Урок информатики по теме "Текстовая информация" (5-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 5


Предмет: «Информатика»

Класс: 5 класс

Тема: Текстовая информация.

Цели:

  1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «текстовая информация», с историческими фактами записи информации с древних времен и до наших дней. Обратить внимание учеников на зависимость смысла слова от его правильного написания. А так, же показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров.
  2. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету «информатика».
  3. Развивающая: Развивать логическое мышление.

Наглядные пособия: Результат выполнения домашнего задания (Приложение 1). Мультимедийная презентация по теме: «Текстовая информация» (Приложение 2). Задание №1 (Приложение 3). Задание №2 (Приложение 4).

Литература: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35 – 36.

Вид урока: Изучение нового материала

Содержание урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Подведение итогов урока
  6. Дача домашнего задания
  7. Завершение урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого ученика тетради и письменных принадлежностей). Сообщение темы и цели урока: сегодня на уроке мы познакомимся с представлением текстовой информации, рассмотрим от чего зависит смысл текста; и как и с помощью чего древние люди записывали информацию, которая сохранилась до наших дней.

2. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было прочитать теоретический материал §1.8., стр. 31 – 34 учебника и выполнить в тетрадях задание №5 на стр. 34. На координатной плоскости необходимо отметить указанные точки и соединить их прямыми линиями в определенном порядке – в результате должна получиться картинка, которую можно было раскрасить цветными карандашами. Какая картинка у вас получилась? (домик)

Какими цветами вы раскрасили получившийся домик?

Все учащиеся сдают тетради на проверку. Приложение 1

3. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала сопровождается мультимедийной презентацией. Приложение 2

Текстэто любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Слайд 2

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Где мы можем встречать текстовую информацию?

  1. в книгах;
  2. в газетах;
  3. в журналах. Слайд 3

Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл!
Какое слово появилось? (КОТ) Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КОТ?
Если мы в слове КОТ изменим одну букву О на И, то получим слово КИТ. Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КИТ? Слайд 4

Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку. Смысл данной фразы состоит в том, что вошедшего увидели и узнали, очень ему рады. Слайд 5

Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку.
Данная последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации.
Данные две фразы одинаковы и отличаются только знаком препинания, но от этого полностью зависит смысл фразы. Слайд 6

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течении этого времени менялись то, на чем записывали информацию – камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага; и то, с помощью чего это делали – острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка, авторучка. Слайд 7

С конца 19 века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. Слайд 8

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера, распечатать на принтере и т.д. Слайд 9

4. Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного теоретического материала ученикам предлагаются задания на логическое мышление.

Задание №1.

Дана фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! (Приложение 3) Необходимо поставить запятую в данном тексте, и в зависимости от этого фраза будет иметь разный смысл.

КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!

Объясните смысл получившихся фраз и прочитайте их с правильной интонацией.

Задание №2.

Дано слово ДОМ (Приложение 4). Изменив одну букву в слове ДОМ, получите новые слова и объясните их смысл.

5. Подведение итогов урока

  1. Что такое текст?
  2. Какая информация называется текстовой?
  3. От чего зависит смысл текстовой информации?
  4. С какой целью вы создаете тексты (приведите примеры)?

6. Домашнее задание

Прочитать теоретический материал темы в учебнике. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35–36.

7. Завершение урока

Ученики приводят в порядок свои рабочие места, дежурные следят за порядком в кабинете.