Открытый урок русского языка в 4-м классе "Обобщение об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  • обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
  • создать условия для развития орфографической зоркости, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • формировать навык правописания окончаний имён прилагательных;
  • учить видеть красоту окружающего мира.

УМК: 

  • письмо от короля Русский язык;
  • тест «Вопросы и ответы»;
  • перфокарты «Окончания», «Антонимы-синонимы»;
  • картина «Зима»;
  • карточки для помощи в написании мини-сочинения; 
  • полоска с числами для выполнения теста-опроса;
  • ленты «Лучший знаток»;
  • презентация урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

Глядя на мир, нельзя не удивляться!
                                Козьма Прутков.

- Согласны ли вы с этим утверждением? (высказывания детей)

- И вот сегодня  к моему удивлению мы получили письмо. Разрешите мне его вам прочитать.

Дорогие ребята!
До меня дошли сведения о том, что вы по учебнику познакомились с моим королевством. Мне интересно знать каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты имя Прилагательное? Победители получат звание «Лучший знаток имени прилагательного – 2008г.»
С уважением король Русский язык.

- Ребята, вы согласны принять предложение короля?

- Значит на уроке, нам надо показать свои знания об имени прилагательном, которые приобрели, показать, как умеем применять имена прилагательные в своей речи и не подвести строгую королеву Грамматику.

2. Работа по теме урока.

- Итак, мы опять с вами в стране Имени Прилагательного.

Выступление ребят.

Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!

- Ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.

Тест «Имя прилагательное». Вопросы – ответы.

1. Что такое имя прилагательное?    ___________________________________

2. Что оно обозначает?_______________________________________________

3. На какие вопросы отвечает?________________________________________

4. С какой частью речи связано?_______________________________________

5. Как изменяется?  Заполни схему.

Прилагательное

________________________число_________________________число
_______род________род________род                    (вопрос)
                       (вопросы)                                   ________________
_________  __________  ____________

6. Член предложения?____________________________________________

Проверяем. (проверка по слайду из презентации к уроку)

- Поднимите руку, кто полностью справился с этим заданием.

- Как определить падеж имени прилагательного?

  •  Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
  • Определить падеж существительного.
  • По падежу имени существительного определить падеж прилагательного.

Конкурс «Кто вернее и точнее».

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., прил.+сущ.

Определить род, число и падеж имени прилагательного.

Поёт зима - аукает,
Мохнатыц лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

Проверка с доказательством.

- Поднимите руку, кто полностью и правильно выполнил это задание.

- Как можно правильно определить безударные окончания имен прилагательных?

  • Надо найти имя существительное.
  • Задать вопрос к имени прилагательному.
  • И по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание имени прилагательного.

Работа с перфокартами.

Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе
ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву
шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо
в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку

Для проверки поменяйтесь карточками (взаимопроверка в парах).

-У кого нет ни одной ошибки?

Сделаем вывод: Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

Физкультминутка.

  1. Для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
  2. Встать. Поиграем в самую популярную игру «Игра в снежки».Я называю имя существительное и кидаю снежок. Кто снежок поймает, тот должен к существительному подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное.
    Снег, метель, ветер, небо, сугробы, луна, звёзды, деревья, солнце, сосульки.

Конкурс «Антонимы – синонимы».

-Что такое антонимы?

-Что такое синонимы?

Задание: Соединить имена прилагательные с антонимами и с синонимами.

Антонимы Прилагательное Синонимы
чужой
маленький
грустный
радостный
большой
печальный
здешний
весёлый
грустный
радостный
огромный
местный

Проверяем. Называем антонимы. Называем синонимы.

Кто справился с этим заданием?

Вывод: Что имеют имена прилагательные? (антонимы и синонимы)

- Для чего нужны имена прилагательные?

  • украшают
  • уточняют

Конкурс «Зимнее творчество».

Задание: Написать мини-сочинение по теме «Зима» (5-6 предложений)

Выберите вариант сами.

В-1 «ПИШУ САМ(А)»

В-2 «ПРОШУ МАЛЕНЬКИЙ SOS»  

В-3 «ПРОШУ БОЛЬШОЙ SOS»

В-2

Снежная зима, трескучие морозы, пушистый снег, синее небо, красивые узоры, заснеженный лес, лесные жители.

В-3

Пришла _______зима.  Стоят__________морозы. Земля покрылась_________ снегом. Стоит_____________лес. Деревья украшены ___________узорами инея. В __________снег спрятались __________ёлочки.  _________мороз сковал воду на реке. ___________жители давно приготовились к зиме.

В-1

Задание: Найдите имена прилагательные и подчеркните из как члены предложения.

3. Обобщение.

Подведём итог: Что мы знаем о прилагательном?

Покажем это! Сделаем морфологический разбор. Из сочинения выберите любое имя прилагательное и разберите его.

Последний конкурс короля «ТЕСТ – ОПРОС»

Я читаю предложение, а вы должны его внимательно выслушать. Если согласны, то под номером поставить «+», если не согласны то «0».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Имя прилагательное это часть речи.
  2. Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  3. Имя прилагательное связано с именем существительным.
  4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
  5. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  6. Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
  7. Падеж прилагательного можно определить по существительному.
  8. Имя прилагательное женского рода имеет окончания –ое, -ее.
  9. Имя прилагательное в родительном падеже имеет окончание –ого, -его.
  10. Имя прилагательное в предложении является только главным членом.

Проверка.

- Кто справился с этим тестом?

4. Итог урока.

- Кто же лучший знаток имени прилагательного? Кто выполнил все задания без замечаний? (вручается лента «Лучший знаток имени прилагательного -2008г.»)

Ученица читает стихотворение.

Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мною весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

- По количеству употребляемых слов, прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов).

- Что сегодня вас удивило на уроке?