Цель:
- учить применять орфографические правила на практическом материале;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать чувства бережного отношения к своей семье, близким.
Задачи:
- создать условия для развития умения анализировать и применять орфографические правила;
- формирование навыков правописания и самоконтроля;
- развитие речи учащихся;
- воспитывать уважение к старшим, ответственность, трудолюбие.
Обеспечение:
- учебник;
- тетрадь на печатной основе;
- компьютер;
- мультимедийный проект;
- приложение.
I. Оргмомент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Четко, смело говорим,
И тихонечко сидим.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Отгадайте ребус. (7 Я) Семья (Слайд № 1)
2008 год объявлен годом СЕМЬИ и сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную страну под названием СЕМЬЯ. (Слайд № 2)
- Как вы понимаете значение слова «семья»?
(В толковом словаре С.И. Ожегова записано: семья - группа живущих вместе родственников)
III. Постановка проблемы.
- Посмотрите на образец записанный на доске. Какое слово здесь спряталось?
- Любая семья начинается с мамы.
М…теринская ласка к…нца не знает. (Слайд № 3)
- Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их
- Как вы понимаете смысл пословицы?
IV. Сообщение темы урока.
- Какие орфографические правила вы уже умеете применять?
Гласные буквы - лукавый народ,
В слабой позиции кто их поймет?
Сделай ударной букву такую,
Себе ты окажешь услугу большую!
- О каком правиле идет речь? (Правило. Примеры)
Если слышишь парный звук
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй.
Слово смело изменяй!
(Правило, примеры)
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как устроены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
- Из каких морфем состоят слова?
- Кто же может сформулировать тему нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься?
Тема нашего урока: Учимся применять орфографические правила. (Слайд № 4)
V. Словарно – орфографическая работа. (Слайд № 5)
- Прочитайте слова, записанные на экране. Вставьте пропущенные орфограммы.
…тец, ф…милия, д…вочка, р…бота, праз…ник, кв…ртира, суб…ота, Рос…ия.
- Какие это слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной или словарные слова)
- Какой темой можно объединить данные слова? (Семья)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные неодушевленные)
- Как слово «Россия» связано с этой темой?
- Сделаем звуко - буквенный анализ слова «Россия» - 3 слога, 6 букв, 7 звуков
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик. Это пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
VI. Обобщение, систематизация знаний.
Обобщим наши знания и поучимся применять орфографические правила на практике.
Игра «Путаница»
- Сейчас мы займемся поисковой работой.
- Прочитайте слова. (Работа в группах) (Слайд №6)
-Каждая группа получает задания:
- Записать слова с безударной гласной и рядом записать проверочное слово;
- Записать слова с парной согласной в корне слова и записать проверочное;
- Записать слова с непроверяемой гласной в корне;
(Стена, кружка, вокзал, гроза, работа, народ, пятак, крепкий, шляпка, платить, низкий, собака, дорога, гибкий, скрипка, весна, кольцо, кричать, морковка, автобус, заяц)
Молодцы. Физминутка «Кто живет у нас в квартире?»
1, 2, 3, 4 - хлопаем в ладоши
-Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
-1, 2, 3, 4, 5 - прыжки на месте
-Всех хочу пересчитать – шагаем на месте
-Папа, мама, брат, сестра – хлопаем в ладоши
-Кошка Мурка, 2 котенка - наклоны туловища влево – вправо
-Мой сверчок, щегол и я – повороты туловища влево – вправо
-Вот и вся моя семья – хлопаем в ладоши
VII. Творческая работа. (Работа в группах)
- Кто вас, детки, крепко любит?
- Кто вас нежно так целует? (Мама дорогая)
Проведем творческую работу.
- Прочитайте запись на экране. (Слайд № 7)
Самое прекрасное слово на земле - мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь, оно никогда ни к чему не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
- Что вы прочитали? (Текст)
- Докажите.
- Чего не хватает в тексте?
- Озаглавьте текст. (Этот текст является подтверждением пословицы, которую мы записали в начале урока.)
- Как вы относитесь к своей маме?
Мама отдает вам много сил, забот и внимания, поэтому маму надо беречь и заботиться о ней.
- Каждая группа выписывает из текста по одному слову по данной модели и придумывают по 2 слова сами.
1 группа - (Слайд № 8)
2 группа -
3 группа -
Гимнастика для глаз
- Ребята, вы много трудились. Ваши глаза устали
Посмотрите на ромашку. (Слайд № 9) Обласкайте взглядом каждый лепесток, улыбнитесь и мысленно подарите его маме.
VIII. Самостоятельная работа в тетрадях
Стр. 22, № 3 самостоятельно.
Проверка по моделям (Слайд № 10)
IX. Тетрадь стр. 22, № 4. Работа у доски - 1 столбик, 2 – с комментированием с места.
(Слайд № 11)
(суффикс – ОЧК)
X. Работа с пословицей. (Слайд № 12)
Прочитайте пословицу, записанную на доске.
Семья кре…ка не кладом, а ладом.
- Объясните смысл пословицы.
- Объясните пропущенную орфограмму. Правило
- Наш класс тоже семья, только школьная. Известно, что семья крепка ладом. Будем же ладить друг с другом, расти дружными, добрыми, терпимыми. Внимательными друг к другу и наша школьная семья тоже станет крепкой.
XI. Рефлексия.
- Зачем же нужно применять орфографические правила?
- Скажите, все ли орфографические правила вы уже научились применять?
Нас ждут новые орфографические правила, которые вы будете с удовольствием изучать и применять.
- Что показалось интересным на уроке?
- Что вызвало трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке.
- Если Вам урок понравился, похлопайте в ладоши, если – нет – руки
(Слайд № 13). Похлопайте в ладошки.
- Мне было приятно вести урок. Все вы были активны, справились со всеми орфографическими задачами. Дом. задание: стр. 22, № 5. Оценки.