Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сибирский кедр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Проблема экологического воспитания – мировоззренческая проблема.

Единственный выход в нашей конкретной экологической ситуации – обретение экологического мышления, экологической культуры, экологического сознания. Перевоспитывать взрослого человека – дело неблагодарное и бесперспективное. Наиболее верная линия в решении экологических проблем – формирование осознанного отношения к родной природе с самого раннего возраста. Ведь детство – период, когда происходит становление базовых свойств личности, в том числе нравственных ценностей, взглядов на взаимоотношения человека и природы.

Первейшая задача педагогов, на наш взгляд связывать с экологией все, что окружает ребенка.

Специфичный подход педагогического коллектива прогимназии №108 является не «навязывание» экологического сознания, а его «выращивание». В этом процессе особо важны следующие моменты:

  • комплексный, интегрированный характер – т.е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экологическим, а также с учебным процессом. Экологическая тема должна проходить через все, с чем встречается и соприкасается ребенок;
  • практическая направленность – т.е. включение ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность.

Такой подход позволяет перейти от отдельных уроков по экологической теме к систематической постоянной работе в режиме так называемого "погружения", когда тема является сквозной, проходящей через все виды занятий с детьми.

Метод погружения имеет свои преимущества, как для педагога, так и для ребенка, т.к. способствует:

  1. Преемственности программ сада и начальной школы;
  2. Лучшему усвоению материала, т.к. рассматривает его с разных, порой неожиданных, точек зрения;
  3. Повышению инициативности детей;
  4. Более целостному восприятию мира;
  5. Глубокому изучению темы на доступном для каждой возрастной группы детей уровне.
  6. более интересному процессу преподавания.

Материал подается дозировано, соответственно принципу "от простого к сложному". В опыте работы прогимназии разработаны сквозные линии: "Сибирский кедр", "Байкальская нерпа", "Индемики Байкала" и т.п. Работа по этим направлениям проводится в форме одно-двухнедельного погружения.

Занятия для детей дошкольного возраста 

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Программные задачи.

  1. Для представлении о развитии и роста Сибирского кедра. Формировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни с использованием кругов Эйлера.
  2.  Познакомить детей с традициями наших предков.
  3.  Воспитывать бережное отношение к кедру.
  4.  Развитие экспериментальной сферы и творческого воображения детей.
  5.  Развитие речи детей.
  6.  Обучение моделированию с использованием шаблонов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Хвоя, кедровые, кладовые, прорастают, росток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллю­страций.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки к игре «Линия жизни кедра». «Круги Эйлера» с изображением разных предметов: воды, воздуха, почвы, снега, дождя, солнца. Картинки с изображением дерева (разрезные) на каждого ребенка. Шапочка для игры «Мы кедровые орешки», слайды, горшочки с землей, орехи кедровые, большая картина с изображением Кедра, музыкальное сопровождение.

Ход занятий

– Ребята я сегодня в детский сад пришла очень рано и увидела, что у нас в группе находится гость. Вам хотелось бы с ним познакомиться? /ответы детей/.

К нам пришла кедровая шишка. Она очень много знает и сегодня ей хочется поиграть с вами и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? /ответы детей/.

– Что же мы сегодня узнаем интересного? О чем ты хочешь нам рассказать шишка? (Шишка молчит).

А вы ребята, знаете, о чем пойдет речь? /ответы детей/.

– У кедровой шишки с собой есть интересные картинки. Если мы сумеем их сложить, то узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. (Дети складывают разрезные картинки, получая в результате изображения различных деревьев).

– Молодцы. Все прекрасно справились с заданием нашей гостьи. Что же у вас изображено на картинках /ответы детей/.

– Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра: Кедр атласный, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы с вами познакомимся с Кедром, который растет у нас в России, на территории Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири.

А сейчас мы познакомимся с этим деревом /ответы детей/.

(Воспитатель убирает занавес, за которым находится картина (2,5 х 1,5 м) с изображением Сибирского кедра).

– Вот оно, наше дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.

– Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь со взрослыми? /ответы детей/.

– Правильно, здороваетесь!

– Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу, ему будет очень приятно, и скажет вот такие слова – «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются).

Голос Кедра – «Здравствуйте, дорогие ребята. А меня зовут Сибирский Кедр. Я очень рад нашему знакомству. И мне хочется, чтобы ваша гостья шишка и Наталья Юрьевна вам сегодня много рассказали о жизни Кедра. А вам хотелось бы побольше узнать обо мне?" /ответы детей/.

Воспитатель: – «Усаживайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.

– Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили? /Ответы детей/.

– Сейчас мы сравним себя с Кедром.

ИГРА-МОДЕЛИРОВАНИЕ «Часть дерева и тела»

По завершению игры проводится беседа:

– Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет? /ответы детей/. Мне кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями. Как вы думаете, почему? /ответы детей/.

/Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у них пальцев на одной руке/.

– Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.

– А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, /ответы детей/. У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета, длиной 60-140 мм (воспитатель показывает полоски такой же длины).

– А сейчас мы с кедровой шишкой загадаем загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. «Зимой и летом одним цветом», /ответы детей/.

– Да действительно это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Они опадают постепенно, т.е. если одни упали, то рядом на веточке есть еще хвоя, а в другом месте уже пробивается маленькие хвоинки.

Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Да я не ошиблась, назвав Кедр великаном. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы вчетвером возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте вчетвером возьмемся за руки и увидим, какой могучий у Кедра ствол. /Дети берутся за руки и делают круг/.

– Ребята, как вы думаете. Кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким? /ответы детей/.

– Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.

– Как называется это семечко? /ответы детей/.

– Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.

«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».

– Отгадали, где спрятались все Кедровые семена? /ответы детей/.

– Прежде, чем появиться кедровому семечку, в природе должно произойти чудесное превращение. /Воспитатель рассказывает о линии жизни Кедра с использованием демонстрационного материала/.

– Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? /ответы детей/. Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей. /Показываю картинки с изображением диких животных/. Как вы думаете, зачем они к нему приходят? /ответы детей/. Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Вот произошло то чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых орешки спрятались в орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы /высказывания детей/.

– К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка.

– Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка и сама не знает, какое доброе дело делает.

Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы ни кто не нашел их. Много кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а остальные орешки съедят мыши.

Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток превращается в могучий Кедр.

– А вы бы хотели сейчас превратиться в маленькие кедровые орешки и прожить жизнь от орешки семени до большого кедра.

Проводится игра-медитация «Мы – кедровые шишки» /после игры воспитатель расспрашивает детей /.

– А скажите мне, пожалуйста, уважаемые кедры, что хорошего вы сейчас делали? /Дети высказывают свои мнения/.

От имени людей, и от себя, я говорю, вам, большое спасибо. За то, что вы больше всех других деревьев, даете людям кислород.

– Что нужно, для того, чтобы вы выросли? /ответы детей, воспитатель предлагает. Круги Эйлера, дети выбирают только те, которые необходимы для жизни дерева/.

– Ребята, вы выбрали круги. Объясните, почему именно эти, а не другие? /дети обосновывают свой выбор/.

/Воспитатель убирает любой выбранный круг, и ставит перед детьми вопрос: – почему дерево не сможет выжить без данного круга?/

– Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.

– Что с вами происходите, когда обижают /ответы детей/.

– Мы сейчас узнаем, какое настроение будет у кедра в разных ситуациях.

/Воспитатель показывает детям рисунки с изображением кедра – 1. сломанной ветки, 2. птицы на дереве, З. мусор у Дерева, дети должны показать настроение дерева с помощью моделей /.

– Ребята, а какое настроение будет у кедра, если мы подвяжем сломанную ветку. Покажите мне мимикой. А почему у вас такая веселая мимика? /ответы детей/.

– Оказывается у кедра, тоже может меняться настроение, как и у нас. Значит, кедр живет, и он все чувствует.

– Ребята, посмотрите, у нас осталась еще одна картинка. Что здесь изображено? /ответы детей/.

– Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и предметы изготавливают из древесины, ореха, хвои кедра. Из древесины кедра изготавливают музыкальные инструменты, украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не заводилась. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит всем людям.

Раньше была такая традиция, если рождался ребенок, родители сажали дерево. Поговорив с вашими родителями, я узнала, что они не посадили дерево честь вашего рождения. Сегодня мы с исправим это. Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево (его), вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения. /Детям предлагаются маленькие горшочки с землей и кедровые орешки/. – Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете школьниками, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры в лесу.

– А теперь я покажу вам, какими большими станут кедры через 30 лет. (Дети просматривают слайды по теме «Кедр»).

– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.

Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.

/Дети подходят к рисунку большого дерева, и каждый просит что-нибудь для себя/.

В знак благодарности кедр дарит вам орехи. /Дети, набрав орехи, возвращаются в группу /.