Урок для 8-го класса "Количество вещества" с использованием малых средств информатизации-калькуляторов "CASIO"

Разделы: Химия


Цель урока: сформировать представление о количественных отношениях в  химии и с помощью калькулятора «CASIO» закрепить полученные знания.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Технологии: элементы технологии сотрудничества  и проблемного обучения.

Методы: эвристическая беседа, поисковая деятельность, соревновательный.

Техническое  оснащение: мультимедиа- аппаратура, калькуляторы  «CASIO»,  ЦОР,  таблица «Физические величины».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение основных единиц измерения:

При покупке сахара мы определяем его ___(вес)  при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами).

При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)   

  •  Как вы думаете, сколько  штук (частиц) в 1 килограмме?

3. Изучение нового материала.

Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10  молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы. А какой термин  для вас новый?

В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с  так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).

Для того чтобы выражать количество таких частиц, ввели единицу количества – моль. 1 моль – это такое количество любого вещества, которое содержит столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в 12г. нуклида  углерода-12. Экспериментально найдено, что число структурных элементов, отвечающих  1 моль, равно 6,02∙1023  (постоянную6,02∙1023 моль-1 называют постоянной Авогадро. Цилиндры с веществами в 1моль).

У этой порции вещества есть масса, которая называется молярной массой. Обозначается М, которая находится по формуле М = m/n. Предположите, в каких единицах будет измеряться молярная масса?

Молярная масса по значению совпадает с относительной атомной или молекулярной массой, но различаются единицами измерения (М – г/моль; Mr, Аr – безразмерные величины).

Например, в одной столовой ложке воды помещается 18 г  или 1 моль воды, то есть 6,02∙1023 молекул. Если в стакан налить воду из трех столовых ложек, то мы будем иметь в стакане в три ×раза больше молекул воды, или три моль воды, массой 18 ∙ 3 = 54 (г.)

Установим взаимосвязь основных величин: m = n ∙ M, n = m/M, М = m/n, n = N/NA, N = n ∙ NA, где NA 6,02∙1023моль-1

Заполним таблицу, в которой отражена зависимость основных физических величин,  с помощью калькулятора CASIO.

Формула

Относительная молекулярная масса (Mr)

Количество вещества (n, моль))

Молярная масса (М, г/моль)

Масса (m, грамм)

Количество частиц (N)

H2O

18

1

18

18

6,02∙1023

CO2

44

2

 

 

 

NaCl

 

3,74

 

 

 

CH4

 

 

 

2,83

 

H2

 

 

 

 

12,04∙1023

NH3

 

5

 

 

 

O2

 

 

32

 

 

Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока: если продавщица хорошо училась в восьмом классе, то она быстро посчитает: масса (ΝaCl)= 58,5 (г/моль)∙10 (моль)=585 грамм. После чего она насыпает соль в пакет, взвесит и вежливо скажет « Платите в кассу».

Дома попытайтесь ответить на вопрос:  в походе мальчики первого отряда убили одну моль и одного комара, а мальчики второго отряда  убили один моль комаров. На что была  бы похожа палатка второго отряда после побоища, если  бы  комары  вели себя как молекулы газа? (один моль  комаров – это 6,02∙1023 комаров. Если один комар весит 0,01г, то один моль комаров имеет массу: 6,02 ∙1023∙ 0,01 (г)=6,02∙1015тонн. Палатку после побоища не было бы видно. Впрочем, не видно было бы и всю страну. В которой происходил этот поход- все было бы завалено комарами. Число Авогадро- это невообразимо большое число.)

4. Закрепление материала

Презентация – слайды 4-6.

Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 3,6 моль.

m = n ∙ M;

Выполнение действий на калькуляторе

Задача № 2. Определите массу одной молекулы воды.

m = M ∙ N/NA;

Выполнение действий на калькуляторе:

Задача № 3. Вычислите число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 11 г.

N = m/M ∙ NA

Выполнение действий на калькуляторе:

5. Домашнее задание.

§15, №4,5. Решить с помощью  научного калькулятора CASIO.

Для желающих: вычислить массу магния, в которой имеется столько же атомов, сколько их содержится в азоте, массой 1 грамм.

Литература:

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, М, «АСТ-ПРЕСС», 1999год
  2. Бердоносов С.С, Химия 8кл, Мирос,1994.;
  3. Газета «Химия в школе» №44 1996г. С. 9.
  4. Габриелян О.С.  Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
  5. Иванова Р.Г. Химия 8-9 класс. М.: Просвещение, 2005.
  6. Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения 8-11 классы. М.: Оникс 21 век.
  7. Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс. 8-9 класс. Лаборатория  систем мультимедиа МарГТУ. Йошкар-Ола, 2003.