Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности.
Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе – далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.
Важным условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимодействовать с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого человека, давать адекватную оценку самому себе.
Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность. Хорошим способом помочь ребенку реализовать себя, и является организация таких видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен.
Был разработан курс специальных занятий, органически вплетающихся в общий педагогический процесс, обеспечивающий последовательное и непрерывное нравственное влияние на учащихся.
Основной задачей «Уроков доброты» является формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста:
- создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого;
- поддержание благоприятного внутригруппового климата.
В процессе реализации данной программы решаются и такие задачи, как:
- обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием толерантных взаимоотношений;
- развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
- повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
- развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия.
«Уроки доброты» строятся в определенной логике.
В первом классе ребенок получает возможность увидеть свой внешний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей. Одновременно он знакомится с другими детьми.
Чем лучше ребенок осознает свою единственность и уникальность, тем легче оказывается ему со временем понять уникальность других людей.
Во втором классе занятия приводят ребенка к открытию, что каждый человек для кого-то свой, что каждый человек для себя является личностью. Ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится адекватно интерпретировать его личностные проявления.
В 3-4 классах ученик исследует объединения людей, в которые он сам включен, которые для него наиболее значимы.
Значимой для усвоения является мысль, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека, а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ради других, где люди умеют договариваться между собой.
«Уроки доброты» проходят в увлекательной форме путешествия в сказку, разговора с друзьями на Волшебной поляне, где возможны чудеса и превращения. Форма занятия настраивает детей на волну доброжелательного и откровенного разговора с одноклассниками и учителем.
Между учениками, между учениками и учителем устанавливаются дружеские доверительные отношения. Каждый ученик учится оценивать не только свои действия, но и поступки своих товарищей.
На этих занятиях ответы ребенка и его товарищей способствуют формированию у него положительного образа себя, поддерживают в нем веру в собственные способности и возможности, уверенность в том, что и взрослые и сверстники принимают его таким, какой он есть, уверены в том, что он «самый-самый».
Учитель старается учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.
Дети открыты для общения, легко высказывают свои желания вслух или письменно на листочках, лепестках цветка, осколках зеркала.
При успешной работе дети учатся с взаимным уважением относиться друг к другу, свои взаимоотношения строят не на агрессии и оскорблениях, а стараются внимательно слушать и слышать, используют совет, предложение, согласие, учатся принимать точку зрения других учеников. Если что-то у кого-то не получается, то поддержат, утешат, помогут, стараются быть благожелательными.
Приведу пример одного из таких занятий, проводимого в 1-м классе.
Тема: «Любовь»
Цель занятия:
- показать детям, что сказка учит быть добрыми и отзывчивыми;
- учить детей видеть доброе и злое, хорошее и плохое в людях;
- учить сопереживать и сочувствовать;
- учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно;
- воспитывать любовь;
- развивать мышление.
Оборудование: грамзапись песни из к/ф «Тайна Снежной королевы» «Отворите волшебные двери», «волшебные» (из бумаги) звезды любви, «волшебные» цветы любви, листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей.
Ход занятия.
Игра «Фея Любви».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Звучит фонограмма песни «Отворите волшебные двери».
- Вспомните то, что вы больше всего любите на свете.
Кто-то из учеников получает волшебный цветок любви и рассказывает о том, что он вспомнил. После этого цветок передается дальше по кругу, и каждый рассказывает, что он любит больше всего на свете.
- Представьте, что ваши рассказы услышала фея Любви и решила влететь в комнату. Вы должны встретить ее какими-либо подарками.
Дети делятся на пары и придумывают, что они подарят фее.
Беседа.
- Что меняется в жизни человека, когда его кто-то любит?
(Ответы учащихся)
- Если бы к вам прилетела фея Любви, какой дар любви вы попросили бы у нее?
- Вспомните случай из своей жизни, когда чья-то любовь помогла вам стать лучше, расскажите об этом.
Подведение итогов беседы, выводы.
- Вы любите сказки? Хотите услышать ещё одну? Сказку «Капелька солнца» поведает нам К. Кыдрева.
Вопросы и задания после прослушивания сказки:
- Выберете какое-либо одно хорошее качество Лютика, которому вы хотели бы научиться. Например: доброта, умение прощать, нежность... Расскажите, как вы будете учиться этому качеству.
- Как вы думаете, если бы Лютик не ждал Росинку, вернулась бы она к нему?
Творческое задание «Звёзды любви»
- Представьте, что фея Любви рассыпала повсюду волшебные звёзды любви.
Расскажите, какие чудеса произойдут в тех местах, куда упали эти звезды.
Рисунок «Дом для феи Любви»
- Перечислите качества, которые укрепляют любовь (доброта, внимание, нежность, терпение и др.) Подумайте, каким цветом можно изобразить то или иное качество. Используя эти цвета, нарисуйте волшебный домик для феи Любви.
(Дети рисуют свои домики, и из этих домиков «строится» город Любви).
Подведение итогов занятия
Задание на дом.
- Подумайте, что подарила вам любовь мамы (папы, бабушки и др.) и нарисуйте открытку любви для своих близких.
Помните, что сердце мамы и близких тебе людей всегда открыто для своих детей, но с ним нужно обращаться осторожно и нежно.