Есть наука информатика, или теоретическая информатика, а есть еще информационные технологии и информационная культура. Поскольку информатика - это фундаментальная дисциплина, формирующая мировоззрение ребенка, она должна преподаваться в школе с начального звена.
Для преподавания курса информатики мы выбрали курс безмашинного обучения А.В Горячева "Информатика в играх и задачах".
Курс информатики изучается по блокам. В данное время мы изучаем 2 блок "Объекты". В этом уроке даем описание урока на тему "Нахождение общего в объектах".
Цель:
- Познакомить учеников с понятием " общее название " и "отдельный предмет ".
- Научить объединять предметы в группы с одним общим названием и для общего названия придумывать отдельные предметы.
- Научить находить для одного отдельного предмета разные общие названия групп, в которые этот предмет мог бы входить.
- Научить находить общее в составе и действиях предметов.
Оборудование: игрушки (класс плюшевых, класс посуд, класс машин) таблица, карточки с заданиями
Формальное описание объектов в информационно-логических моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий, выполняемых им или над ним. При этом в описании объекта могут быть выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс, к которому относится объект и который является аналогом категории "понятие".
На этом уроке информатики дети учатся:
- описывать предметы перечислением их составных частей и действий, выполняемых ими или над ними,
- находить общие в составе и действиях предметов и определять таким способом общие названия,
- зная общее название, находить и описывать особенное в предметах, перечисляя, "что у него еще есть и что он еще умеет".
Ход урока
- Орг. момент
- Повторение пройденного материала
- Игра "Магазин игрушек"
- Групповая работа
- Физминутка
- Работа с учебником (зад.16 с. 9)
- Творческая работа
- Итог урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам пришли гости и давайте познакомимся с ними.
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро гостям дорогим,
Пусть доброе утро продлится до вечера.
На этом уроке мы будем узнавать много нового, все будем участвовать активно.
2. Повторение.
На прошлом уроке, что мы прошли? С какими понятиями познакомились? (Алгоритм, ветвление, высказывание, цикл)
- Приведите примеры.
- Что такое алгоритм?
- Что такое ветвление?
- Что такое цикл?
3. Игра "Магазин игрушек".
Здесь дается рисунок. На рисунке изображена витрина магазина игрушек. На каждой картинке ряд предметов заштрихован (на первой картинке все предметы на заштрихованы). Нужно подобрать слово, чтобы им можно было назвать незаштрихованные предметы на картинке. (Ответ: игрушки, звери, машины, посуда)
4. Групповая работа.
Открыли тетради, пишем сегодняшнее число. Смотрим таблицу, что там написано? (растения, животные:)
- Какие растения вы знаете? Напишите в своих тетрадях. (дети пишут в своих тетрадях)
- Каких животных знаете?
- По каким признакам распределили?
- Почему?
Дети работают в тетрадях и распределяют по признакам: растения - растут, имеют стебель, листья, и.т.д. Животные - двигаются, есть голова, крылья, клюв, хвост, и т.д.)
(Дети сами узнают тему урока)
Групповая работа.
Задание 11 страница 6
Дети работают по группам и делают вывод: игрушки мы распределили по составу и по действию.
5. Физминутка "Светофор".
6. Работа с учебником (задание 16, стр. 9).
Внизу под рисунком приведены общие названия, после которых нужно написать названия отдельных предметов. Нужно понять, что у отдельного предмета не единственное общее название. Например, арбуз - это шар, полосатый предмет.
Ответ:
ШАР ПОЛОСАТЫЙ ПРЕДМЕТ ИГРУШКА арбуз зебра кубик мяч тельняшка мяч воздушный шарик мяч кукла воздушный шарик
Почему так распределили?
После того как дети закончат работу, перечислить предметы, которые попали на две строчки: это шар и полосатый предмет, воздушный шарик и игрушка, и т.д.
7. Творческая работа "Мозайка".
- 1 группа - задание 18
- 2 группа - задание 19
- 3 группа - задание 20
8. Итог урока. Домашнее задание.
К чему научились? Что вам понравилось? Что узнали нового?
Использованная литература.
- Журнал "Информатика и образование" 1 - 2002. "Информатика в начальной школе".
- Журнал "Информатика в начальной школе" 8 - 2002. "Интегрированные уроки музыки и информатики".
- Методические рекомендации для учителя "Информатика в играх и задачах" 3 класс (1-4 ).
- "Школа-2100" Приобретенные направления развития образовательной программы. Выпуск 4.