Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.
- Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.
- Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания, наблюдательности, памяти, умения работать дружно.
Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
– Здравствуйте, я рада нашей встрече!
Постараемся работать хорошо и дружно!
2. Проверка домашнего задания. Словарная работа.
– Начнём урок с игры «Подскажи словечко».
Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.
На доске:
Медведь, не залёгший в спячку … | медведь-шатун |
Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … | урман |
Мансийская печка – очаг из глины … | чувал |
Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … | юрта |
Ой, что это!? Как холодной водой облили! … | астюх |
Название рыбы, один из родов семейства лососевых … | таймень |
Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … | _________ |
Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.
(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым.)
– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.
(Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».)
– Ребята, кто такой Комполэн? (полузверь-получеловек)
– В какой сказке мы встречались с этим персонажем? (Зайчонок и Комполэн)
– Дайте характеристику этому персонажу. (Злой, сердитый, свирепый,хитрый, совершает плохие поступки.)
– Почему ему удалось обмануть зайчика? (Он был маленький, глупый трусливый.)
На доску вывешивается таблица со словами:
маленький –
глупый –
трусливый –
– Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над … (учитель вывешивает первое слово "взрослыми")
– Подберите антонимы и продолжите ряд. (появляется следующая запись)
маленький – взрослыми
глупый – умными
трусливый – храбрыми
3. Чтение сказки под магнитофон по ролям.
(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)
(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)
4. Работа по содержанию сказки.
– Определите настроение сказки. (Грустная, трагическая … медведь поссорился с охотником и оба пострадали.)
– Как это произошло? Обращаемся к тексту.
Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.
Работа в парах 1 – 2 минуты.
«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в _____ одежде у костра, _____ от холода.
Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: _____ тебе охотник Касюм?
Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____ – _____ в юрте станет …
– А где твоя _____ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?
– Так получилось, – улыбается охотник. – Не было у братьев лишней _____. Ничего … Уху поедим, чаю попьём – _____ !
А у Медведя, старшего твоего брата, есть _____ шуба.
Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, – тихонько присвистнул Бурундучок. »
5. Проверка.
– Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.
(Один ученик читает у доски – все проверяют).
– Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?
– Что решил сделать охотник? (сходить в гости к Медведю и проверить)
6. А в это время!
(на доске появляется запись)
- Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …
- Вскочил, запутался, не понимает, …
- Упала, сорвала, ударил, …
– Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.
(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)
– Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? (Разбудить, рассердить медведя.)
– Удалось ему это? (Да, удалось.)
7. И чем же всё закончилось?
Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.
Кто поможет быстро её восстановить?
(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)
– А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.
Карточки:
- – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.
– И ударил охотник ножом в грудь Медведя. - – Аю – аю! Больно … больно мне, – простонал Медведь, – зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.
- Всю зиму бродил-шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.
- И охотник всю зиму просидел у очага-чувала: поломал ему ноги Медведь.
- Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.
- Не спит зимою Медведь-шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.
– Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.
– Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.
– Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми? (Медведь и охотник поссорились)
– Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.
– Какого качества им не хватало? (доверия, друзья должны доверять друг другу) Мудрости!
– А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)
Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ! Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!