Цель урока
духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание учащихся при помощи интегрированного воздействия изобразительного искусства, музыки и литературы
Задачи урока
- формировать понимание общественного назначения искусства как средства выражения правды о войне и ее месте в духовной летописи человечества
- способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, изобразительного искусства), находить образные слова и выражения в рассказах о них
- содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства)
Музыкальный ряд
- песня “Священная война” А. Александрова – В. Лебедева-Кумача
- песня “Баллада о солдате” В. Соловьева-Седого – М. Матусовского
- песня “Солдат” музыкальной группы “Любэ”
Литературный ряд
- А. Т. Твардовский, поэма “Василий Теркин” - отрывок
Изобразительный ряд
- плакаты о войне И. Тоидзе, Кукрыниксы
- фотография монумента Е. Вучетича в Трептов-Парке (Германия) “Воин-освободитель”
выставка работ учащихся о Великой Отечественной войне
Ход урока
Учитель изобразительного искусства:
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
Ребята, Указом Президента Российской Федерации 16 февраля 2008 г. г. Воронежу было присвоено почетное звание “Город воинской славы”.
Воронежцы заплатили за свободу и независимость Родины высокую цену: 212 дней и ночей наш город сдерживал натиск фашистских захватчиков, сковал 30 вражеских дивизий, ослабляя натиск немцев на Ростов и Сталинград. Область отдала фронту более полумиллиона лучших своих сыновей и дочерей. 330 тысяч из них, две трети тех, кто ушел на фронт, не вернулись с полей сражений.
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Музыка “Священная война” - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи “Вставай, страна огромная”, а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Почему несколько раз исполнили?
(перебарывали страх, воодушевляли слова)
В те же первые дни, когда звучала песня “Священная война”, из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, “Родина-мать зовет!”.
Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
(графика)
К чему призывают эти плакаты?
(к действию, к защите Родины)
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
(нужно было быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на войне, быстро мобилизовать людей на борьбу)
Плакаты содержат лаконичные, яркие образы, говорящие об опасности, призывающие к немедленному действию, находящие прямой доступ к сердцам.
“Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину”.
Давайте выберем двух человек из класса, которые в течение урока нарисуют плакат на тему “Никто не забыт и ничто не забыто!”.
Учитель музыки:
“Баллада о солдате” написана Василием Соловьевым-Седым на слова Михаила Матусовского. Это рассказ о подвигах смелых солдат.
Что такое баллада?
(песня повествовательного характера о драматических событиях)
Какие средства музыкальной выразительности надо соблюдать при исполнении этого произведения, чтобы оно было правдивым:
1) характер;
2) образ;
3) интонацию;
4) темп;
5) динамику?
Давайте передадим наше отношение к этому подвигу и его героям: мужественным, простым людям, верившим в правоту своего дела.
(концертное исполнение песни)
Учитель литературы:
Ребята, о Великой Отечественной войне написано много произведений. Но есть в нашей литературе солдат, чье имя известно, наверное, каждому школьнику и взрослому. Он стал поистине народным героем, хотя был придуман поэтом Александром Трифоновичем Твардовским. Его изображение мы видим на представленных здесь иллюстрациях. Я думаю, вы без труда назовете его…
Да, это Василий Теркин, герой поэмы А. Т. Твардовского. Он простой солдат. На войне ему довелось и в разведке побывать, и переправу обеспечивать. Был он и ранен, и награду получал.
Но война – это не только сражения, боль и смерть. На фронте люди научились особенно ценить то, что в силу привычки теряло цену в мирные дни, что казалось обыденным: майский дождь в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка. Солдат на войне остался человеком. Так и Василий Теркин. Он мог и пошутить, и товарищей подбодрить, и яичницу подарить, и часы починить.
Перед нами репродукция картины “На привале”. Давайте попытаемся ее оживить и озвучить, конечно же, с помощью прекрасных стихов Твардовского. Представим, что в центре картины – Василий Теркин. У кого-то из бойцов оказалась гармонь, а играть он не умел. Но Теркин-то – отличный гармонист.
(выразительное чтение ученикам отрывка из главы “Гармонь”)
Скажите, пожалуйста, ребята, каким вы представляете Теркина?
(ответы учеников)
Пользуясь передышкой, Теркин помогает бойцам на короткое время забыть о войне, вспомнить мирную жизнь, отдохнуть.
Учитель изобразительного искусства:
Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.
Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла уняться от плача: “мутти, мутти…- мама-мамочка”. Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.
Ребята, посмотрите на эту фотографию (http://www.museum.ru/alb/image.asp?32714). Что вы видите?
(образ солдата с мечом и девочкой на руках…)
Какой это вид искусства?
(скульптура)
Станковая или монументальная скульптура?
(монументальная скульптура)
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вучетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов. Посмотрите на его фотографию на экране. На пожелтевшем газетном снимке вы видите его уже ветераном войны, пожилым человеком с девочкой на руках. И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.
Наш урок был посвящен образу советского солдата в искусстве и является продолжением встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсов стихов и рисунков, сочинений.
В конце урока плакат “Никто не забыт и ничто не забыто!” завершен. Ученики выносят мольберт с плакатом, зажигают свечу и произносят слова:
- Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться;
- Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.