Введение
Человек начал создавать загадки в глубокой древности.
Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (из «Литературной энциклопедии»). По определению В.И. Чичерова, «загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Способы построения загадок разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. Признаки могут быть как внешние (внешний вид), так и внутренние, а также действия предмета, действия с предметом.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков), синтезе (объединении их в целое), сравнении и классификации. Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных, но схожих параллелей является естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и ее разгадывание требуют от ребенка пристального наблюдения за объектами окружающего мира, выявления в них характерного, типичного. Загадки развивают наблюдательность, учат воспринимать мир многогранно и образно, помогают развивать такие операции мышления как: анализ и синтез. классификацию и обобщение, абстрагирование.
В разделе « Состав и свойства объектов» курса «Информационная культура» для формирования умения отражать свойства предметов через их характеристики была выбрана такая форма работы как составление загадок. Данные загадки были составлены детьми на уроках и дома, совместно с родителями. После составления загадок дети, во-первых, отгадывали загадки, составленные одноклассниками, во-вторых, анализировали предложенные загадки и определяли правильность составления загадок, при необходимости корректировали формулировки загадок. Проведенная работа позволила сформировать умение составлять загадки по принципу перечисления свойств предметов и явлений, их сравнения с другими объектами. В процессе отгадывания, а главное - составления загадок у детей активно развивались мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), формировалось умение решать логические задачи. Также данная форма работы положительно повлияла на сплочение коллектива класса, т.к. проводилась не индивидуально, а совместно всеми детьми и при коррекции загадок дети учились помогать друг другу.
В сборник вошли загадки, составленные учащимися ЗА класса МОУ С ОIII №1.
Данный сборник загадок предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник будет также полезен учителям начальных классов как для развития мышления в процессе отгадывания загадок, так и в качестве примеров при проведении подобной работы с детьми.
Загадки
Сам большой он, пребольшой,
хвост шнурком, уши лопушком.
Угадайте, речь о ком?
(Слон)
Ездит, трясется, качается.
Как она называется?
(Машина)
Пушистый, а не кот, холодный, а не мороженое, блестит, а не зеркало.
(Снег)
Не птица, а летает, не машина, а ездит, не автобус, а возит.
(Самолет)
Как трава зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка.
(Кузнечик)
Есть усики, а не таракан,
Есть крылья, а не птица,
Разноцветная, как картинка.
(Бабочка)
Как мяч круглый, как тельняшка полосатый.
(Арбуз)
Не ёж, а пыхтит, не змея, а ползет.
(Паровоз)
Сидит светлячок на ножке, на голове – шляпка.
(Настольная лампа)
Есть рука, а не человек,
есть хобот, а не слон,
есть крыша, а не дом.
(Чайник)
Светит, а не лампа, греет, а не печка, искрит, а не огонь.
(Солнце)
Не самолет, а летает,
не певец, а поет,
не человек, а разговаривает.
(Попугай)
Бежит, дымит – печка на колесах везет веселых ребят.
(Паровоз)
С хвостиком, как поросенок, полосатый, как зебра, с семечками, как подсолнух.
(Арбуз)
Есть крылья, как у птицы, и хвост, как у зверя, а вместо колес – шасси.
(Самолет)
Cобака, а кусается, не клубок, а пушистый, не ребенок, а играть любит.
(Котенок)
Не газета, а со страницами, не учитель, а учит.
(Книга)
Белая, как снег,
Сладкая, как конфета,
На палочке, как чупа-чупс.
(Сладкая вата)
Ходит тихо, как улитка; есть панцирь, а не рыцарь.
(Черепаха)
Зеленая, как лягушка; в лесу – а не волк.
(Елка)
Появляется всегда после дождя, есть волны, как на море, и отражается все, как в зеркале.
(Лужа)
Круглый, волосатый; внутри – белый; снаружи – коричневый.
(Кокос)
Летает, а не бабочка,
Жужжит, а не жук,
Собирает пыльцу, а не оса.
(Шмель)
Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит, трубы нет, а пар идет.
(Утюг)
Прыгает, как лягушка, и стрекочет, как сверчок.
(Кузнечик)
Без рук, без ног, а лезет в гору.
(Червяк)
Не пароход, а ползет, не змея, а шипит, не печка, а горячий.
(Утюг)
Может сидеть на ветках, но не птица,
ползает по деревьям, но не белка,
ходит, а не человек.
(Медведь)
Зверь усатый, полосатый, рычит, когда на него нападают.
(Тигр)
В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь.
(Гриб)
Приложение. Сборник загадок в виде брошюры.