Работа с родителями по профилактике наркомании среди обучающихся

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Современная профилактическая работа в гимназии должна строиться не только с учетом современной наркоситуации в обществе, но при разработке мероприятий и программ профилактики должны использоваться последние достижения педагогической деятельности: использование современных педагогических технологий, широкое применений интерактивных форм работы с использованием различных методик: мозгового штурма, дискуссии, ролевой игры, приема анализа, сравнения, поиска (формы работы: тренинги, case-study, ролевые игры, экскурсии, фотокроссы и пр.).

Далее подробнее остановимся на профилактической работе с родителями гимназистов, так как одним из факторов пристрастия к наркомании в подростковом возрасте становится несовершенство модели социального окружения (одним из главных показателей которого является микроклимат в семье).

После спланированной системы отслеживания показателей и результатов работы в данном направлении проводится мониторинговое исследование родительского коллектива обучающихся гимназии. Таким образом намечаются приоритетные направления работы с родителями в профилактической работе. Основная массовая профилактическая работа с родителями должна быть направлена на информирование родителей по проблеме воспитания в семье, по проблеме наркоситуации в обществе, по налаживанию контактов с собственными детьми через привлечение родителей в различные массовые воспитательные мероприятия гимназии.

Таким образом, характер предлагаемых мероприятий соблюдает ведущие принципы профилактической работы, а, как следствие, представляет собой не изолированный процесс, вырванный из повседневной реалии, а активно включенный в общую воспитательную систему гимназии. Основная задача гимназии – наладить взаимоотношения между родителями и детьми, помочь родителям выстроить правильную модель поведения во взаимоотношениях и общении с собственными детьми. А также информирование родителей о проблемах, стоящих перед обществом и каждым человеком, связанных с наркоманией.

Далее предлагается две подробные разработки мероприятий профилактической работы с родителями.

Конкурс среди родительских эссе-писем «Новогоднее пожелание моему ребенку»

Цель: привлечение внимания родителей МОУ гимназии №12 к социально-значимой проблеме наркомании в обществе.

Задачи конкурса:

  • Актуализация социально-значимых проблем среди родителей и подростков;
  • Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той среде, в которой живет и общается их ребенок;
  • Реализация творческого потенциала родителей;
  • Создание негативного общественного мнения о наркозависимости;
  • Выявление интересов родителей и детей по этой проблеме и уточнение уровня их погруженности в эту проблему.

Общие положения:

  1. Конкурс «Новогоднее пожелание моему ребенку» проводится совместно социально-психологической службой гимназии, компьютерным кабинетом гимназии, редакцией гимназической газеты «Гимназета».
  2. К участию в конкурсе приглашаются родители учащихся гимназии 1-11 классов.
  3. Проведение конкурса эссе представляет собой комплекс следующих мероприятий:
    • размещение на сайте гимназии, на гимназических информационных стендах, в газете «Гимназета» информации о проведении конкурса;
    • регистрацию участников конкурса и размещение конкурсных работ в Интернете на специальной странице сайта гимназии;
    • обсуждение и оценку конкурсных работ участников всеми желающими на сайте гимназии;
    • подведение итогов конкурса;
    • награждение победителей на Новогодней елке «Пусть сбываются мечты…» (выбранные лучшими работы оформляются в компьютерном кабинете гимназии на красочных оригинальных поздравительных открытках и вывешиваются на новогоднюю елку гимназии в качестве елочных игрушек. Дети-чтецы - члены театральной студии гимназии выразительно зачитывают тексты сочинений для всех собравшихся в зале. Награждаются родители, чьи сочинения признаны лучшими (количество победивших может меняться от 3 до 5 человек в зависимости от количества принявших участие в конкурсе).

Конкурсные работы и участие в конкурсе:

  1. Содержанием конкурсных работ являются эссе участников конкурса с размышлениями о проблемах смысла жизни, подростковых кризисах; проблемах взаимоотношений «отцов и детей».
  2. Требования к конкурсным работам:
    • эссе в форме письма своему ребенку в настоящем или предполагаемом будущем объемом до 3-х страниц (до 7 тыс. знаков);
    • можно использовать фотографии и другое мультимедийное содержимое в объеме, необходимом для иллюстрации тех мыслей, которые представлены в тексте;
    • не допускается коллективное участие в конкурсе, каждое эссе должно иметь только одного автора;
    • каждый автор может представить на конкурс более одного эссе;
    • конкурсные работы размещаются в открытом доступе на специальной странице сайта гимназии.

Оценка конкурсных работ, объявление и награждение победителей

  1. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии со следующими критериями:
    • соответствие эссе требованиям конкурса, отражение в работе личных позиции автора, его отношения к современной наркоситуации в обществе, его обеспокоенности о месте его ребенка в обществе, размышления о будущем ребенка, о новых подходах в работе с детьми;
    • отражение в конкурсной работе понимания важности активной жизненной позиции человека в обществе;
    • наличие размышлений о будущем нынешнего поколения подростков;
    • доступность стиля изложения эссе широкому кругу детей, педагогов, родителей и других заинтересованных лиц, привлечение интереса читателей к проблемам профилактической работы;
    • построение эссе на основе личного опыта участника конкурса.
  2. По итогам конкурса будет определено три (пять) победителя (первое, второе и третье место) − авторы работ, набравших наибольшее количество баллов.
  3. Победители конкурса будут объявлены на странице конкурса сайта гимназии, в новогоднем выпуске газеты «Гимназета», а также во время акции «Новогодняя елка «Пусть сбываются мечты…» (выбранные лучшими работы оформляются в компьютерном кабинете гимназии на красочных оригинальных поздравительных открытках и вывешиваются на новогоднюю елку гимназии в качестве елочных игрушек. Дети-чтецы - члены театральной студии гимназии выразительно зачитывают тексты сочинений для всех собравшихся в зале). Награждаются родители, чьи сочинения признаны лучшими.

Уличная акция «Наша улица ПРОТИВ!» 

Цель акции: формирование убеждения, что употребление наркотиков и других ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем

Задачи акции:

  • Формирование стремления искать конструктивные способы решения проблем;
  • Формирование умения противостоять давлению группы;
  • Развитие самостоятельности суждений, умения высказывать собственное мнение;
  • Формирование личной ответственности за свой выбор;
  • Выявление информативности окружающих по теме «Наркотики»;
  • Создание пропагандирующих материалов по ЗОЖ;
  • Формирование стойкого отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков посредством творческой деятельности;
  • Развитие стойкого неприятия наркотиков среди жителей микрорайона гимназии.

Материалы для проведения:

  • Составленные анкеты для опроса жителей улицы, на которой располагается гимназия;
  • Подготовленные руками обучающихся, их родителей, педагогами буклеты, плакаты, памятки для расклеивания на стенах при жилых подъездах по обозначенной проблеме (элементы социальной рекламы);
  • Воздушные шары;
  • Подготовленные творческие номера обучающимися гимназии для жителей микрорайона.

Участники акции: участники образовательного процесса гимназии: обучающиеся, их родители, педагоги; сотрудники профилактических служб района, жители микрорайона города.

План проведения акции: Акция может проводиться в течение нескольких дней, о проведении которой заранее должны быть оповещены жители микрорайона (листовки, объявления).

1 этап: анкетирование жителей микрорайона по проблемам наркомании, табакокурения и употребления алкоголя.

Примерные вопросы для опроса:

  1. Что, на Ваш взгляд, заставляет человека употреблять спиртное?
  2. Самый популярный напиток среди молодежи.
  3. Пробовали ли вы курить? Пить? наркотики?

Социологический опрос проводится силами родителей и обучающихся гимназии на улице, возле подъездов домов, возле близлежащих магазинов и т.д.

Социально-психологической службой гимназии проводится обработка полученных данных, делаются выводы, которые будут оглашены во время проведения последнего этапа акции.

2 этап: социальная реклама.

На подъездах домов улицы развешиваются открытки, пропагандирующие отказ человека от вредных привычек ради жизни будущего поколения.

В общественных местах микрорайона размещаются плакаты «Я ПРОТИВ!» (где все желающие ставят свои подписи на плакате против вредных привычек и за ведение здорового образа жизни). Там же расположено оповещение о проведении заключительного этапа акции на территории, прилегающей к гимназии. Указана дата и время проведения.

3 этап: «Воздушные шары»

Старшеклассники гимназии в сопровождении взрослых (родителей) в течение двух часов в час пик в различных местах на улице с наибольшим скоплением людей предлагают прохожим поменять закуренную сигарету, начатую бутылку пива на воздушный шар с надписью «Я ПРОТИВ!». Задача такова, чтобы проходящие люди обратили внимание на воздушные шары в руках прохожих и задумались о той проблеме, которая поднимается во время проведения акции.

4 этап «Избавление от вредных привычек».

Возле главного входа в гимназию проводится концерт, посвященный данной тематике, выступает с музыкально-театральной зарисовкой театральная студия гимназии, вокальная группа, хореографическая студия гимназии.

Слово предоставляется приглашенным на проведение акции работникам наркологического кабинета района, сотрудникам КДН, ПДН, РОВД Краснооктябрьского района.

Социально-психологической службой гимназии зачитываются результаты проведенного социологического опроса жителей микрорайона.

Выступает родительская общественность гимназии, принимающая непосредственное участие в акции.

Транслируется презентация предыдущих этапов уличной акции (мультимедиа-ресурсы).

В конце ведущий говорит о пользе здорового образа жизни, отказе от вредных привычек. В заранее подготовленную вырытую яму предлагается всем присутствующим, которые курят, выбросить свои сигареты, что будет символизировать единение присутствующих в отказе от вредных привычек.

«Возьмем в руки лопату и закапаем вредные привычки навсегда! Мы говорим: «Наркотикам – НЕТ! «Алкоголю – НЕТ!» «Курению – НЕТ!» (родители-отцы закапывают пачки от сигарет).

По окончанию акции всем присутствующим раздаются информационные буклеты, содержащие результаты опроса, пропаганду ЗОЖ и необходимы координаты и контактные телефоны служб спасения в ситуациях, связанных с проблемой, поднятой в ходе проведения акции.