Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных отметок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т. е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание.
Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, – оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес к изучаемому предмету.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее?», «Кто быстрее?», «Не ошибись!», «Не подведи свой ряд!» В арсенале каждого учителя начальных классов имеется множество игр, которые способствуют повышению познавательных интересов и активизируют познавательную деятельность младших школьников.
Учителя начальных классов в своей работе в дополнение к заданиям учебника широко используют задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Простые задачи чаще всего предлагаем для устного счета. В первых классах – это задачи-шутки в стихах. Например:
Бабка внучкам рукавички
Весело вязала.
А связала восемь штук
И нам показала:
– Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,
Протяните ко мне руки,
Рукавички надевайте,
Дров, водички натаскайте.
Вы, ребятки, отвечайте,
Сколько внуков, сосчитайте!
Ученикам постарше предлагаются задачи, вида: Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 часов?
Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может служить прекрасным средством развития мышления учащихся. При работе над задачами, связанными с нахождением места встречи двух движущихся одновременно навстречу друг другу тел, выясняется, ближе к какому пункту произойдет встреча и почему. Иногда достаточно ясно говорится, что тело прошло до встречи определенный путь, а другое тело – на несколько метров больше (или меньше). В этом случае флажок, обозначающий место встречи, ставят ближе к первому (левому) концу отрезка, изображающего путь, пройденный двумя телами.
Постановка дополнительных вопросов познавательного характера не только повышает у детей интерес к решению задач, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач.
На уроках в начальных классах нередко можно увидеть известных героев детских сказок, веселых человечков. Это Буратино, Незнайка, Гномик, Красная шапочка. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал, формируется устойчивый познавательный интерес.
Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать и ученых-исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но пробудить у детей интерес к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребенок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.
Очень трудно даются малышам такие понятия, как «предложение», «звук», «слог», «слово». В этом отношении помогают схемы и таблицы, с которыми учащиеся знакомятся с первого класса. Схемы слов, предложений обязательно нужно выносить на доску, так как ребенок еще не умеет индивидуально работать со своим учебником. Это привлекает внимание всех учащихся, облегчает им запоминание понятий.
На уроках можно использовать игровые упражнения: замените словосочетания одним словом, угадайте слово, помогите прочитать странное письмо; игры: волшебная яблоня, собери слово, собери ягоды в корзину, собери грибы в корзину.
Повышению познавательных интересов способствует разгадывание загадок, ребусов, работа с перфокартами. Одними из средств, влияющих на активное усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке, являются сказочные путешествия в Страну русского языка: «Путешествие по океану орфографических знаний», «Путешествие в сказочное королевство Однородных членов предложения», «Города Корнеслов, Приставкин, Суффиксград, город Окончание», «Путешествие в страну Глаголию» и т. д., в ходе которых учащиеся встречают различные препятствия и пытаются их преодолеть.
В последнее время все большую популярность приобретают нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-сказка, урок-загадка, урок-ярмарка, урок-аукцион и даже урок-концерт. В чем преимущество таких уроков? Во-первых, на уроке царит атмосфера занимательности, сказочности, никто из ребят не остается безучастным; во-вторых, каждый вид заданий, предлагаемый для выполнения, требует от детей не только актуализации изученных знаний, но и умений применять эти знания в различных языковых ситуациях, умений думать, размышлять, систематизировать.
Увидеть орфограммы, грамотно написать – трудное дело в начальной школе. Зато как удобно чувствуют себя дети, умеющие это делать.
Почемучка всегда приходит с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.
Учителя замечают, что в последние годы у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Решению этой проблемы поможет разнообразие уроков чтения: комбинированное чтение, чтение цепочкой, выборочное чтение, чтение по ролям. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. Очень нравится детям готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке «диафильма», пересказывать по рисункам и т.д.
На уроках природоведения (кроме загадок, стихов, ребусов) эффективно использовать работу по группам, что очень нравится детям. Они учатся говорить и слушать друг друга, объективно оценивать ответы, аргументировать оценку. Использование нестандартных форм, приемов также повышает интерес к предмету, воспитывает любовь к природе, желание беречь и охранять ее.
В привитии интереса к предмету, в воспитании внимания большую роль играет речь учителя, его тон, манера говорить, интонация. Для детей первого класса это особенно важно, так как их реакция на голос, на изменение тона моментальная. Этим надо воспользоваться. Голосом, пониженным до шепота, заинтересовать, насторожить, привлечь внимание. Суметь четко, строго выделить главное, но постараться избежать строгого академического объяснения, так как это пугает детей, вызывает торможение.
В настоящее время раскованней стала школа, но раскованней чувствуют себя и дети. Их все труднее становится увлечь чем-либо сущностным, полезным, важным. На помощь учителям приходит внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий, в частности компьютерных, которые повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Использование мультимедийного проектора активизирует внимание школьников практически на всех уроках за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школах создаются медиатеки, в которых подобно книгам в библиотеке собираются и выдаются пользователям по мере необходимости электронные учебники, справочники, различные логические, развивающие и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках. Разработанные с учетом особенностей детей младшего школьного возраста электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.
Таким образом, выше изложенные приемы и методы преподавания в начальных классах способствуют формированию познавательных интересов младших школьников.