Проблема развития ребенка в процессе образования, ставшая особенно актуальной в нашем обществе, прежде всего, связывается с вопросом развития способностей. Способности рассматриваются в качестве одной из основных единиц развития.
Работа в ДОУ вывела меня на проблему создания педагогических условий для развития познавательных способностей современных дошкольников. В связи с тем, что дети все больше компьютеризируются, эта программа создана в форме электронной презентации. На мой взгляд, для современных детей такая форма работы предпочтительнее. Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный, яркий, красивый, современный дидактический материал. В презентации есть движения, изменения фонов, музыкальное сопровождение. Всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Также отметим, что в данной программе используется технология развивающего обучения, когда дети приходят к выводам самостоятельно, в процессе совершения определенных действий. Сущность развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активной работы, при этом дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для педагога. А когда «ошибается» и педагог, и дети с удовольствием начинают «учить» его. В саду очень важно «разбудить» мысль детей.
Цель работы по развитию познавательных способностей – оптимальное общее развитие ребенка, его ума, воли, чувств, при сохранении его здоровья и как надёжная основа усвоения им знаний, умений и навыков.
Программа по развитию познавательных способностей дошкольников на основе технологии развивающего обучения направлена на:
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения.
- Развитие интереса к учебному материалу; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет возрастных особенностей
- Создание здоровьесберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.
Главное в системе работы по развитию познавательных способностей дошкольников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Уроки математики с использованием презентации проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.
Результаты программы:
- уход от репродуктивного урока естественное запоминание материала в силу высокой мотивации и интереса к нему
- углубление уровня понимания,
- рост познавательной потребности учащихся;
- живая обратная связь;
- отсутствие усталости по окончании урока
- полезность работы с электронными видами информации, так как побочно дети овладевают навыками работы с интерактивной доской, компьютером, проектором.
Кроме того, развиваются: мышление, речь, коммуникативные качества, творческое воображение, внимание, смысловая память, каналы восприятия, эмоционально-чувственная сфера. Созданные условия способствуют сохранению психического здоровья (отсутствие усталости, утомляемости).