Элективный курс “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”? рассчитан для учащихся 9 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.
Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинную картину исторической действительности.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
Цель курса: углубить знания учащихся о традиционистской и новаторской деятельностях Петра I и Александра II.
Задачи курса:
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.
- Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения.
- Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать деятельность исторических личностей, определять и объяснять собственное отношение к происходящему.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала.
- Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- работать с документальной, научно-популярной
и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур,
связанных с поиском, отбором, анализом,
обобщением собранных данных;
- уметь увидеть и сформулировать проблему,
составить план ее решения;
- уметь выдвигать гипотезы;
- уметь планировать и анализировать свою
деятельность (составлять план, ставить цели,
сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и
минусы своей деятельности);
- уметь оформлять письменные сообщения;
- объяснять в чем состояли мотивы, цели и
результаты деятельности Петра I и Александра II;
- определять и объяснять свое отношение к
наиболее значимым событиям, связанным с
преобразованиями Петра I и Александра II.
Основные методы работы:
- индуктивный;
- практический;
- частично-поисковый;
- поисковый;
- проблемно-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский.
Методика работы с учащимися предполагает следующие формы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- практические занятия;
- заседания круглых столов;
- мозговой штурм;
- урок-исследование.
Измерители обученности учащихся:
- проблемные задания;
- исторические диктанты;
- обобщающие вопросы;
- текущее тестирование;
- итоговое тестирование.
Примерное планирование элективного курса “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”?
№ п/п |
Название раздела, темы. | Кол-во часов. | Форма проведения. |
Раздел I. Петр Великий - традиционалист и новатор. 8 часов | |||
Тема 1. Развитие хозяйства. | 2 | ||
1 | Сохранение и усиление роли государства в хозяйственной жизни. Традиционное развитие. | 1 | Лекция с последующим опросом. |
2 | Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности-новые явления в развитии хозяйства. | 1 | Практикум |
Тема 2. Общественные отношения. | 2 | ||
3 | Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие. | 1 | Беседа, работа с документами. |
4 | Нововведения. Табель о рангах и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев. | 1 | Семинар |
Тема 3. Управление. | 2 | ||
5 | Окончательное формирование абсолютизма. | 1 | Лекция, работа с документами. |
6 | Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности. | 1 | Урок-исследование. |
Тема 4. Образование, культура и быт. | 2 | ||
7 | Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. | 1 | Лекция, работа с документами. |
8 | Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества. | 1 | Деловая игра. Тестирование. |
Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор. 8 часов | |||
Тема 1. Развитие хозяйства. | 2 | ||
9 | Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. | 1 | Лекция в сочетании с беседой. |
10 | Социально-экономическое развитие в пореформенный период. | 1 | Лекция, работа с документами. |
Тема 2. Общественные отношения. | 2 | ||
11 | Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения реформ. | 1 | Дискуссия в форме “круглого стола”. |
12 | Изменения в социально-сословной структуре Российского общества. Обострение противоречий. | 1 | “Мозговой штурм”. |
Тема 3. Управление. | 2 | ||
13 | Абсолютизм. | 1 | Практикум. |
14 | Судебная, Земская и Городская реформы. | 1 | Урок-исследование. |
Тема 4. Образование, культура и быт. | 1 | ||
15 | Реформы в области народного образования. Культура и быт. | 1 | Лекция в сочетании с беседой. |
Тема 5. Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II | 1 | ||
16 | Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II. | 1 | Беседа. Аналитическая работа по статистическим данным |
17 | Итоговый урок по I и II разделам. | 1 | Тестирование |
Содержание курса.
Раздел I. Петр Великий – традиционалист и новатор (8 часов)
Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).
Развитие хозяйства в годы правления Петра I. Сохранение и усиление ведущей роли государства в хозяйственной жизни страны. Традиционное развитие России. Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности. Новаторская деятельность Петра Великого.
Тема 2. Общественные отношения (2часа).
Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие России.
Новаторская деятельность Петра Великого. Табель о рангах. Возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев.
Тема 3. Управление (2часа).
Окончательное формирование абсолютизма. Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности.
Тема 4. Образование, культура и быт (2 часа).
Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества.
Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор (8 часов).
Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).
Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Особенности промышленного развития России. Рост городов.
Тема 2. Общественные отношения (2 часа).
Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения крестьянской и военной реформ. Изменения в социально-сословной структуре российского общества. Противоречия между сословным и классовым делением общества. Формирование рабочего класса и буржуазии. Обострение общественных отношений.
Тема 3. Управление (2 часа).
Абсолютизм. Судебная, Земская и Городская реформы.
Тема 4. Образование, культура и быт (1 час)
Традиционализм в культуре и быту. Реформы в области народного образования.
Новые черты в культуре и быту.
Тема 5. Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II (1 час).
Сравнительная характеристика преобразований двух императоров Петра Великого и Александра II.
Итоговое занятие (1 час).
Итоговый урок по I и II разделам. Тестирование.
Литература.
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г.
- Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000г.
- Данилов А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1997г.
- Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 2007г.
- Киселев А.В. Великие государственные деятели России. М., 2002г.
- Лященко М.Н. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 2004г.
- Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992г., № 6-7.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991г.
- Павленко Н.И. Петр Великий. М., 2000г.