Тема: «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Закрепление».
Цели:
- Закрепить навыки учащихся решать задача, закрепить умения прибавлять и вычитать несколько единиц.
- Развивать творческое мышление при визуальной форме предъявления материала.
- Развивать навыки работы в паре.
Оборудование для учителя:
- Иллюстрации сказочных героев (колобок, лиса, волк, медведь, заяц, лягушка).
- «Кочки» с математическими выражениями.
- «Бочки» с неравенствами.
- Полоски бумаги.
- Карточки с числами.
Оборудование для ученика:
- Счётные палочки.
- Тетрадь.
- Ручка, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые гости.
– Здравствуйте ребята. Сейчас у нас урок
математики.
– Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
– На парте у вас лежат тетрадь, учебник, счётные
палочки, ручки и карандаши.
– Итак, всё готово, мы можем отправляться в
сказочное путешествие.
– А с каким героем мы начнём наше путешествие, вы
узнаете, если отгадаете загадку.
Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)
– Верно, ребята, это колобок, герой русской
народной сказки. В пути его ждут разные
приключения. Чтобы их преодолеть нужно,
вспомнить, как решаются задачи на увеличение
числа на несколько единиц.
– Итак, можем отправляться в путь.
II. Устный счёт
1. Подготовительная работа. Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний.
– Все вы знаете, что колобок убежал от бабушки и дедушки. Спрыгнул с окошка и покатился по тропинке. Катится колобок, а перед ним топкое болото. Призадумался колобок, как же ему через болото перебраться. Вдруг перед ним появилась лягушка (рисунок 2). Лягушка подсказала, колобку, что прыгать нужно только на ту кочку, где первое слагаемое следующего выражения, является ответом предыдущего выражения.
3 6 5 8 9
2. Работа в тетради.
– Откройте тетрадки. Запишите полученные числа
(3, 6, 5, 8, 9) в порядке возрастания.
– Кто может пояснить, что, значит, расположить
числа в порядке возрастания? (Нужно
расположить числа от самого маленького до самого
большого.)
Учитель напоминает ученикам о правильной
посадке за партой, о том, как должна лежать
тетрадь, как держать ручку.
Один из учеников выполняет работу на доске, то
есть переставляет карточки с числами в нужной
последовательности. После этого проводится
проверка работы. (3, 5, 6, 8, 9)
– Молодцы, вы, очень хорошо справились с заданием, а это значит, что колобок благополучно перешел через болото и оказался в лесу.
Кого же он встретит на лесной тропинке?
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал? (Заяц)
– Верно, ребята, это зайчик.
«Не ешь меня», – просит колобок.
«Я есть, тебя не буду. Я морковку люблю, в ней
много витаминов»,– отвечает зайчик.
«Помоги мне решить задачу», – попросил заяц.
«Буду рад помочь тебе», – ответил колобок.
III. Объяснение нового материала
Задача (иллюстрируется учителем)
– У зайца две корзинки, в одной 5 морковок, а в другой на 3 больше. Сколько морковок во второй корзинке?
– Сколько корзинок было у зайца? (У зайца было
две корзинки.)
– Сколько морковок в первой корзинке? (В первой
корзинке 5 морковок.)
– Сколько морковок во второй корзине? (Нам не
известно, сколько морковок во второй корзине, но
сказано, что на 3 больше, чем в первой.)
– Что значит на 3 больше? (Во второй корзине
было столько же морковок, как в первой да ещё 3
морковки.)
– Как это показать на схеме?
– Как узнать, сколько морковки во второй
корзине? ( Чтобы найти, сколько морковок было во
второй корзине нужно, к количеству морковок в
первой корзине добавить 3 морковки.)
– Если мы прибавили морковку, то её станет больше
или меньше? (Морковки станет больше.)
– Какой математический знак нужно выбрать?
(Выбираем знак «+».)
– Как это записать математическим выражением?(5+3=8(м.))
– Нашли ли мы, сколько морковок во второй
корзине? (Да, мы нашли, что во второй корзине 8
морковок.)
– Что ещё необходимо записать? (Нужно
записать ответ.)
– Какой ответ запишем? (Ответ: 8 морковок во
второй корзине.)
– Обратите внимание на то, что происходит с
морковкой в корзинках. В первой корзинке
количество морковок остаётся без изменения, а во
второй корзине количество морковок
увеличивается.
– Кто может сказать, какой вид задачи мы решали? (Задача
на увеличение числа на несколько единиц.)
– Молодцы. Задача решена, верно.
– Заяц благодарит колобка за помощь, и тот
отправляется в дальнейший путь. Вдруг из лесной
чащи появляется…
– Кто же это?
Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк)
– Да ребята, перед колобком появляется волк. Волк обещает, не есть колобка, если тот покажет ему упражнения для развития мускулатуры. Потому что занятия спортом укрепляют здоровье.
Колобок показывает упражнения для валка.
IV. Физкультминутка
Утром встал Волчек на лапки
Приготовился к зарядке.
Наклонился вправо влево,
Приседанье браво сделал.
На носочки встал на пятки
Вот и кончилась зарядка.
– Молодцы! Волку очень понравилась зарядка.
Колобок прощается с волком и покатится по
тропинке дальше. Смотрит колобок, а перед ним…
– Кто же это?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
– Да, из лесной чащи вышел медведь.
V. Первичное закрепление изученного материала
– В лапах у медведя две огромные бочки мёда.
Медведи очень любят сладкое. Поэтому медведь
пообещал отпустить колобка, если он придумает
задачу про мёд.
– Ребята поможем колобку?
Перед ребятами появляются две бочки с мёдом.
Дети предлагают различные варианты задач: в одной бочке 4 кг мёда, а в другой на 2 кг больше. Сколько кг мёда во второй бочке?
Вывод: во второй бочке было столько же кг мёда, как в первой да ещё несколько кг.
– Медведь очень обрадовался, что мы легко
справились с заданием. Он попрощается с колобком,
и отправился к себе в берлогу, а колобок поспешил
дальше.
Но приключения колобка ещё не закончились. Перед
ним появился следующий герой сказки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
– Верно – это лиса. Лиса обещает, не есть колобка, если, тот поможет ей перестроить внешний вид её избушки.
VI. Задание на развитие творческого и логического мышления
На доске из полосок бумаги составлен домик. Учитель просит учеников построить такой же домик на парте из палочек. Дети работают в паре, выкладывают один домик на двоих.
– Переставьте 2 палочки так, чтобы дом повернулся другой стороной.
а. б.
– Лисе очень понравилась перемена в её доме. Она пригласила всех лесных жителей и колобка к себе в гости. Вот так закончилась наша сказка.
– Урок наш тоже подходит к концу.
VII. Итог урока
– Какие задачи мы сегодня решали? (Мы решали
задачи на увеличение числа на несколько единиц).
– Какие задания были для вас сложными?
– Какие качества характера помогли колобку
преодолеть все трудности?
– Молодцы! Вы работали очень хорошо.
– Спасибо. Урок закончен.