Задачи:
- Создать условия для уточнения и обобщения знаний о сказках: о событиях сказок, о героях сказок.
- Развивать речь детей, умение рассказывать сказку максимально приближенно к литературному исполнению.
- Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому событию.
- Развивать у детей фантазию, воображение, используя разнообразные средства выразительности.
- Совершенствовать технические навыки работы с различными изобразительными материалами, используя навыки нетрадиционного изображения предмета (ладошкой, пальчиком).
- Воспитывать устойчивый интерес к русскому народному творчеству, чувство коллективизма, взаимопомощи, милосердия.
- Создать положительный эмоциональный настрой.
Активизация словаря: бабушка - Варварушка, лукошко.
Оборудование: магнитофон, макет «Теремок», рисунок «Яблоня», яблочки (красные и зеленые), иллюстрации к сказкам, атрибуты к сказке «Теремок».
Ход занятия.
1. Организационно – целевой этап.
а) Психологическая игра «Здравствуй солнышко»
- Здравствуйте! Я рада видеть вас. Давайте начнем занятие с приветствия и поиграем в игру «Здравствуй солнышко». Мы будем называть друг друга ласково «солнышко» и здороваться с тем, кто стоит рядом при этом передавать ему мяч. (Приветствуют друг друга). Вот мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Поприветствуйте солнышко, гостей. Всем стало приятно. А сейчас сядем на стульчики.
б) Определение темы занятия.
- Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.
- Скажите, кто рассказывает или читает вам сказки дома?
-Очень хорошо умеют рассказывать сказки бабушки. Я знаю одну бабушку: добрую, приветливую, мудрую. Зовут ее бабушка - Варварушка. Умеет она и утешить, и рассмешить, и сказку добрую рассказать.
2. Процессуально-содержательный этап.
а) Создание проблемной ситуации (Стук в дверь)
- Ребята, к нам кто-то стучится, Лиза, пойди открой пожалуйста дверь.
Бабушка - Варварушка: Здравствуйте люди добрые, здравствуйте, дети. Разрешите у вас отдохнуть с дороги.
- Кирилл, принеси стул бабушке, пусть она присядет.
Бабушка - Варварушка: Вот спасибо вам детки, вот спасибо родимые.
- Расскажите бабушка, куда путь держите? где уже побывали, что видели?
Бабушка - Варварушка: Отчего не рассказать. Я ведь иду к внучке, несу ей в лукошке сказки. Да вот беда, пока шла – все забыла, все сказки перепутала, и теперь не знаю, где какие. Помогите мне их вспомнить. Сейчас вы послушаете отрывок из сказки и поможете мне отгадать, что это за сказка.
(звучит отрывок из сказки « Маша и медведь»)
- Молодцы ребята! Знаю я одну песенку, но не помню из какой она сказки
и кто ее поет?
(звучит песенка Колобка из сказки « Колобок»).
- Вот молодцы! Сейчас я включу еще одну сказку, а вы слушайте, да припоминайте из какой это сказки слова.
(«Петушок- Золотой гребешок»)
Не знаю как вас и хвалить! Еще одну песенку послушайте и отгадайте, кто ее поет?
(«Морозко», Аленушка)
Физминутка.
- Ребята, а игры вы знаете? Давайте поиграем в народную игру « Как у дяди Трифона»
Вставайте все в кружок, и повторяйте за мной слова и движения:
Как у дяди Трифона было семеро детей
Было семеро детей, было сем сыновей
Вот с такими ушами (руки растопырив к ушам)
Вот с такими глазами (кольца из пальцев)
Вот с такими носами (кулак у носа)
Вот с такими зубами (скрючить пальцы)
Вот с такой головой ( большой круг руками)
Вот с такой бородой (руки у пояса)
Они не пили, не ели друг на друга смотрели
Руками делали вот так, как? (разводят руками)
Бабушка-Варварушка: Вот молодцы! Спасибо вам! Порадовали меня старую. Ребята, а есть у меня еще хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете мне помочь. (Читает в книге)
- Есть в сказочной стране девица, кличут ее Василиса Преглупая! (Премудрая)
- 2.В этой сказке живут братец Козленочек , и сестрица Гуленушка. (Аленушка)
- Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
- А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)
- Очень советую вам послушать сказку « Сивка Будка» « Сивка Бурка»
- А вот еще одна сказка «Курочка в полосочку». (Курочка Ряба)
- А это моя самая любимая сказка « Мальчик с кулачок», неверно? (Мальчик с пальчик).
- Молодцы ребята, всех героев сказок правильно назвали.
Воспитатель: Бабушка-Варварушка, а теперь вы угадайте нашу сказку, которую мы вам покажем сейчас.
Драматизация сказки « Теремок»
Бабушка-Варварушка: Знаю я эту сказку, часто внучке своей рассказываю, « Теремок» называется. Спасибо вам, помогли мне вспомнить все сказки.
(Звучит тревожная музыка)
Голос: Дети, помогите мне, налетел злой ветер, сорвал мои листочки. Помогите, спасите меня!
Воспитатель: Ребята, герой из какой сказки просит нас о помощи? (Яблонька, « Крошечка-Хаврошечка»).
- Как можно помочь яблоньке? (нарисовать листочки)
Каким цветом нарисуем листочки?
- Посмотрите, как можно нарисовать листья: сначала положите ладошку на губку с зеленой краской, потом приложите эту ладошку к кроне дерева.
(выполняют дети)
Как зазеленело деревце! Ожила и похорошела яблонька! Прошло немного времени и появились на яблоньке яблочки, вот такие.
Показ как выполнить пальчиком яблочко на рисунке.
Выполняют дети, предварительно вытерев руки влажной салфеткой.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, как отблагодарила нас яблонька? (угостила яблочками)
- Обратите внимание на яблочки, одни красные, а другие зеленые. Они означают какое настроение у вас сегодня. Красные яблочки – это веселое, радостное, хорошее настроение. Зеленые – грусть, скука, это значит вам было неинтересно. Я предлагаю взять яблоко, которое подходит вашему настроению и прикрепить его к нашей яблоньке.
- Посмотрите, как много красных яблочек на яблоньке!
- Это говорит о том, что вам на занятии было интересно, вы не скучали. Вам удалось вспомнить много сказок, правильно назвать героев любимых сказок, помочь бабушке – Варварушке и Яблоньке.
Бабушка – Варварушка: А мне пора домой к внучке. За то, что вы такие умные, добрые, воспитанные, я угощу вас вкусными блинами. До свидания, ребята!
Воспитатель: Занятие окончено, всем спасибо!