Цель:
Формировать представления об эмоциях и способах их выражения в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Обогащать словарь детей качественными прилагательными, антонимами, синонимами характеризующими эмоциональное состояние человека, выражать их в речи. Развивать мимические движения. Формировать диалогическую речь. Закреплять навык правильного звукопроизношения.
- Развивать эстетическое восприятие, умение видеть единство содержания и выразительных средств (цвет); продолжать воспитывать чувство прекрасного через восприятие портрета, учить определять настроение персонажа. Закреплять понятия теплых - холодных цветов и навыки работы в технике «Принт» - ладошковая печать.
- Формировать осознанного восприятия эмоций, умение понимать эмоциональное состояние других людей. Развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния. Повышать групповую сплоченность.
Материалы и оборудование:
- гуашь;
- кисти;
- салфетки;
- стаканы с водой;
- бумага А1.
Зрительный ряд:
- цветовой круг;
- репродукции картин:
Б.Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»,
Ф.Сычков «Катание с горы», «Гости» (приложение),
А.Ржевская «Веселая минутка» (приложение),
К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»,
А.Венецианов «Вот-те и батькин обед»,
В.Васнецов «Аленушка», «Несмеяна - царевна»,
В.Васнецов «Кощей Бессмертный», «Баба Яга»; - цветовые карточки «Цвет - настроение»;
- мимические пиктограммы.
Ход занятия
Педагог:
Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к художнику - Карандашу. Речевая зарядка. (Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения):
На оленях ехали,
До города доехали,
Сели на машину,
Налили бензину.
До реки доехали,
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – теплоход,
Теплоходом ехали,
До горы доехали.
Теплоход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у! Приехали.
И. Токмакова.
Педагог:
- Здравствуй, Карандаш? (Карандаш не отвечает) Ребята, посмотрите, что это с художником - Карандашом? Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети:
- Он сегодня грустный.
Педагог:
- Что же с тобой случилось?
Карандаш:
- Я проснулся сегодня утром в хорошем настроении и стал готовиться к встрече гостей. Но вдруг обнаружил, что Злая волшебница похитила мои краски. Я очень огорчился, и моя улыбка улетела от меня, а вместе с тем и хорошее настроение. Здорово, что вы пришли, вместе мы справимся с этой бедой.
Звонит телефон. «Получено голосовое сообщение от Злой волшебницы: «Если ты хочешь вернуть свою улыбку - выполни мои задания.»
Игра «Угадай настроение» - по выражению лица ребенок должен определить и назвать настроение персонажа по репродукции картины:
Радость – Б.Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», Ф. Сычков «Катание с горы», «Гости», А. Ржевская «Веселая минутка»Страх – К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»
Грусть – А.Венецианов «Вот-те и батькин обед», В.Васнецов «Аленушка», «Несмеяна - царевна»,
Злость – В.Васнецов «Кощей Бессмертный», «Баба Яга».
Педагог:
- Вы увидели на картинах художников разные чувства людей: страх, радость, грусть, печаль, злость. А сейчас давайте скажем наоборот. («Скажи наоборот» - обогащение речи детей словами-антонимами). Я буду называть одно чувство, а вы будете называть противоположное ему. (Веселый – грустный, добрый – злой, радостный – печальный)
Динамическая пауза « Раз, два, три ... настроение замри!»
Карандаш показывает детям мимические пиктограммы с изображением различных настроений (грусть, радость, злость, удивление, страх и т.д.) Дети по команде: «Раз, два, три... настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
Педагог:
- Ребята, если бы мы решили изобразить настроение Карандаша, каким бы цветом мы его изобразили? (Ответы детей: веселый, добрый, радостный – теплые цвета (красный, желтый и их оттенки); грустный, злой, печальный – цвета холодной гаммы и черный, серый цвет.)
В руках у Карандаша появляется палитра с красками:
- Ребята, коварство злой волшебницы теряет свою силу, мы на верном пути!!!
Педагог:
- Друзья мои, вы правильно подметили, что хорошее настроение можно выразить с помощью ярких, радостных, веселых, солнечных цветов. А плохое настроение и злой характер как у Злой волшебницы хочется изобразить темными, мрачными цветами.
Карандаш:
- Поэтому-то она и похитила мою улыбку. Ведь улыбка как лучик солнца, все вокруг озаряет, освещает, радует, украшает, вдохновляет на добрые дела. Давайте подарим Злой волшебнице Солнце Радости, которое нарисуем своими руками.
Дети выполняют коллективную работу «Солнце радости» в технике «принт» - ладошковая печать (печатают ладошками лучики солнца, используя теплую цветовую гамму).
Карандаш:
- Друзья мои, мы выполнили все задания Злой волшебницы, и теперь она вернет мне мою улыбку. Давай дружно произнесем волшебные слова:
Солнце радости светись
Злая волшебница появись!
Появляется Злая волшебница (в черном плаще):
- Ну что ж, я верну улыбку Карандашу, если вы подарите мне свои.
Мимическое упражнение «Подари улыбку» - каждый из детей улыбается - «дарит» улыбку волшебнице.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, к Карандашу вернулась улыбка и хорошее настроение.
Педагог (обращается к злой волшебнице):
- Мы дарим тебе не только улыбки детей, но и наше Солнце Радости и Добра. (Дети дарят коллективную работу «Солнце Радости», с плеч Злой волшебницы спадает черный плащ, она остается в ярком наряде. Злое выражение лица волшебницы меняется на доброе.)
Злая волшебница:
- Да, благодаря вам, ребята, и я теперь могу улыбаться, знаю, что такое хорошее настроение и настоящая дружба.
Педагог:
- Только все вместе мы смогли преодолеть испытания Злой волшебницы и поэтому она вернула палитру и улыбку Карандашу, стала добрее и тоже улыбается!
Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка».