Введение
Проблема экологического воспитания – мировоззренческая проблема.
Единственный выход в нашей конкретной экологической ситуации – обретение экологического мышления, экологической культуры, экологического сознания. Перевоспитывать взрослого человека – дело неблагодарное и бесперспективное. Наиболее верная линия в решении экологических проблем – формирование осознанного отношения к родной природе с самого раннего возраста. Ведь детство – период, когда происходит становление базовых свойств личности, в том числе нравственных ценностей, взглядов на взаимоотношения человека и природы.
Первейшая задача педагогов, на наш взгляд связывать с экологией все, что окружает ребенка.
Специфичный подход педагогического коллектива прогимназии №108 является не «навязывание» экологического сознания, а его «выращивание». В этом процессе особо важны следующие моменты:
- комплексный, интегрированный характер – т.е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экологическим, а также с учебным процессом. Экологическая тема должна проходить через все, с чем встречается и соприкасается ребенок;
- практическая направленность – т.е. включение ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность.
Такой подход позволяет перейти от отдельных уроков по экологической теме к систематической постоянной работе в режиме так называемого "погружения", когда тема является сквозной, проходящей через все виды занятий с детьми.
Метод погружения имеет свои преимущества, как для педагога, так и для ребенка, т.к. способствует:
- Преемственности программ сада и начальной школы;
- Лучшему усвоению материала, т.к. рассматривает его с разных, порой неожиданных, точек зрения;
- Повышению инициативности детей;
- Более целостному восприятию мира;
- Глубокому изучению темы на доступном для каждой возрастной группы детей уровне.
- более интересному процессу преподавания.
Материал подается дозировано, соответственно принципу "от простого к сложному". В опыте работы прогимназии разработаны сквозные линии: "Сибирский кедр", "Байкальская нерпа", "Индемики Байкала" и т.п. Работа по этим направлениям проводится в форме одно-двухнедельного погружения.
Занятия для детей дошкольного возраста
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Программные задачи.
- Для представлении о развитии и роста Сибирского кедра. Формировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни с использованием кругов Эйлера.
- Познакомить детей с традициями наших предков.
- Воспитывать бережное отношение к кедру.
- Развитие экспериментальной сферы и творческого воображения детей.
- Развитие речи детей.
- Обучение моделированию с использованием шаблонов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Хвоя, кедровые, кладовые, прорастают, росток.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки к игре «Линия жизни кедра». «Круги Эйлера» с изображением разных предметов: воды, воздуха, почвы, снега, дождя, солнца. Картинки с изображением дерева (разрезные) на каждого ребенка. Шапочка для игры «Мы кедровые орешки», слайды, горшочки с землей, орехи кедровые, большая картина с изображением Кедра, музыкальное сопровождение.
Ход занятий
– Ребята я сегодня в детский сад пришла очень рано и увидела, что у нас в группе находится гость. Вам хотелось бы с ним познакомиться? /ответы детей/.
К нам пришла кедровая шишка. Она очень много знает и сегодня ей хочется поиграть с вами и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? /ответы детей/.
– Что же мы сегодня узнаем интересного? О чем ты хочешь нам рассказать шишка? (Шишка молчит).
– А вы ребята, знаете, о чем пойдет речь? /ответы детей/.
– У кедровой шишки с собой есть интересные картинки. Если мы сумеем их сложить, то узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. (Дети складывают разрезные картинки, получая в результате изображения различных деревьев).
– Молодцы. Все прекрасно справились с заданием нашей гостьи. Что же у вас изображено на картинках /ответы детей/.
– Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра: Кедр атласный, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы с вами познакомимся с Кедром, который растет у нас в России, на территории Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири.
А сейчас мы познакомимся с этим деревом /ответы детей/.
(Воспитатель убирает занавес, за которым находится картина (2,5 х 1,5 м) с изображением Сибирского кедра).
– Вот оно, наше дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.
– Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь со взрослыми? /ответы детей/.
– Правильно, здороваетесь!
– Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу, ему будет очень приятно, и скажет вот такие слова – «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются).
Голос Кедра – «Здравствуйте, дорогие ребята. А меня зовут Сибирский Кедр. Я очень рад нашему знакомству. И мне хочется, чтобы ваша гостья шишка и Наталья Юрьевна вам сегодня много рассказали о жизни Кедра. А вам хотелось бы побольше узнать обо мне?" /ответы детей/.
Воспитатель: – «Усаживайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.
– Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили? /Ответы детей/.
– Сейчас мы сравним себя с Кедром.
ИГРА-МОДЕЛИРОВАНИЕ «Часть дерева и тела»
По завершению игры проводится беседа:
– Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет? /ответы детей/. Мне кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями. Как вы думаете, почему? /ответы детей/.
/Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у них пальцев на одной руке/.
– Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.
– А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, /ответы детей/. У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета, длиной 60-140 мм (воспитатель показывает полоски такой же длины).
– А сейчас мы с кедровой шишкой загадаем загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. «Зимой и летом одним цветом», /ответы детей/.
– Да действительно это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Они опадают постепенно, т.е. если одни упали, то рядом на веточке есть еще хвоя, а в другом месте уже пробивается маленькие хвоинки.
Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Да я не ошиблась, назвав Кедр великаном. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы вчетвером возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте вчетвером возьмемся за руки и увидим, какой могучий у Кедра ствол. /Дети берутся за руки и делают круг/.
– Ребята, как вы думаете. Кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким? /ответы детей/.
– Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.
– Как называется это семечко? /ответы детей/.
– Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.
«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».
– Отгадали, где спрятались все Кедровые семена? /ответы детей/.
– Прежде, чем появиться кедровому семечку, в природе должно произойти чудесное превращение. /Воспитатель рассказывает о линии жизни Кедра с использованием демонстрационного материала/.
– Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? /ответы детей/. Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей. /Показываю картинки с изображением диких животных/. Как вы думаете, зачем они к нему приходят? /ответы детей/. Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Вот произошло то чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых орешки спрятались в орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы /высказывания детей/.
– К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка.
– Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка и сама не знает, какое доброе дело делает.
Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы ни кто не нашел их. Много кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а остальные орешки съедят мыши.
Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток превращается в могучий Кедр.
– А вы бы хотели сейчас превратиться в маленькие кедровые орешки и прожить жизнь от орешки семени до большого кедра.
Проводится игра-медитация «Мы – кедровые шишки» /после игры воспитатель расспрашивает детей /.
– А скажите мне, пожалуйста, уважаемые кедры, что хорошего вы сейчас делали? /Дети высказывают свои мнения/.
От имени людей, и от себя, я говорю, вам, большое спасибо. За то, что вы больше всех других деревьев, даете людям кислород.
– Что нужно, для того, чтобы вы выросли? /ответы детей, воспитатель предлагает. Круги Эйлера, дети выбирают только те, которые необходимы для жизни дерева/.
– Ребята, вы выбрали круги. Объясните, почему именно эти, а не другие? /дети обосновывают свой выбор/.
/Воспитатель убирает любой выбранный круг, и ставит перед детьми вопрос: – почему дерево не сможет выжить без данного круга?/
– Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.
– Что с вами происходите, когда обижают /ответы детей/.
– Мы сейчас узнаем, какое настроение будет у кедра в разных ситуациях.
/Воспитатель показывает детям рисунки с изображением кедра – 1. сломанной ветки, 2. птицы на дереве, З. мусор у Дерева, дети должны показать настроение дерева с помощью моделей /.
– Ребята, а какое настроение будет у кедра, если мы подвяжем сломанную ветку. Покажите мне мимикой. А почему у вас такая веселая мимика? /ответы детей/.
– Оказывается у кедра, тоже может меняться настроение, как и у нас. Значит, кедр живет, и он все чувствует.
– Ребята, посмотрите, у нас осталась еще одна картинка. Что здесь изображено? /ответы детей/.
– Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и предметы изготавливают из древесины, ореха, хвои кедра. Из древесины кедра изготавливают музыкальные инструменты, украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не заводилась. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит всем людям.
– Раньше была такая традиция, если рождался ребенок, родители сажали дерево. Поговорив с вашими родителями, я узнала, что они не посадили дерево честь вашего рождения. Сегодня мы с исправим это. Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево (его), вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения. /Детям предлагаются маленькие горшочки с землей и кедровые орешки/. – Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете школьниками, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры в лесу.
– А теперь я покажу вам, какими большими станут кедры через 30 лет. (Дети просматривают слайды по теме «Кедр»).
– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.
Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.
/Дети подходят к рисунку большого дерева, и каждый просит что-нибудь для себя/.
В знак благодарности кедр дарит вам орехи. /Дети, набрав орехи, возвращаются в группу /.