружелюбно, доверительно. Именно такие беседы помогают создать особый микроклимат в классе. Темы для классного собрания нужно выбирать по степени интереса родителей к ним. Предлагаю вашему вниманию тематику родительских собраний на год, составленную по результатам опроса родителей:
- «Я и творческие способности моего ребенка»;
- «Смех в семье»;
- «Ребенок и деньги»;
- «Увлечения ребенка»;
- «В доме появился компьютер»;
- «Школьные заболевания».
На первый взгляд, эти темы какие-то простые, бытовые. Но проблема всегда начинается с малого и в педагогике нет и не может быть главных и косвенных вопросов. Они имеют диалектическую взаимосвязь.
Очень важно, что бы родители верили в своего ребенка, чувствовали в нем равного себе. И поэтому актуален новый стиль общения, основанный на следующих правилах:
- Каждый человек достоин уважения.
- Сначала – понимание, потом – советы и наставления.
- Общаемся с ребенком, но воспитываем человека взрослого.
- Вера в то, что наши дети – честные и добрые люди.
- Каждый ребенок – неповторимая личность.
Большую роль в работе с родителями играет психологическая служба школы. Индивидуальные беседы, выработка рекомендаций и совместной воспитательной стратегии приводит к быстрым позитивным результатам. Интересно прошел в школе семинар-практикум, подготовленный социальными педагогами и психологом по теме «Три кита воспитания», на котором родителей знакомили с принципом гармоничного сочетания в педагогике слова, личного примера и организации успешной деятельности ребенка.
Я уверена, если родитель хотя бы на миг задумался о своей роли в воспитании своего ребенка, наша работа не прошла зря. Всякая перемена в человеке начинается с перемены самосознания. Семья продолжает оставаться мощным воспитывающим и организующим фактором, не смотря на то, что сегодня наши женщины не имеют возможности заниматься воспитанием и дом остается без присмотра, много неполных семей. Задача педагогов найти правильный путь среди объективных трудностей, основанный на использовании опыта прошлого для воспитания людей будущего, не рабов и воинов, а свободных людей.
Подходя к концу, хочу процитировать С.Л. Соловейчика: «Воспитатель часто не может влиять на разные жизненные обстоятельства, они нам не подчиняются. Влиять же на представление человека о самом себе - по крайней мере, до тех пор, пока сохраняется душевная связь с ним -возможно. Объектом нашей воспитательной деятельности будет не сам ребенок и даже не весь его внутренний мир, а его представление о самом себе как о достойном человеке. Если меняется отношение к человеку, то меняется его представление о самом себе - меняется он сам. Видеть, считать воспитанника лучшим, чем он есть – к этому сводится педагогическая мудрость».
Конспект родительского собрания на тему "Подготовка к взрослости"
«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств»
Я. Корчак
Цели собрания:
- Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
- Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
- Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Форма проведения собрания: Обучающий семинар.
Оборудование: Презентация "Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения", памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста "Роль родителя".
Подготовительная работа к собранию:
- Анкетирование учащихся.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка ситуаций для анализа.
- Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
- Проведение классного часа на тему "Поговорим о конфликтах".
- Подготовка теста "Роль родителя"
- Подготовка презентации.
Ход собрания
(Включается презентация)
Уважаемые родители!
Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: 'Жизнь состоялась!". Быть родителями – это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.
(На доске)
«Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней переходит, все течет»
Эти слова одного из ведущих психологов XX столетия Л.С. Выготского удивительно точны.
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального "я".
Это путь становления индивидуальности.
Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выделяйся, будь такой или таким, как все".
В психологии это период времени называют периодом "брожения" психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.
Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить.
(На доске)
Любовь – доверие – понимание – поддержка.
Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.
Для родителей и педагогов этот возраст трудный, для юристов – опасный, а для поэтов – прекрасный. Итак, это возраст с большим знаком вопроса. И для них и для нас!
Нам необходимо задуматься над вопросом: каким мы хотим видеть нашего
ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет наша семья в его становлении.
О влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка нам расскажет ...
Понимаем ли мы своих детей? Как избежать конфликтов с ними? Как научиться "видеть" их проблемы? Своими мыслями поделится ...
Но, ни одна книга – справочник по воспитанию не даёт нам полного ответа на эти вопросы. За возникающими конфликтами чаще всего стоит наше нежелание понять ребёнка, увидеть себя его глазами, наше неумение анализировать свои действия и их последствия, авторитаризм.
Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать (Работа в группах по решению конфликтной ситуации, Приложение 1).
Уважаемые родители!
- Помогите ребёнку найти компромисс души и тела
- Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
- Подробно познакомьте ребёнка с устройством и функционированием организма.
- Помните, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
- Подростковую психику иногда называют периодом "гормональной дури". Поиск и становление с высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.
Готовясь к собранию, мне хотелось узнать мнение детей.
Итак, я предлагаем вашему вниманию некоторые итоги теста (Приложение 1)
«Незаконченное предложения»:
- Семья – это...
- Мои родители - это...
- Свет в окнах моего дома - это...
- Радость в моей семье - это...
- Горе в моей семье - это...
- Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
(Родителям предлагаются некоторые из ответов детей на данный тест.)
Анализ ответов учащихся:
Семья – это Мое убежище. Родственные связи. Это святое. Группа людей, любящих друг друга. Это Все. Это я и мои родные. Это – ячейка общества. Это хорошо. Сообщество людей, близких по крови и по духу. Люди, связанные родственными узами.
Мои родители – это люди, которые растят меня. Люди, которые тебя учат до взрослости, самые лучшие люди, это – мама и папа. Это все люди, которые обо мне заботятся. Люди, входящие в основной состав семьи. Люди, на которых я могу положиться. Люди, которые меня родили...
Свет в окнах моего дома – это радость и счастье, когда нет ссор. Когда мама не кричит на меня, папа молча читает у себя в комнате. Когда наша семья отдыхает. Уют. Когда все в семье отлично. Это – электричество. Это – мой любимый мир. Когда я могу в любой момент попросить помощи…
Радость в моей семье – это общий успех. Когда никто не ругается. Это приятные события. Это – взаимопонимание. Это – тортик. Когда мои родители понимают , что мне 17 лет , а ни 5. Когда все здоровы. Когда я получаю «4» и «5». Когда вся семья вместе...
Горе в моей семье – это плохо. Когда приношу плохие оценки. Когда кто-то болеет. Такого нет. Потеря близкого человека. Это когда все ругаются. Это разные жизненные промахи. Мне не хочется чтобы в моей семье – не было ненависти, не было ссор, слез, боли, хочу, чтобы в моей будущей семье было, как в моей сейчас, взаимопонимание.
Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей?
(Родителям раздаются правилами, идёт их обсуждение).
В переживаниях подростков огромное место занимает дружба и влюблённость. Девочки чаще могут иметь друга и чаще реализуют своё желание.
Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.
В 4-7% случаев первая влюблённость ведёт впоследствии к браку. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным.
Эту проблему назиданьями решить нельзя!
А как? Своими мыслями с нами поделится ...
Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.
Как уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдём с уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Уважаемые родители!
Подходит к концу наш разговор о подготовке к взрослости наших с вами детей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что вряд ли кто из родителей не хотел бы видеть своего ребёнка счастливым.
А для этого нам нужны такие встречи, которые обогащают всех нас, обращают внимание на то, совсем осмысленно, освоено или вообще не замечено в семейном воспитании.
Спасибо!
Мы все хотим невоспитанного сделать – воспитанным, упрямого – сговорчивым, ленивого – трудолюбивым, грубого – ласковым...
Пожалуй, вопрос в том, как это сделать? И что самим детям делать с нами - всегда спешащими и мрачными, раздражительными, усталыми?
Как защититься детям от нашего хронического недовольства собой и жизнью, от очень редкого выражения своей: любви к ним?
Как нам, взрослым, помочь детям почувствовать, что несмотря ни на что мы всегда и искренне их любим.
Презентация – Приложение 2, тесты и конфликтные ситуации – Приложение 1.