Предмет: «Информатика»
Класс: 5 класс
Тема: Текстовая информация.
Цели:
- Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «текстовая информация», с историческими фактами записи информации с древних времен и до наших дней. Обратить внимание учеников на зависимость смысла слова от его правильного написания. А так, же показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров.
- Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету «информатика».
- Развивающая: Развивать логическое мышление.
Наглядные пособия: Результат выполнения домашнего задания (Приложение 1). Мультимедийная презентация по теме: «Текстовая информация» (Приложение 2). Задание №1 (Приложение 3). Задание №2 (Приложение 4).
Литература: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35 – 36.
Вид урока: Изучение нового материала
Содержание урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов урока
- Дача домашнего задания
- Завершение урока
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого ученика тетради и письменных принадлежностей). Сообщение темы и цели урока: сегодня на уроке мы познакомимся с представлением текстовой информации, рассмотрим от чего зависит смысл текста; и как и с помощью чего древние люди записывали информацию, которая сохранилась до наших дней.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вам нужно было прочитать теоретический материал §1.8., стр. 31 – 34 учебника и выполнить в тетрадях задание №5 на стр. 34. На координатной плоскости необходимо отметить указанные точки и соединить их прямыми линиями в определенном порядке – в результате должна получиться картинка, которую можно было раскрасить цветными карандашами. Какая картинка у вас получилась? (домик)
Какими цветами вы раскрасили получившийся домик?
Все учащиеся сдают тетради на проверку. Приложение 1
3. Объяснение нового материала
Объяснение нового материала сопровождается мультимедийной презентацией. Приложение 2
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Слайд 2
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Где мы можем встречать текстовую информацию?
- в книгах;
- в газетах;
- в журналах. Слайд 3
Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл!
Какое слово появилось? (КОТ) Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КОТ?
Если мы в слове КОТ изменим одну букву О на И, то получим слово КИТ. Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КИТ? Слайд 4
Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку. Смысл данной фразы состоит в том, что вошедшего увидели и узнали, очень ему рады. Слайд 5
Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку.
Данная последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации.
Данные две фразы одинаковы и отличаются только знаком препинания, но от этого полностью зависит смысл фразы. Слайд 6
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течении этого времени менялись то, на чем записывали информацию – камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага; и то, с помощью чего это делали – острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка, авторучка. Слайд 7
С конца 19 века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. Слайд 8
Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера, распечатать на принтере и т.д. Слайд 9
4. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного теоретического материала ученикам предлагаются задания на логическое мышление.
Задание №1.
Дана фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! (Приложение 3) Необходимо поставить запятую в данном тексте, и в зависимости от этого фраза будет иметь разный смысл.
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!
Объясните смысл получившихся фраз и прочитайте их с правильной интонацией.
Задание №2.
Дано слово ДОМ (Приложение 4). Изменив одну букву в слове ДОМ, получите новые слова и объясните их смысл.
5. Подведение итогов урока
- Что такое текст?
- Какая информация называется текстовой?
- От чего зависит смысл текстовой информации?
- С какой целью вы создаете тексты (приведите примеры)?
6. Домашнее задание
Прочитать теоретический материал темы в учебнике. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35–36.
7. Завершение урока
Ученики приводят в порядок свои рабочие места, дежурные следят за порядком в кабинете.