Цели урока:
- закрепление и систематизация знаний учащихся;
- формирование представлений об экологическом равновесии;
- совершенствовать умение использовать в работе полученные знания и
- делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;
- развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- учебник Природоведение 4 класс,
- картинки для задачи (волк, коза, капуста),
- кроссворд,
- плакаты "Экологические правила",
- карта "Природные зоны",
- магнитофон,
- звукозаписи.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Введение в тему, решение задачи;
- Сообщение темы и целей урока. Разгадывание кроссворда;
- Работа по теме. Конкурс "Фотоохота";
- Физкультминутка;
- Закрепление темы;
- Итог урока;
- Домашнее задание (инструктаж)
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте правильно,
Тихо садитесь.
На уроке не ленитесь.
Логически правильно рассуждайте.
Все, что знаете, отвечайте.
II. Введение в тему. Решение логической задачи.
- Чтобы начать урок, надо решить задачу. Волк, коза и капуста.
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти свой груз крестьянину?
- Итак, мы можем сделать вывод, что из любой ситуации можно найти выход, если очень этого захотеть.
III. Сообщение темы и целей урока.
Разгадывание кроссворда.
Серьезную проблему мы будем решать -
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
"Экологическое равновесие - это важно или нет?"
- Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (Связи между живыми существами и окружающей их средой)
- Посмотрите на доску, что вы видите? (Кроссворд)
Этот кроссворд мы должны отгадать, чтобы урок продолжать. Я раздала ребятам карточки с вопросами кроссворда. Получившие карточку, будут ее зачитывать, а остальные будут отгадывать. Правильные ответы вы будете записывать в кроссворде.
Карточка № 2: Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек)
Карточка № З: Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные)
Карточка № 4: Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)
Карточка № 5: Весь мир, в котором мы живем? (Природа)
Карточка № 6: Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая)
Карточка № 7: Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)
- Мы с вами отгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа? (Человек является частью природы, природа дает человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья; человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу)
IV. Работа по теме. Конкурс "Фотоохота". (Приложение 1).
Ребята, вы, наверное, уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природе.
Природа - наш огромный дом,
И всем найдется место в нем:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он -
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живем,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
- Ребята, подумайте, а как человек может навредить природе? (Загрязнять ее, вырубать леса)
- К чему приводит загрязнение природы, вырубка леса? (К исчезновению животных и растений)
За 400 лет бесследно исчезло более 100 видов млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Только за последние полвека с лица земли навсегда исчезло несколько сот видов растений. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц тоже грозит исчезновение. К счастью в ХIХ веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является "Гринпис". Движение "зеленых" существует и в нашей стране. Еще одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП). Именно этот союз издает Международную Красную книгу.
- Вот сейчас мы с вами и проверим, как хорошо вы знаете животных, которые находятся под охраной государства.
Конкурс "Фотоохота". (Приложение 1).
- Найдите и назовите животных по контурам.
V. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
- А сейчас мы отдохнем и разминку проведем.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
VI. Закрепление темы.
- Мы с вами изучили все природные зоны России. Назовите основные отличительные признаки каждой природной зоны. (Ответы)
- Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Распахивание земель, осушение водоемов, браконьерство, вырубка лесов, загрязнение почв)
Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.
- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила)
- Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (дети читают стихи)
Не разоряйте птичьего гнезда.
дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях.
Стоят деревья-великаны...
Их не жалеют хулиганы.
И режут острыми ножами
Слова на дереве - "на память!"
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут - добро и красоту несут...
Не разжигайте костер в лесу.
Без взрослых в лесу развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы...
Без взрослых костер разжигать не годится!
Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята...
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться и напиться...
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки...
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья.
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
- Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми.
VII. Итог урока.
- Ребята, какую проблему мы затронули на этом уроке? (Экологическую проблему)
- "Экологическое равновесие - это важно или нет?"
- Как хозяйственная деятельность человека отражается на окружающей среде?
- Какие меры предприняты для охраны природы?
- Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы?
VIII. Домашнее задание (инструктаж)
Прочитать по учебнику параграф "Экологическое равновесие", подготовить сообщение по теме, нарисовать рисунок.
Всем спасибо за урок!