В последние годы краеведение как дисциплина приходит в школы: разрабатываются образовательные программы, проводятся тематические мероприятия. В нашем лицее много лет практикуются воспитательные занятия и уроки с развивающей функцией по краеведению. Это направление обеспечивается циклами занятий, экскурсиями, викторинами, конкурсами.
Учащиеся начальной школы совершают практические занятия-экскурсии: «По главной улице города» (ул.Советская), «Астраханский Кремль», «Экскурсия в Морской садик», экскурсии-прогулки: «Фенологические наблюдения в разное время года». Посещение музеев: «Боевой славы», Краеведческого, Чернышевского, Картинной галереи и др. Посещение промышленных предприятий нашего города и знакомство с трудом людей – на хлебозавод им.Лемисова, трикотажную фабрику, кондитерскую фабрику «Сладости Астрахани». Проводятся выставки рисунков о родном городе. Дети с огромным удовольствием рисуют башни Кремля, скверы и фрагменты зданий. Проводятся конкурсы чтецов. Дети сами сочиняют стихи о своей малой родине: доме, школе, городе.
Ко Дню города каждый год проводятся открытые уроки, конкурсы и викторины, обнаруживающие интерес ребят к родному городу и краю. Полно и живо они рассказывают о животных и растениях дельты реки Волга, о своих поездках в сёла области, о прогулках по старинным улочкам города. Учителя используют на уроках и занятиях видеофильмы об Астрахани, выставки книг в школьной библиотеке, экспозиции школьного музея.
В октябре 2008 года Астрахань отметила свой 450-летний юбилей. Ниже приводится конспект урока математики в 1 классе, посвящённый Дню города.
Оборудование: карта Астраханской области, фотографии с видами города, касса букв и цифр, фотоальбом «Русская живопись 18-первой половины 19 века» (Астраханская картинная галерея имени Б.М.Кустодиева), фотопанно пруда, раздаточный материал (утята, помидоры, огурцы), рисунки (рыбы, геометрический материал, лотосовые поля).
1. Организационный момент
– Дети, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое и т. д.)
2. Актуализация знаний
Чтение с доски стихотворения.
Наш город лучше всех на свете.
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы,
И ловят рыбу рыбаки.
В реке не плавают медузы,
Зато в полях растут арбузы.
Где эти дивные края?..
Так это Астрахань моя!
– В это воскресенье все астраханцы будут отмечать День нашего города! Астрахань – один из старейших городов нижнего Поволжья – насчитывает не одно столетие, это уникальный по своей истории город. Для того чтобы узнать его возраст, надо правильно решить задания и ответы показать в своих кассах (у доски это же задание в классной кассе).
Задачи в стихах.
- По лесу охотник шёл,
В чащу, леса он зашёл.
Повстречались ему здесь
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно поскорей. (4) - Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5) - Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря,
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? (0)
– Если эти три цифры поставить рядом, то получится трёхзначное число. Кто уже может прочитать это число? (450)
3. Повторение пройденного
Рассказ учителя о местонахождении Астраханской области по карте.
Астраханская область находится на юге Восточно-Европейской равнины. Она протянулась неширокой полосой вдоль реки Волга на 420 км. Граничит с Волгоградской областью, Калмыкией, Казахстаном. На юге омывается Каспийским морем. С севера на юг течёт через всю нашу область могучая красавица Волга, которая течёт плавно и в устье делится на множество рек. В дельте реки Волга находится Астраханский заповедник. Если вы правильно решите примеры, и расшифруете ответы, то узнаете, какое растение является жемчужиной-украшением дельты.
Физкультминутка «Пожалуйста». (встаньте, наклоните голову направо, руки на пояс, левую ногу вперёд, подпрыгните 4 раза, сядьте и т. д.)
Одно из красивейших мест нашего города – Астраханский кремль. Постепенно меняется облик города. Красоту и величие Астраханского Кремля дополняют замечательные ансамбли церквей, монастырей, мечетей, возводятся жилые каменные и деревянные строения. Город удивительным образом сочетает в себе строгие классические европейские формы с причудливыми мотивами восточной архитектуры. Вот и мы представим себя в роли архитекторов-конструкторов, которым надо уметь читать чертежи. Сколько и каких геометрических фигур вы видите на этом чертеже.
– А какие вы ещё знаете замечательные места нашего города? (Площадь Ленина, Морской садик, Краеведческий музей, КРК «Октябрь», Лебединое озеро.)
Работа в тетрадях.
– Давайте на нашем пруду дадим возможность поплавать нашим утятам (на доске фотопанно с прорезями, на обратной стороне утят примеры с «окошечками»).
В Астрахани есть замечательная картинная галерея имени Б.М. Кустодиева, которая была открыта в декабре 1918 года. В основу её легла частная коллекция местного уроженца, инженера П.М. Догадина, подарившего государству свыше ста тридцати произведений И.И. Левитана, В.Д. Поленова, К.А. Коровина, В.А. Серова, Н.К. Рериха и др. известных художников. В настоящее время экспозиция развёрнута в двадцати залах, в фондах музея хранится более одиннадцати тысяч экспонатов. А сейчас мы с вами попробуем себя в роли художников-графиков.
В тетрадях графический диктант.
- Две клетки вверх.
- Одна клетка наискосок вниз влево.
- Одна клетка наискосок вверх вправо.
- Две клетки вниз.
- Две клетки вправо.
Продолжите узор. На что похож наш узор? (На стены нашего Кремля.)
Сравнение предметов.
- А какими овощами и ягодами знаменита наша область? (Арбузами, томатами…)
- Сравните количество помидоров и огурцов.
- Почему?
- Как сделать, чтобы их стало поровну?
Задание на внимательность.
– Астрахань – это город рыбаков. Вот такой улов был у одного рыбака. Найдите 2 одинаковые рыбы.
4. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Поделитесь своими чувствами об уроке (подумайте 1 минуту)? Что нового узнали?