-
развитие творческих способностей и воображения учащихся;
-
развитие чувства цветовой гармонии, фантазии;
-
воспитание понимания художественной значимости выразительных средств в музыке, изобразительном искусстве;
-
формирование эмоциональной отзывчивости при восприятии тождественных по содержанию художественных образов, созданных выразительными средствами разных видов искусства;
-
овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага);
-
дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции.
Оборудование урока:
-
цветная бумага;
-
журнальные странички;
-
ножницы;
-
клей;
-
шаблон дерева;
-
магнитофон;
-
фортепиано.
Зрительный ряд: живые листья, собранные на пришкольном участке, слайды осеннего леса, репродукции картин, рисунки детей, разные виды аппликаций (из ткани, из бумаги, из кожи), портрет композитора.
Литературный ряд: И Бунин « Лес, точно терм расписной…», Э. Федоровская « Осень на опушке краски разводила»
Музыкальный ряд: М. Старокадомский «
Веселые путешественники»,
Т. Потапенко « Листопад», П.И. Чайковский « Осенняя песня».
Ход урока
-
Организационный момент
-
Вход в класс под звуки песни « Листопад».
-
Музыкальное приветствие.
-
Если хочешь строить мост
Наблюдать движение звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь-
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись. -
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
-
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы совершим интересное путешествие. Нас в гости позвала осень. Вместе с ней мы узнаем, что такое « аппликация» и выполним работу в этой технике. Для осени наши поделки станут настоящим подарком.
А чтобы еще интересней
И легче казалось идти
Споем и веселая песня
Поможет в пути(исполнение песни «Веселые путешественники», музыка М.Старокадомского, слова С.Михалкова.)
-
Введение в тему урока
- Закончилось лето. Зазолотилась листва деревьев, и наступила прекрасная пора, которую А.С. Пушкин назвал «очей очарованием» - Осень…
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
-Не жалейте лета!
Посмотрите- роща золотом одета!
- Можно осень назвать художником?
- Какие краски она разводила?
- Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (покраснели; пурпур-ярко-красный цвет)
- А в какое золото оделась роща?
- Не только поэты называют осень золотой, но и художники.
- Давайте рассмотрим репродукции картин. И. Левитана « Золотая осень», Грабарь « Рябина». Они запечатлели в своих работах красоту родной природы. Благодаря им, мы можем любоваться осенью в любое время года.
- Какова цветовая палитра представленных картин?
- Какая музыка звучит в этих картинах, расскажите о ней?
- А вот как поэты описывают осень и ее краски.Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной,
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
- Что за цвета: лиловый (цвет сирени), золотой (блестяще-желтый), багряный (темно-красный)?
- Вы видели в природе листья такого цвета?
- На урок я вам принесла листья, которые осень расписала своими удивительными красками. Посмотрите, как богата палитра осенних красок.
-Тема осени часто звучит в музыке разных композиторов. Сейчас вы услышите пьесу русского композитора П.И. Чайковского. Во время прослушивания, подумайте, как бы вы назвали это произведение. Какой изображена осень в этой музыке? (закрываем глазки, слушаем) Слушание « Осенней песни» П.И. Чайковского
- Какое название родилось у вас при слушании музыки (ответы детей)
- Осень, какая получилась у композитора, расскажите, (грустная, унылая, дождливая…)
- П.И. Чайковский назвал эту музыку « Осенняя песня». А какими красками вы нарисовали бы картину к осенней песне? (ответы детей)
- Но осень не всегда грустная. Она может быть яркой, богатой, красочной, веселой. Осень всегда разная.Объяснение нового материала (понятие «аппликация»)
- Сегодня вам предстоит передать все краски и настроения осени в своих работах. Вы будете делать аппликацию.
- Что такое «аппликация»?
Это когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи художник наклеивает или нашивает на основу. Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек бумаги будет иметь множество оттенков.
-Попробуем в подарок осени выполнить коллективную аппликацию осеннего леса, для этого каждый из вас должен выполнить свое деревце.
-А вспомнить, как осенние листья кружатся и летят, падают на землю, нам поможет веселая песня «листопад». Давайте, исполним песню с движениями, представив себя листочками, а заодно немного отдохнем.Исполнение песни « Листопад» с импровизацией
(ребята исполняют песню, придумывая движения по ходу, с помощью учителя). Вот какой подвижной и радостной бывает осень.Пед. показ
Учитель показывает, каким образом рвется на кусочки бумага и клеится на основу (шаблон дерева).Творческая практическая деятельность учащихся
-Вспомните стихии об осени, иллюстрации осенних пейзажей, музыку. Это поможет вам при выборе цветовой гаммы.
Ребята выполняют осеннее дерево, а потом все деревья наклеивают на лист ватмана, где уже нарисован пейзаж (река, небо, земля)Итоги урока
- Выставка, просмотр
коллективных работ.
-Посмотрите, какие замечательные деревца получились! У каждого свое. Не похожее не другое. А вместе они создали такую замечательную картину.Вот идем, а под ногами слышен шорох золотой
-Как вы думаете, ребята, понравится осени наш подарок?
Мы сегодня побывали в гостях у осени самой.
Осень нам дары приносит, год от года все щедрей
Очень, очень захотелось подарить подарок ей!
- Обобщение по теме:
-чему научились сегодня на уроке?
-что нового узнали?
- Уборка рабочих мест.
- Выставка, просмотр
коллективных работ.