Задачи урока:
- Познакомить с числом 6, цифрой 6, составом числа 6.
- Способствовать совершенствованию умений складывать и вычитать числа в пределах 6, опираясь на знание состава чисел 2-6 и умение пользоваться числовым отрезком.
- Способствовать развитию математической речи, мыслительных операций.
- Воспитывать культуру работы.
Оборудование:
- наборы сигнальных карточек (цифры 1- 6, знаки "+", "- "),
- модели чисел,
- раздаточный и дидактический материал.
Ход урока
1. Организация класса. Подготовка рабочих мест.
2. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы отправимся в лесную школу к нашим знакомым. Вместе будем узнавать новое, выполняя различные задания. А вот и волшебная тропинка.
(Цифры 1, 5, 3, 5 в окошечках закрыты карточками с буквами С, О, В, А)
Покажите сигналом конечное число, если вы посчитаете верно, мы узнаем, кто работает учителем в этой сказочной школе. (После ответа проводится проверка, счет с комментированием по действиям. После названия ответа, открывается окошечко с числом и буквой (С О В А).
Да, это мудрая Сова. (Слайд № 1 . Появление героев) Скажите, ребята, а как вы выполняли вычисления?
(Пользовались числовым отрезком и домиками)
Сова подготовила задания для своих учеников, давайте посмотрим, что у них получается.
КРОЛИК (Слайд №1) пригласил гостей, а пока ждет помощника для составления числовых равенств.
(На наборном полотне размещены 4 яблока и 1 груша)
Должно получиться:
- 4 + 1 = 5
- 1 + 4 = 5
- 5 - 1 = 4
- 5 - 4 = 1
ПЯТАЧОК (Слайд №1) должен записать жителей домиков 4 и 5, все ли верно он сделал?
(1 ученик исправляет и выполняет задание)
А Ослик ИА думает, что можно сделать с этими выражениями?
2+1 1+4 3+2 3-1
(Ребята предлагают различные виды заданий:
- Разделить на группы - суммы и разности.
- Найти результат каждого выражения.
- Найти выражения с одинаковыми ответами и др.
Самые интересные задания выполняются.)
- Ребята, я думаю, Ослик очень доволен вашей работой.
А как дела у Кролика? (Проверка выполнения работы)
Что означает первая строка? (Сколько всего фруктов) 4 + 1 = 5
Для чего нам необходима вторая строка? 1+4=5 (Перестановка слагаемых для удобства вычислений).
Что мы узнаем по третьей строке (От целого вычитаем часть, получаем другую часть).
3. Подготовка к открытию нового.
- Посмотрите, Кролик сорвал еще одну грушу, помыл её и положил в вазу. Сколько теперь стало фруктов? (На наборном полотне выставляется еще1груша).
Дети отвечают: "Шесть"
- Как мы получили это число? К 5 прибавили 1.
4. Определение темы урока
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети предполагают: "Число 6")
Мы можем поселить 5 и 1 в какой - либо домик? - (Нет.)
5. Изучение нового
Значит, нам придется строить новый домик для числа шесть.
Посмотрите на табло. Шесть - это 5 фруктов и еще 1. (выставляю 5 и 1)
Какие еще части числа шесть можно назвать?
"Это 4 яблока и 2 груши",- называют дети. (выставляю 4 и 2)
2 яблока и груша и еще раз 2 яблока и груша, то есть 3 и 3(выставляю)
(Если ребята не назовут третью пару, ее можно определить в следующей работе)
Посмотрите, ребята, на Пятачка.(Слайд №1) Он предлагает провести ритмический счет, а с каким числом вы должны догадаться. Счет на 3 (у Пятачка 3 шарика).
Ритмический счет на 3. Подумайте, почему на 3?
Ребята услышали число 6. Делаем вывод: 6 - это 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3.
Домик мы построили, но все ли в порядке? Смогут его найти лесные жители?
(Нет, у него нет номера). А можем мы его написать? (Нет.) Значит, что мы должны еще сделать?
- Научиться писать цифру 6.
Посмотрите на табличку с образцами, назовите известные цифры (1,2,3,4,5). А вот это наша гостья.
Цифра 6 - дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
Ребята, вы хотите научиться писать эту цифру? Рассмотрите расположение ее в клеточке, проведите взглядом по стрелочкам. Вот так пишется цифра 6 (показ с комментированием).
Откройте учебники, положите их правильно на парте, сядьте удобно, обведите в воздухе
главный образец и ручкой 2 помощницы. Запишите цифру 6 самостоятельно.
Ребята, пока вы пишите, подумайте, а чего бывает только 6?
Ответы ребят. (6 гласных звуков, у насекомых 6 ног, геометрическая фигура.)
(Слайд №2) Назовите фигуру, которая соответствует нашему рассуждению. Ребята выбирают № фигуры, дают название и определяют количество углов, сторон, вершин. На что похожа фигура? (На соты.)
Молодцы ребята! Вы очень постарались!
А вот к нам торопится наш любимый Винни-Пух! (Слайд №1) Расскажите ему, что мы уже узнали сегодня на уроке? (Повторить состав числа 6).
Давайте еще поприветствуем нашего гостя, проведем для него физминутку про мишку.
- Что можно в ней изменить?
- Делать по 6 движений.
Топай, Мишка! 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Хлопай, Мишка! 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперед и вниз!
Улыбайся и садись.
Ребята, Сова очень внимательно следит за нашей работой и хочет проверить, как вы подружились с числом 6.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Найдите в учебнике номер 4, прочитайте задание. Что необходимо знать для его выполнения?
(Состав числа 6)
Мы будем работать в таком порядке:
1 строка - коллективно (Запись равенства по рисунку 3+3=6)
2 строка - в паре (помним, что мы - помощники друг другу)
Первый объясняет работу с фигурами, второй записывает равенство.
(6-4=2)
3 строка - самостоятельная работа (за доской 1 ученик выполняет для проверки 5+1=6)
(Отмечаю дружную пару) Ответьте товарищу на вопрос, стоящий в конце задания.
На какие части можно разбить 6 предметов?
*(Оперативный контроль)
Ребята, Тигра (Слайд №2) принесла каждому из вас осенний листочек. Приготовьтесь написать зашифрованное письмо нашим друзьям.
Тест (+,-) (Индивидуальная доска выдается 1 ученику для проверки)
6 - это 4 и 2.
Выражение со знаком + называется суммой.
5 меньше 6.
6 - 3 = 2
Первое число при сложении называется первое слагаемое.
У шестиугольника 6 сторон.
Дан ряд фигур.
Квадраты слева от треугольника заштрихуйте, а круги справа от треугольника зачеркните.
Проверка - сверка с работой ученика и работой Винни-Пуха (Слайд №3) (у него все "+" и все фигуры зачеркнуты).
Ребята проверяют свои работы, исправляют ошибки.
А что мы пожелаем Винни?
7. ИТОГ УРОКА
Сколько всего фигур использовали? (6)
Сколько квадратов? (2)
Значит сколько будет кругов?
(6-2, 4) Какие еще части могут быть у числа 6?
Молодцы, ребята!
Рефлексия
Откройте дневники и оцените свою работу на уроке по нашим критериям.
Встаньте у кого круг зеленый. Желтый. Красный.
Ребята, вы все старались, спасибо за урок!