Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Учимся применять орфографические правила"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить применять орфографические правила  на практическом материале;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать чувства бережного отношения к своей семье, близким.

Задачи:

  • создать условия для развития умения анализировать и применять орфографические правила;
  • формирование навыков правописания и самоконтроля;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитывать уважение к старшим, ответственность, трудолюбие.

Обеспечение:  

  • учебник; 
  • тетрадь на печатной основе;
  • компьютер;
  • мультимедийный проект;
  • приложение.

I. Оргмомент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Четко, смело говорим,
И тихонечко сидим.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация  знаний.

Отгадайте ребус. (7  Я)  Семья   (Слайд № 1)

2008 год объявлен годом СЕМЬИ  и сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную страну под названием СЕМЬЯ. (Слайд № 2)

- Как вы понимаете значение  слова «семья»?

(В толковом словаре С.И. Ожегова записано: семья  - группа живущих вместе родственников)

III. Постановка проблемы.

- Посмотрите на образец записанный на  доске. Какое слово  здесь спряталось?

- Любая семья начинается с мамы.

М…теринская     ласка   к…нца   не знает.  (Слайд № 3)

- Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их

- Как вы понимаете смысл пословицы?

IV. Сообщение темы урока.

- Какие орфографические правила вы уже умеете применять?

Гласные буквы  - лукавый народ,
В слабой позиции кто их поймет?
Сделай ударной букву такую,
Себе ты окажешь услугу большую!

- О каком правиле идет речь? (Правило. Примеры)

Если слышишь парный звук
Будь  внимателен, мой друг,
Парный сразу  проверяй.
Слово смело изменяй!  

(Правило, примеры)

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как устроены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

- Из каких морфем состоят слова?

- Кто  же может сформулировать тему нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься?

Тема нашего урока: Учимся применять орфографические правила. (Слайд № 4)

V. Словарно – орфографическая работа.   (Слайд № 5)

- Прочитайте слова, записанные на экране. Вставьте пропущенные орфограммы.

…тец,  ф…милия,  д…вочка,   р…бота,   праз…ник,  кв…ртира,   суб…ота,   Рос…ия.

- Какие    это слова? (Слова  с непроверяемой безударной гласной или словарные слова)

- Какой темой можно объединить данные  слова? (Семья)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные неодушевленные)

- Как слово «Россия» связано с этой  темой?

- Сделаем звуко - буквенный анализ слова «Россия»  -  3 слога,  6  букв, 7 звуков

Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик  - дедушка,
Этот пальчик  - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик. Это пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

VI. Обобщение,  систематизация  знаний.

Обобщим наши знания и поучимся применять орфографические правила на практике.

Игра «Путаница»    

- Сейчас мы займемся поисковой работой.

- Прочитайте слова. (Работа в группах)  (Слайд №6)

-Каждая группа получает задания:

  1. Записать слова с безударной гласной и рядом записать проверочное слово;
  2. Записать слова с парной согласной в корне слова и записать проверочное;
  3. Записать слова с непроверяемой гласной в корне;

(Стена,  кружка,  вокзал,  гроза,  работа,  народ,  пятак,  крепкий,  шляпка,  платить, низкий,  собака,  дорога,  гибкий,  скрипка,  весна,  кольцо,  кричать,  морковка,  автобус, заяц)

Молодцы.  Физминутка «Кто живет у нас в квартире?»

1, 2, 3, 4  - хлопаем в ладоши
-Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
-1, 2, 3, 4, 5  - прыжки на месте
-Всех хочу пересчитать – шагаем на месте
-Папа, мама, брат, сестра – хлопаем в ладоши
-Кошка Мурка, 2 котенка  - наклоны туловища влево – вправо
-Мой сверчок, щегол и я – повороты туловища влево – вправо
-Вот и вся моя семья – хлопаем в ладоши

VII. Творческая работа. (Работа в группах)

- Кто вас, детки, крепко любит?

- Кто вас нежно так целует? (Мама дорогая)

Проведем творческую работу.

- Прочитайте запись на экране. (Слайд № 7)

Самое прекрасное слово на земле  -  мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце  - в нём никогда не гаснет любовь, оно никогда ни к чему не остаётся равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её  взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

- Что вы прочитали? (Текст)

- Докажите.

- Чего не хватает в тексте?

- Озаглавьте текст. (Этот текст является подтверждением пословицы, которую мы записали в начале урока.)

- Как вы относитесь к своей маме?

Мама отдает вам много сил, забот и внимания, поэтому маму надо беречь и заботиться о ней.

- Каждая группа выписывает из текста по одному слову по данной модели и придумывают по 2 слова сами.

1 группа  -   (Слайд № 8)

2 группа -

3 группа  -

Гимнастика для глаз

- Ребята, вы много трудились. Ваши глаза устали

Посмотрите на ромашку. (Слайд № 9)  Обласкайте взглядом каждый лепесток, улыбнитесь и мысленно подарите его маме.

VIII. Самостоятельная работа в тетрадях   

Стр. 22, № 3 самостоятельно.

Проверка по моделям (Слайд № 10)

IX. Тетрадь стр. 22, № 4. Работа у доски - 1 столбик, 2 – с комментированием  с места.  

(Слайд № 11) 

(суффикс – ОЧК)

X. Работа с пословицей(Слайд № 12)

Прочитайте пословицу, записанную на доске.

Семья кре…ка  не  кладом, а ладом.

- Объясните смысл пословицы.       

- Объясните пропущенную орфограмму. Правило

- Наш класс тоже семья, только школьная. Известно, что семья  крепка ладом. Будем же ладить друг с  другом, расти дружными, добрыми, терпимыми. Внимательными друг к другу и наша школьная семья тоже станет крепкой.

XI. Рефлексия.

- Зачем же нужно применять орфографические правила?

- Скажите, все ли орфографические правила вы уже научились  применять?

Нас ждут новые орфографические правила, которые вы будете с удовольствием изучать и применять.

- Что показалось интересным на уроке?

- Что вызвало трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке.

- Если Вам урок понравился, похлопайте в ладоши, если – нет – руки

(Слайд № 13).  Похлопайте в ладошки.

- Мне было приятно вести урок. Все вы были активны, справились со всеми орфографическими задачами. Дом. задание: стр. 22, № 5.   Оценки.