Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по теме;
- закрепить навыки в выполнении сложения, вычитания, умножения, деления и совместных действий над рациональными числами;
- активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы и игровую форму урока.
Форма урока: урок-соревнование "Математическое ралли".
Оборудование: жетоны пяти цветов, комплект разрезанных открыток, кроссворд, доска, мел, проектор, ПК, экран.
Используемый учебник: Ю.М. Колягин, Л.М. Короткова, Н.В. Савинцева «Математика 6» Москва, 2004 г.
Ход урока
Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждая группа – это экипаж машины со своим командиром, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает правила сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел, кто умеет возводить в степень рациональные числа, а также кто умеет правильно применять свойства умножения и деления рациональных чисел.
Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения. Трассу гонок экипаж определяет самостоятельно. Каждый этап гонки, оценивается жетоном:
- коричневый –1 балл,
- желтый – 2 балла,
- зеленый – 3 балла,
- синий – 4 балла,
- красный – 5 баллов.
Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
В начале каждого этапа на экране высвечивается задание для экипажей.
После выполнения заданий, учитель проверяет решение, выдает жетоны и на экран включает слайд с ответами заданных примеров. Ребята проверяют, переписывают примеры в тетрадь. Командиры экипажей (консультанты) объясняют решение примера учащимся, если непонятно.
Девиз гонки: "Торопись – медленно"
Учитель дает команду: "На старт!"
1-й этап. Проверим местность.
Идет опрос по правилам сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел.
2-й этап. Составим карту гонки.
Для этого необходимо собрать разрезанную открытку.
Каждая команда решает пять примеров. Задания разноуровневые, командир раздает по способностям учащихся задания.
Задание: Вычислить, найти среди разрезанных карточек с ответами свой ответ и сложить открытку
- (–17)+(–18)=–35
- 0+(-13,33)=–13,33
- (–36)+17=–19
- (–12)–(–15)=3
- 1,4–2,45=–1,05
Карта составлена.
3-й этап. Гонка по пересеченной местности.
Итак, следующий этап нашей гонки – проезд по пересеченной местности.
Каждая команда решает примеры на умножение и деление рациональных чисел.
- (–4). (–9)=36
- 17. (–5)=-85
- (–14,21):7=–2.03
- (–0,7). 125=–87,5
- (–4/9):(–2/3)=2/3
4-й этап. Внезапная остановка – авария.
Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля. Каждая команда получает задание с примерами по действиям. Вычислить.
- ((–5)+(–2)). (–7)=49
- (–1)+3. 4=11
- (–7) . (3–(–2))=–35
- (–40)+(–2)5 = –72
- (–1100+44): 11=–96
5-й этап. Привал.
Вы решили отдохнуть, но мы проведем его с пользой для дела.
На доске плакат. Ребята получают карточки с заданием для кроссворда.
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенной части получится "ключевое слово". Отгадывают все вместе, не по командам.
- Число.
- То, что надо знать наизусть.
- Геометрическая фигура.
- Арифметическое действие.
- Единица измерения.
- Равенство, содержащее неизвестное.
- Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
- Математический инструмент.
- Геометрическая фигура.
10. Деление на измерительных приборах.
6-й этап Финиш.
Сравнить не вычисляя.
- (–25,15):(–50)>(–251,5):50
- 375:(–200)<(–3,75):(–200)
- (–50,5):(–80,8)>0. (–8,8)
- (–13,14):0,03<0:0,003
- 21,27. (–0,3)<(–32,13). (–0,9)
7. Подведение итогов.
Определение победителя по наибольшему количеству баллов. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (уровневое).
п.п. 30-35 N 4 (1,2) в рабочей тетради с.73 | N 1074 (1-4)