«Численные вычисления Вам
понадобятся каждый день
поэтому методы их производства
и должны быть усвоены в первую
голову».
А.Н. Крылов
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок – урок повторения и закрепления знаний и умений.
Форма урока: Урок-путешествие по знакомым местам в стране Математика.
Цель путешествия:
- систематизация и обобщение изученного материала;
- закрепление вычислительных навыков;
- развитие культуры коллективного умственного труда;
- формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой;
- использование элементов новых технологий: развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать своего товарища, и дополнять ответ, добиваться умения правильно, последовательно, обоснованно и рационально излагать свои мысли;
- расширить кругозор учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие).
2. Я думаю, что Вы очень удивитесь, потому что говорить мы будем о путешествиях.
- Какие чувства вызывает слово «путешествие»? (лето, тепло, отпуск, путешествие во времени; в пространстве; родные места; новое; красивое).
- А зачем люди путешествуют? (отдыхают, узнают новое).
- А как Вы думаете: а путешествовать на уроке МАТЕМАТИКЕ можно? (да, не знаем).
Попробуем ответить на этот вопрос.
- Скажите, что означает слово «МАТЕМАТИКА»?
Слово «МАТЕМАТИКА» пришло к нам из древнегреческого языка. По-древнегречески «мантанейн» означает «учиться», «приобретать знания».
- Ребята, а для чего нужна «МАТЕМАТИКА»?
Много тысяч лет люди накапливали математические знания.
Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями, - все это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов.
Математика поможет нам научиться мыслить яснее и последовательнее.
Вот почему я сегодня выбрала необычную форму урока – урок путешествие по знакомым местам в стране МАТЕМАТИКА.
Мы совершим с Вами увлекательное путешествие по знакомым местам в стране МАТЕМАТИКА.
Почему знакомым? Потому что сегодня мы будем систематизировать, закреплять полученные знания.
Но я надеюсь, что Вы узнаете и что-нибудь новое.
В любом путешествии Вас всегда поджидают какие-нибудь неожиданности.
Обычно в путешествие берут компас, но в нашем путешествии нам помогут наши друзья: ручка и тетрадь, а за спину мы забросим рюкзак знаний!
Мы отправимся в увлекательное путешествие, мы не будем торопиться, а пойдем от одного пункта к другому, делая привалы и остановки.
С нами путешествуют наши проводники, они будут следить за техникой безопасности и поощрять Вас.
Итак, в путь!
Стоп! Подождите!
А все ли мы учли?
Карты, план, маршрут?
Конечно нет.
Начиная какое-нибудь дело или отправляясь в поход , мы должны знать правила, которым мы будем следовать.
Поэтому первым пунктом нашего путешествия будет город «Алгоритмск».
Ученые этого города проведут с нами инструктаж и вручат путеводные грамоты.
(Два ученика объясняют правила действия с дробями).
Приложение (задание 1).
Вручается всем памятка.
Учитель: Поблагодарим ученых мужей за гостеприимство, но нам пора отправляться дальше.
Там вдали виднеется город «Пифагория».
А пока путешествуем и считаем.
(Ученики считают устно).
Приложение (задание 2).
За работой мы незаметно подошли к «Пифагории». Что нас ждет? Удастся ли нам отдохнуть?
Послание от Пифагора.
Приложение (задание 3).
Следующий пункт следования – город «Пещерск».
Почему мы здесь сделали остановку? Давайте посмотрим, могли ли считать древние люди?
Много математических сведений оставлено в египетских папирусах. Самый известный - папирус Райнда.
В папирусе встречается равенство :
Решение:
- верно.
Учитель: Не устали? Тогда дальше в путь.
Главная цель нашего путешествия – город «Цифроград».
А чтобы Вам в дороге было не скучно – выполните такое задание:
Найдите сократимую дробь, у которой числитель меньше знаменателя и которая не изменится, если её перевернуть «вверх ногами».
(Ответ: )
Вот и дошли. А ворота закрыты. На них надпись:
«Ворота лишь тем открываются , кто с разными цифрами знается».
Открыть замок Вам поможет ключ: ищите его: (Ученики выполняют работу в тетрадях)
Приложение (задание 4).
Учитель: Консультанты проверяют учащихся, которые не перешли к компьютерам. Помогают им закончить работу. Путешествие закончено. Какое же путешествие без песен и призов.
Поют песню.
Приложение (песня).
А теперь нам пора вернуться назад. Говорят, что дорога домой всегда короче, потому я думаю, Вы все успешно справитесь с последним заданием.
Приложение (задание 5).
Учитель подводит итог урока: объявляет самого удачливого туриста, вручает значок суперматематика; всем учащимся выставляются оценки. Задает домашнее задание.