Повторительно-обобщающий урок по теме "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


«Численные вычисления Вам
понадобятся  каждый день
поэтому методы их производства
и должны быть усвоены  в первую
голову».

А.Н. Крылов

Тип урока:   Повторительно-обобщающий урок – урок повторения и  закрепления знаний и умений.

Форма урока:  Урок-путешествие по знакомым местам в стране Математика.

Цель путешествия:

  • систематизация и обобщение изученного материала;
  • закрепление вычислительных навыков;
  • развитие культуры коллективного  умственного труда;
  • формирование и развитие интереса учащихся к  занятиям математикой;                 
  • использование элементов новых технологий: развитие коммуникативных навыков общения и  умения слушать и слышать своего товарища, и дополнять ответ,  добиваться умения правильно, последовательно, обоснованно и рационально излагать свои мысли;
  • расширить кругозор учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие).

2. Я думаю, что Вы  очень удивитесь, потому что говорить мы будем о путешествиях.

-  Какие чувства вызывает слово «путешествие»? (лето, тепло, отпуск, путешествие во времени; в пространстве; родные места; новое; красивое).

- А зачем люди путешествуют? (отдыхают,  узнают  новое).      

- А как Вы думаете: а путешествовать на уроке МАТЕМАТИКЕ можно? (да,  не знаем).

Попробуем ответить на этот вопрос.

- Скажите, что означает слово  «МАТЕМАТИКА»?

Слово «МАТЕМАТИКА»  пришло к нам из древнегреческого языка. По-древнегречески   «мантанейн» означает «учиться», «приобретать знания».

- Ребята, а для чего нужна «МАТЕМАТИКА»?

Много тысяч лет люди накапливали математические знания.

Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями, - все это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов.

Математика поможет нам научиться мыслить яснее и последовательнее.

Вот почему я сегодня выбрала необычную форму урока – урок  путешествие по знакомым местам  в стране  МАТЕМАТИКА.

Мы совершим с Вами увлекательное путешествие по знакомым местам в стране   МАТЕМАТИКА.

Почему знакомым? Потому что  сегодня мы будем систематизировать, закреплять полученные знания.

Но я надеюсь, что Вы узнаете и что-нибудь новое.

В любом путешествии Вас всегда поджидают какие-нибудь неожиданности.

Обычно в путешествие берут компас, но в нашем путешествии нам помогут  наши друзья: ручка и тетрадь, а за спину мы забросим рюкзак знаний!

Мы отправимся в увлекательное путешествие, мы не будем торопиться, а пойдем от одного пункта к другому, делая привалы и  остановки.

С нами путешествуют наши проводники, они будут следить за техникой безопасности и поощрять Вас.

Итак, в путь!
Стоп! Подождите!
А все ли мы учли?
Карты, план, маршрут?
Конечно нет.

Начиная какое-нибудь дело или отправляясь в поход , мы должны знать правила, которым мы будем следовать.

Поэтому первым пунктом нашего путешествия будет  город «Алгоритмск».

Ученые этого города проведут с нами инструктаж и вручат путеводные грамоты.

(Два ученика объясняют правила действия с дробями).

Приложение (задание 1).

Вручается всем памятка.

Учитель:    Поблагодарим ученых мужей за гостеприимство, но нам пора  отправляться дальше.

Там вдали виднеется город  «Пифагория».

А пока путешествуем и считаем.

(Ученики считают устно).

Приложение (задание 2).

За работой мы  незаметно подошли к «Пифагории».  Что нас ждет?   Удастся ли нам отдохнуть?

Послание от Пифагора.

Приложение (задание 3).

Следующий пункт следования – город «Пещерск».

Почему мы здесь сделали остановку?  Давайте посмотрим, могли ли считать древние люди?

Много математических сведений оставлено в египетских папирусах. Самый известный  - папирус  Райнда.

В папирусе встречается равенство :

Решение:

   - верно.

Учитель:  Не устали? Тогда дальше в путь.

Главная цель нашего путешествия – город  «Цифроград».

А чтобы Вам в дороге  было не скучно – выполните такое задание:

Найдите сократимую дробь, у которой числитель меньше  знаменателя и которая не изменится, если её перевернуть «вверх  ногами».

(Ответ:  )

Вот и дошли. А ворота закрыты. На них надпись:

 «Ворота лишь тем открываются , кто с разными цифрами знается».

Открыть замок  Вам поможет ключ: ищите его: (Ученики выполняют работу в тетрадях)  

Приложение  (задание 4).

Учитель: Консультанты проверяют учащихся, которые не перешли к компьютерам. Помогают им закончить работу. Путешествие закончено.  Какое же путешествие без песен и призов.

Поют песню.

Приложение (песня).

А теперь нам пора вернуться назад. Говорят, что дорога домой всегда короче, потому я думаю, Вы все  успешно справитесь с последним заданием.

Приложение (задание 5).

Учитель подводит итог урока: объявляет самого удачливого туриста, вручает значок суперматематика;  всем  учащимся выставляются оценки. Задает домашнее задание.