Цели урока: проверить знания учащихся о строении трубчатых костей, установить связь макро- и микроскопического строения; изучить отделы скелета человека; выявить различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
Образовательные: раскрыть особенности строения скелета человека, деление его на отделы. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении материала и натуральных объектов.
Развивающие: совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала; продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность. Продолжить развивать навыки работы с ПК.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалестического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения скелета человека. Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.
Оборудование: микроскопы, микропрепарат «Строение кости», скелет человека, скелет черепа, раздаточная таблица «Скелет человека», персональные ПК, проектор, электронный микроскоп, таблица «Скелет человека».
Ход урока
1. Организация класса (2 минуты)
- Приветствие.
- Работа с журналом.
- Установка на работу во время урока по группам (сформированным заранее).
2. Проверка знаний, умений, навыков (12 минут)
Задачи этапа: проверить знания учащихся по строению трубчатых костей и установить связь макро- и микроскопического строения.
- На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению опорно-двигательной системы человека. И сегодня с целью проверки, как вы усвоили изученный материал по одному из вопросов, мы проводим лабораторную работу. Инструкция по выполнению лабораторной работы находится перед вами. Она немного скорректирована по сравнению с той, которая находится в нашем учебнике.
- Перед тем как выполнять лабораторную работу напоминаю о соблюдении правил техники безопасности при работе с микроскопом. Алгоритм оформления лабораторной работы вы видите на экране.
- Для выполнения лабораторной работы вам понадобится рисунок в учебнике на странице 49, рисунок № 19. Работаем парами. Внимательно читайте задания. Если будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь.
Лабораторная работа №3
«Микроскопическое строение кости»
- Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?
- Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
- Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
- Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости.
В ходе работы:
- Сейчас на экране вы видите фотографию, которую я выполнила при помощи электронного микроскопа и компьютера с такого же микропрепарата, как у вас. Сравните это фото с тем, что вы видите в поле зрения своего микроскопа. А потом, еще сравните с рисунком в учебнике.
- Давайте подведем итог нашей лабораторной работы.
Внимание на экран.
Отвечаем на вопросы:
- Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками.
- Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?
- Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?
3. Изучение нового материала (24 минуты)
Задачи этапа: изучить отделы скелета человека; выявить различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
- Изучение нового материала мы начинаем с постановки проблемных вопросов:
(Внимание на экран.)
- Для чего человеку необходимы знания об особенностях строения костей?
- Для чего необходимо знать отдельные части скелета?
- Изучив новый материал, мы в конце урока должны будем ответить на эти 2 вопроса.
- Сейчас вы видите на столах задания для групп по изучению нового материала (они распечатаны на листах зеленого цвета)
- Номер группы написан у вас на столе. За отведенное время, вам коллективно необходимо найти ответ на доставшийся вам вопрос в электронном тексте нашего учебника, сравнить его с текстом параграфа 11, на странице 50. Обсудить и выполнить задание, доставшееся вашей группе на желтых листах. Лист заполняет каждый индивидуально, поэтому не забудь те его подписать. К концу урока на этих листах будут отражены результаты вашей деятельности. После вашей самостоятельной работы, представитель от группы изложит материал остальным учащимся.
- Я буду исполнять роль консультанта, не стесняйтесь, задавайте вопросы по заданию для вашей группы.
- На работу отводится 6-7 минут.
Задания для групп по изучению нового материала.
Прочитайте текст электронного учебника.
Посмотрите текст в параграфе 11 в простом учебнике.
И ответьте на вопросы для вашей группы.
Группа №1.
- Функции скелета.
- Что такое скелет, на какие 2 основные части он подразделяется?
- Почему скелет называют осевым?
Группа №2.
- Назвать и показать на модели отделы скелета человека.
- Почему кости имеют различную длину, толщину, форму и не ровную поверхность?
Группа №3.
- Особенности строения черепа человека.
- Найти и показать на модели части скелета черепа.
- Найти и показать на модели основные кости частей скелета черепа.
- Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью?
- Продемонстрировать одноклассникам на себе расположение основных костей черепа.
Группа №4.
- Найти отделы позвоночника.
- Изучить строение позвонков. Показать части позвонка на экране.
- Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением.
Группа №5.
- Какими костями образована грудная клетка?
- Выявить особенности строения, формы грудной клетки в связи с прямохождением.
- Перед тем как услышать ваши ответы, посмотреть, как вы поработали, несколько минут для расслабления и снятия напряжения. Тем более сегодняшний материал как нельзя кстати.
Физкультминутка
- Встать, ноги врозь, руки за голову. Произвести круговые движения тазовой частью на счет 1,2,3 – вправо; на счет 4,5,6 – влево; на 7,8 – стряхнуть руки вниз и расслабить (полное расслабление).
- Встать, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой: на счет 1 – к плечу, 2 – вперед, 3 – к другому плечу, 4 – назад. Потом в обратную сторону: 5,6,7,8.
- Отдохнули, приступаем к обсуждению ваших работ. Одна группа сообщает материал, а остальные: взяли в руки ручку и заполняете ваши желтые листки.
- Первая группа
- Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Скелет разделяют на две части: осевой и добавочный. Всего около 220 костей.
- Осевой скелет определяет форму тела, служат опорой мягким частям, является осью нашего тела, к которой крепятся все остальные части.
- Вторая группа
Скелет человека |
|||
Осевой |
Добавочный |
||
Череп |
Скелет туловища |
Кости поясов конечностей |
Кости свободных конечностей |
2. Кости скелета человека, разных его отделов, отличаются друг от друга размерами, формами, толщиной потому что они все выполняют разные функции. Шероховатость костей связана с тем, что к ним крепятся мышцы.
- Третья группа
А. череп |
|
Функции: определяет форму головы, защищает головной мозг, орган слуха, обоняния, зрения; место прикрепления мимических мышц. |
|
лицевой отдел |
мозговой отдел |
верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые, решетчатая кости |
непарные лобные и затылочная кости, парные височные, теменные; клиновидная кость, пирамидные отростки височных костей. |
- Четвертая группа
- работа со слайдом – строение позвонка
- строение отделов позвоночника
- особенности строения позвоночника в связи с прямохождением
- Пятая группа
Б. скелет туловища |
|
Функции: защита спинного мозга; приспособление к прямохождению; поднятие, опускание и поворот головы; защита органов грудной клетки |
|
позвоночник |
грудная клетка |
|
|
Отличия строения скелета человека по сравнению со скелетом обезьяны, связанные с прямохождением и физической нагрузкой.
отдел, кости |
изменения |
для чего |
из-за чего |
Грудная клетка |
Расширена в стороны |
Увеличивает размах рук |
С прямохождением |
Позвоночник |
С «S» образным изгибом |
Пружинит, смягчает толчки при движении |
С прямохождением |
Череп |
Мозговой преобладает над лицевым |
Большее развитие головного мозга |
С умственным и физическим трудом |
- Для проверки, как вы усвоили сегодняшний материал, выполним тест об отделах скелета. Задания расположены на розовых листах. Посмотрите, задания напечатаны на обороте. Выполняем. Читайте внимательно.
4. Закрепление изученного материала (3 минуты)
- Нам осталось ответить на наши проблемные вопросы:
- Внимание на доску или экран.
(Отвечаем на вопросы.)
5. Домашнее задание (2 минуты)
§ 11, задание 35 стр. 18
* задание 36 стр. 19
6. Подведение итогов, выставление оценок (2 минуты)