Цели урока:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
- создать условия для развития орфографической зоркости, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- формировать навык правописания окончаний имён прилагательных;
- учить видеть красоту окружающего мира.
УМК:
- письмо от короля Русский язык;
- тест «Вопросы и ответы»;
- перфокарты «Окончания», «Антонимы-синонимы»;
- картина «Зима»;
- карточки для помощи в написании мини-сочинения;
- полоска с числами для выполнения теста-опроса;
- ленты «Лучший знаток»;
- презентация урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Глядя на мир, нельзя не удивляться!
Козьма Прутков.
- Согласны ли вы с этим утверждением? (высказывания детей)
- И вот сегодня к моему удивлению мы получили письмо. Разрешите мне его вам прочитать.
Дорогие ребята!
До меня дошли сведения о том, что вы по учебнику познакомились с моим королевством. Мне интересно знать каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты имя Прилагательное? Победители получат звание «Лучший знаток имени прилагательного – 2008г.»
С уважением король Русский язык.
- Ребята, вы согласны принять предложение короля?
- Значит на уроке, нам надо показать свои знания об имени прилагательном, которые приобрели, показать, как умеем применять имена прилагательные в своей речи и не подвести строгую королеву Грамматику.
2. Работа по теме урока.
- Итак, мы опять с вами в стране Имени Прилагательного.
Выступление ребят.
Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!
- Ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.
Тест «Имя прилагательное». Вопросы – ответы.
1. Что такое имя прилагательное? ___________________________________
2. Что оно обозначает?_______________________________________________
3. На какие вопросы отвечает?________________________________________
4. С какой частью речи связано?_______________________________________
5. Как изменяется? Заполни схему.
Прилагательное
________________________число_________________________число_______род________род________род (вопрос)
(вопросы) ________________
_________ __________ ____________
6. Член предложения?____________________________________________
Проверяем. (проверка по слайду из презентации к уроку)
- Поднимите руку, кто полностью справился с этим заданием.
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
- Определить падеж существительного.
- По падежу имени существительного определить падеж прилагательного.
Конкурс «Кто вернее и точнее».
Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., прил.+сущ.
Определить род, число и падеж имени прилагательного.
Поёт зима - аукает,
Мохнатыц лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Проверка с доказательством.
- Поднимите руку, кто полностью и правильно выполнил это задание.
- Как можно правильно определить безударные окончания имен прилагательных?
- Надо найти имя существительное.
- Задать вопрос к имени прилагательному.
- И по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание имени прилагательного.
Работа с перфокартами.
Вставьте окончание прилагательных.
могуч… дуб весёл… песня трескуч… морозом по извилист… тропе |
ранн…
утро в чист…. воздухе на тонк….. веточке к высок…. дереву |
шустр…
снегири с ярк … оперением русск…. зима маленьк…. чудо |
в
дремуч…
лесу по снежн….. полю из-за рыхл…. снега в зимн…. спячку |
Для проверки поменяйтесь карточками (взаимопроверка в парах).
-У кого нет ни одной ошибки?
Сделаем вывод: Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
Физкультминутка.
- Для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
- Встать. Поиграем в самую популярную игру «Игра в снежки».Я
называю имя существительное и кидаю снежок. Кто снежок поймает, тот
должен к существительному подобрать подходящее по смыслу имя
прилагательное.
Снег, метель, ветер, небо, сугробы, луна, звёзды, деревья, солнце, сосульки.
Конкурс «Антонимы – синонимы».
-Что такое антонимы?
-Что такое синонимы?
Задание: Соединить имена прилагательные с антонимами и с синонимами.
Антонимы | Прилагательное | Синонимы |
чужой маленький грустный радостный |
большой печальный здешний весёлый |
грустный радостный огромный местный |
Проверяем. Называем антонимы. Называем синонимы.
Кто справился с этим заданием?
Вывод: Что имеют имена прилагательные? (антонимы и синонимы)
- Для чего нужны имена прилагательные?
- украшают
- уточняют
Конкурс «Зимнее творчество».
Задание: Написать мини-сочинение по теме «Зима» (5-6 предложений)
Выберите вариант сами.
В-1 «ПИШУ САМ(А)»
В-2 «ПРОШУ МАЛЕНЬКИЙ SOS»
В-3 «ПРОШУ БОЛЬШОЙ SOS»
В-2
Снежная зима, трескучие морозы, пушистый снег, синее небо, красивые узоры, заснеженный лес, лесные жители.
В-3
Пришла _______зима. Стоят__________морозы. Земля покрылась_________ снегом. Стоит_____________лес. Деревья украшены ___________узорами инея. В __________снег спрятались __________ёлочки. _________мороз сковал воду на реке. ___________жители давно приготовились к зиме.
В-1
Задание: Найдите имена прилагательные и подчеркните из как члены предложения.
3. Обобщение.
Подведём итог: Что мы знаем о прилагательном?
Покажем это! Сделаем морфологический разбор. Из сочинения выберите любое имя прилагательное и разберите его.
Последний конкурс короля «ТЕСТ – ОПРОС»
Я читаю предложение, а вы должны его внимательно выслушать. Если согласны, то под номером поставить «+», если не согласны то «0».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Имя прилагательное это часть речи.
- Имя прилагательное обозначает действие предмета.
- Имя прилагательное связано с именем существительным.
- Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
- Род имени прилагательного зависит от глагола.
- Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
- Падеж прилагательного можно определить по существительному.
- Имя прилагательное женского рода имеет окончания –ое, -ее.
- Имя прилагательное в родительном падеже имеет окончание –ого, -его.
- Имя прилагательное в предложении является только главным членом.
Проверка.
- Кто справился с этим тестом?
4. Итог урока.
- Кто же лучший знаток имени прилагательного? Кто выполнил все задания без замечаний? (вручается лента «Лучший знаток имени прилагательного -2008г.»)
Ученица читает стихотворение.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мною весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
- По количеству употребляемых слов, прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов).
- Что сегодня вас удивило на уроке?