Цель урока: Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с группами музыкальных инструментов. Разучить песню “В нашем оркестре”. Закрепить умение читать ритмический рисунок.
- Развивать вокально-хоровые и ритмические навыки; интонационно- стилевые представления, начальные навыки музыкальной импровизации, выражение её с помощью собственных эмоций. Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.
- Воспитывать музыкальную культуры.
Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.
Программное обеспечение: компьютерная презентация “Музыка моего народа”
Оборудование:
Баян, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Звучит музыка “Пляска”. Дети стоя приветствуют учителя.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Приглашаю вас вместе со мной узнать удивительное и новое о музыке моего народа. А чтобы узнать тему урока, мы отгадаем кроссворд. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
слайд №1 (отгадывают кроссворд. Учитель в стихотворной форме подсказывает ответ на кроссворд)
Слайд 1
У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт –
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой… (баян)
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком зазвенит
В джазе самый первый он –
Серебристый …(саксофон)Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив,
Его названье… (скрипка)
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые. Педаль,
Как зовут меня? (рояль)Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон).6.В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)7.До. Ре, Ми. Фа. Соль. Ля. Си –
Прилетели воробьи
На мою тетрадку сели
И мелодию запели (ноты)8. Ой! Звенит она звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).
Какое слово получилось по вертикали?
Дети: народный
- А что может быть народным? А что было отгадками? (инструменты) Сегодня, ребята, мы продолжаем раскрывать тему четверти “Музыка моего народа” и познакомимся с инструментами русского народного оркестра.
Слайд 2 (Озвучивание темы полугодия и темы урока )
А сейчас мы послушаем, как же они звучат.
(Музыкальный фрагмент с анимацией )
Учитель: А как называется коллектив музыкантов, который исполнил данное произведение? (оркестр)
Дети: Оркестр.
Учитель: Кто руководит оркестром?
Дети: дирижёр.
Учитель: Какие оркестры мы с вами знаем?
Дети: Симфонический, духовой, эстрадный, народный…
Слайд 3 (звучит русская народная мелодия)
Учитель: Музыка, какого оркестра сейчас прозвучала?
Дети: Народного.
В нашем городе есть оркестр русских народных инструментов под руководством заслуженного работника культуры Денцеля В.Я., а я являюсь участником этого чудесного оркестра. В нашем оркестре звучат и другие инструменты.
Слайд 4
Сегодня вы как раз сидите так, как это положено в оркестре, где все инструменты имеют свое место и разделены на группы.
Слайд 5
Как вы думаете, на какие? Посмотрите, что общего между домрой и балалайкой? Это струнные инструменты. (рожком и свирелью; ложками и бубном;
- струнные (домра, гусли, балалайка)
- духовые (рожки, жалейка, свирель,)
- ударные (ложки, бубен, трещотки).
- пневматические язычковые (баян, гармошка)
Слайд 6
Я хочу вас познакомить с гармошкой и баяном, которые относятся к группе пневматических язычковых инструментов. Чем они похожи? Чем отличаются? Послушайте, как они звучат.
Итог:
– К музыке какого народа можно отнести все эти инструменты?
– Какие именно инструменты составляют народный оркестр.
А сейчас я приглашаю вас на ритмическую минутку – танец-распевку. Танец “Лавата”
Сейчас мы танцевали, в танце должны были чувствовать ритм. Предлагаю прочитать ритмический рисунок.
- Хлопками.
- на губных гармошках
- ложках
- бубнах
Но ритмическими бывают не только рисунки, но и…минутки.
(ритмическая минутка)
Слайд 7
Сегодня мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас в руках находятся инструменты. Какие? ( ложки, бубны)
Те ребята, у кого есть на столах ложки, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.
ритмический рисунок в виде ноток на доске)
Слайд 8
Те ребята, у кого есть на столах бубны, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.
ритмический рисунок в виде ноток на доске)
Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми___ ___ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _
Mолодцы!
Учитель: Конечно, гораздо интереснее играть в оркестре, когда в ваших руках находятся инструменты. Поэтому сейчас мы выучим песню про оркестр. Она так и называется “В нашем оркестре”
Слайд 9
Разучивание песни “В нашем оркестре”
-Молодцы, ребята.
Учитель: Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
(Ответы детей)
Учитель: Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
(Ответы детей)
Домашнее задание: Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.
Слайд 10
В память о нашем уроке я хотела бы подарить вам небольшие сувениры, которые, как и русские народные инструменты, тесно связаны с русским народом, его творчеством и самобытностью. (дарит матрешек учащимся).