Цели: закрепить у учащихся знание сказок А.
С. Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; прививать
интерес к русской литературе.
- Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды. - Разминка.
- Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта- А. С. Пушкина. Начнём с разминки.- Где родился А. С. Пушкин? ( в Москве.)
- Когда он родился?(6 июня 1799 года.)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?(От няни Арины Родионовны.)
- Сколько всего сказок написал великий поэт? (5)
- Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его балде».)
- Этапы викторины.
1этап. Узнайте сказку по словам.
- Путь –дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер , свадьба.(«сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
- Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке.»)
- Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, верёвка. расплата.(«Сказка о попе и работнике его Балде.»)
- Рать, воевода, мудрец, шатёр, шемаханская царица, звёздочёт, петушок.(«Сказка о золотом петушке.»)
- Окошко, царь, сёстры , бочка, остров, лебедь, богатыри. белка, свадьба , расплата. («Сказка о царе Салтане».)
2 этап. Узнайте эти строки
Узнай сказку и продолжи строчки.
-
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица…-
(« То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир»).
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица…-
(« То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».)
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица…-
« Я б для батюшки царя
Родила богатыря». ) -
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке ровно…
( « Тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу». ) -
«Свет мой зеркальце! Скажи…
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?») - Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда,
« Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ…
(«Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?»)
3 этап. Инсценировка.
Командам необходимо инсценировать любой эпизод из сказок А. С. Пушкина так, чтобы окружающие узнали выбранную сказку.
4 этап. Ответьте на вопросы.
- Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в « Сказке о царе Салтане…»? (В бочку).
- Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон).
- Какую песню пела белка под ёлкой? («Во саду ли , в огороде…» ).
- В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон? (Комар- муха- шмель).
- Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей).
- Сколько раз закидывал в море невод старик в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Три раза).
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз- тина, второй раз- морскую траву).
- Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и , наконец, владычицей морскою.)
- Как звали королевича, жениха царевны в « Сказке о мёртвой царевне…»? (Елисей).
- У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей).
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер).
- Что случилось со злой царицей в конце сказки? (Она умерла).
- Кто нанял Балду своим работником и за какую плату? (Поп за три щелчка).
- С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком ( чертёнком)).
- Какой фразой заканчивается « Сказка о попе и работнике его Балде? (А Балда говорит с укоризной: « Не гонялся бы ты , поп, за дешевизной»).
- Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке?» (Дадон).
- Кто подарил царю Золотого петушка? (Звездочёт.)
- Каким возгласом оповещал Золотой петушок об опасности? (Кири- ку-ку!Царствуй, лёжа на боку!).
- Какими словами заканчивается « Сказка о Золотом петушке»? (Сказка- ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)
5 этап. Кроссворд.
- Подведение итогов викторины.