Урок математики в 1-м классе "Число 6, цифра 6"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить с числом 6, цифрой 6, составом числа 6.
  • Способствовать совершенствованию умений складывать и вычитать числа в пределах 6, опираясь на знание состава чисел 2-6 и умение пользоваться числовым отрезком.
  • Способствовать развитию математической речи, мыслительных операций.
  • Воспитывать культуру работы.

Оборудование:

  • наборы сигнальных карточек (цифры 1- 6, знаки "+", "- "),
  • модели чисел,
  • раздаточный и дидактический материал.

Ход урока

1. Организация класса. Подготовка рабочих мест.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы отправимся в лесную школу к нашим знакомым. Вместе будем узнавать новое, выполняя различные задания. А вот и волшебная тропинка.

(Цифры 1, 5, 3, 5 в окошечках закрыты карточками с буквами С, О, В, А)

Покажите сигналом конечное число, если вы посчитаете верно, мы узнаем, кто работает учителем в этой сказочной школе. (После ответа проводится проверка, счет с комментированием по действиям. После названия ответа, открывается окошечко с числом и буквой (С О В А).

Презентация.

Да, это мудрая Сова. (Слайд № 1 . Появление героев) Скажите, ребята, а как вы выполняли вычисления?

(Пользовались числовым отрезком и домиками)

Сова подготовила задания для своих учеников, давайте посмотрим, что у них получается.

КРОЛИК (Слайд №1) пригласил гостей, а пока ждет помощника для составления числовых равенств.

(На наборном полотне размещены 4 яблока и 1 груша)

Должно получиться:

  • 4 + 1 = 5
  • 1 + 4 = 5
  • 5 - 1 = 4
  • 5 - 4 = 1

ПЯТАЧОК (Слайд №1) должен записать жителей домиков 4 и 5, все ли верно он сделал?

(1 ученик исправляет и выполняет задание)

А Ослик ИА думает, что можно сделать с этими выражениями?

2+1
1+4
3+2 3-1

(Ребята предлагают различные виды заданий:

  • Разделить на группы - суммы и разности.
  • Найти результат каждого выражения.
  • Найти выражения с одинаковыми ответами и др.

Самые интересные задания выполняются.)

- Ребята, я думаю, Ослик очень доволен вашей работой.

А как дела у Кролика? (Проверка выполнения работы)

Что означает первая строка? (Сколько всего фруктов) 4 + 1 = 5

Для чего нам необходима вторая строка? 1+4=5 (Перестановка слагаемых для удобства вычислений).

Что мы узнаем по третьей строке (От целого вычитаем часть, получаем другую часть).

3. Подготовка к открытию нового.

- Посмотрите, Кролик сорвал еще одну грушу, помыл её и положил в вазу. Сколько теперь стало фруктов? (На наборном полотне выставляется еще1груша).

Дети отвечают: "Шесть"

- Как мы получили это число? К 5 прибавили 1.

4. Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети предполагают: "Число 6")

Мы можем поселить 5 и 1 в какой - либо домик? - (Нет.)

5. Изучение нового

Значит, нам придется строить новый домик для числа шесть.

Посмотрите на табло. Шесть - это 5 фруктов и еще 1. (выставляю 5 и 1)

Какие еще части числа шесть можно назвать?

"Это 4 яблока и 2 груши",- называют дети. (выставляю 4 и 2)

2 яблока и груша и еще раз 2 яблока и груша, то есть 3 и 3(выставляю)

(Если ребята не назовут третью пару, ее можно определить в следующей работе)

Посмотрите, ребята, на Пятачка.(Слайд №1) Он предлагает провести ритмический счет, а с каким числом вы должны догадаться. Счет на 3 (у Пятачка 3 шарика).

Ритмический счет на 3. Подумайте, почему на 3?

Ребята услышали число 6. Делаем вывод: 6 - это 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3.

Домик мы построили, но все ли в порядке? Смогут его найти лесные жители?

(Нет, у него нет номера). А можем мы его написать? (Нет.) Значит, что мы должны еще сделать?

- Научиться писать цифру 6.

Посмотрите на табличку с образцами, назовите известные цифры (1,2,3,4,5). А вот это наша гостья.

Цифра 6 - дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.

Ребята, вы хотите научиться писать эту цифру? Рассмотрите расположение ее в клеточке, проведите взглядом по стрелочкам. Вот так пишется цифра 6 (показ с комментированием).

Откройте учебники, положите их правильно на парте, сядьте удобно, обведите в воздухе

главный образец и ручкой 2 помощницы. Запишите цифру 6 самостоятельно.

Ребята, пока вы пишите, подумайте, а чего бывает только 6?

Ответы ребят. (6 гласных звуков, у насекомых 6 ног, геометрическая фигура.)

(Слайд №2) Назовите фигуру, которая соответствует нашему рассуждению. Ребята выбирают № фигуры, дают название и определяют количество углов, сторон, вершин. На что похожа фигура? (На соты.)

Молодцы ребята! Вы очень постарались!

А вот к нам торопится наш любимый Винни-Пух! (Слайд №1) Расскажите ему, что мы уже узнали сегодня на уроке? (Повторить состав числа 6).

Давайте еще поприветствуем нашего гостя, проведем для него физминутку про мишку.

- Что можно в ней изменить?

- Делать по 6 движений.

Топай, Мишка! 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Хлопай, Мишка! 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперед и вниз!
Улыбайся и садись.

Ребята, Сова очень внимательно следит за нашей работой и хочет проверить, как вы подружились с числом 6.

 6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Найдите в учебнике номер 4, прочитайте задание. Что необходимо знать для его выполнения?

(Состав числа 6)

Мы будем работать в таком порядке:

1 строка - коллективно (Запись равенства по рисунку 3+3=6)

2 строка - в паре (помним, что мы - помощники друг другу)

Первый объясняет работу с фигурами, второй записывает равенство.

(6-4=2)

3 строка - самостоятельная работа (за доской 1 ученик выполняет для проверки 5+1=6)

(Отмечаю дружную пару) Ответьте товарищу на вопрос, стоящий в конце задания.

На какие части можно разбить 6 предметов?

*(Оперативный контроль)

Ребята, Тигра (Слайд №2) принесла каждому из вас осенний листочек. Приготовьтесь написать зашифрованное письмо нашим друзьям.

Тест (+,-) (Индивидуальная доска выдается 1 ученику для проверки)

6 - это 4 и 2.

Выражение со знаком + называется суммой.

5 меньше 6.

6 - 3 = 2

Первое число при сложении называется первое слагаемое.

У шестиугольника 6 сторон.

Дан ряд фигур.

Квадраты слева от треугольника заштрихуйте, а круги справа от треугольника зачеркните.

Проверка - сверка с работой ученика и работой Винни-Пуха (Слайд №3) (у него все "+" и все фигуры зачеркнуты).

Ребята проверяют свои работы, исправляют ошибки.

А что мы пожелаем Винни?

7. ИТОГ УРОКА

Сколько всего фигур использовали? (6)

Сколько квадратов? (2)

Значит сколько будет кругов?

(6-2, 4) Какие еще части могут быть у числа 6?

Молодцы, ребята!

Рефлексия

Откройте дневники и оцените свою работу на уроке по нашим критериям.

Встаньте у кого круг зеленый. Желтый. Красный.

Ребята, вы все старались, спасибо за урок!