Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Разделы: История и обществознание


Элективный курс “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”? рассчитан для учащихся 9 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний.

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.

Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинную картину исторической действительности.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.

Цель курса: углубить знания учащихся о традиционистской и новаторской деятельностях Петра I и Александра II.

Задачи курса:

  1. Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.
  2. Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения.
  3. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
  4. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать деятельность исторических личностей, определять и объяснять собственное отношение к происходящему.
  5. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
  6. Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала.
  7. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- работать с документальной, научно-популярной и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
- уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- уметь выдвигать гипотезы;
- уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
- уметь оформлять письменные сообщения;
- объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности Петра I и Александра II;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанным с преобразованиями Петра I и Александра II.

Основные методы работы:

- индуктивный;
- практический;
- частично-поисковый;
- поисковый;
- проблемно-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский.

Методика работы с учащимися предполагает следующие формы работы:

- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- практические занятия;
- заседания круглых столов;
- мозговой штурм;
- урок-исследование.

Измерители обученности учащихся:

- проблемные задания;
- исторические диктанты;
- обобщающие вопросы;
- текущее тестирование;
- итоговое тестирование.

Примерное планирование элективного курса “Петр I и Александр II традиционалисты или новаторы”?


п/п
Название раздела, темы. Кол-во часов. Форма проведения.
Раздел I. Петр Великий - традиционалист и новатор. 8 часов
  Тема 1. Развитие хозяйства. 2  
1 Сохранение и усиление роли государства в хозяйственной жизни. Традиционное развитие. 1 Лекция с последующим опросом.
2 Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности-новые явления в развитии хозяйства. 1 Практикум
  Тема 2. Общественные отношения. 2  
3 Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие. 1 Беседа, работа с документами.
4 Нововведения. Табель о рангах и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев. 1 Семинар
  Тема 3. Управление. 2  
5 Окончательное формирование абсолютизма. 1 Лекция, работа с документами.
6 Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности. 1 Урок-исследование.
  Тема 4. Образование, культура и быт. 2  
7 Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. 1 Лекция, работа с документами.
8 Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества. 1 Деловая игра.

Тестирование.

Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор. 8 часов
  Тема 1. Развитие хозяйства. 2  
9 Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. 1 Лекция в сочетании с беседой.
10 Социально-экономическое развитие в пореформенный период. 1 Лекция, работа с документами.
  Тема 2. Общественные отношения. 2  
11 Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения реформ. 1 Дискуссия в форме “круглого стола”.
12 Изменения в социально-сословной структуре Российского общества. Обострение противоречий. 1 “Мозговой штурм”.
  Тема 3. Управление. 2  
13 Абсолютизм. 1 Практикум.
14 Судебная, Земская и Городская реформы. 1 Урок-исследование.
  Тема 4. Образование, культура и быт. 1  
15 Реформы в области народного образования. Культура и быт. 1 Лекция в сочетании с беседой.
  Тема 5. Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II 1  
16 Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II. 1 Беседа.

Аналитическая работа по статистическим данным

17 Итоговый урок по I и II разделам. 1 Тестирование

Содержание курса.

Раздел I. Петр Великий – традиционалист и новатор (8 часов)

Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).

Развитие хозяйства в годы правления Петра I. Сохранение и усиление ведущей роли государства в хозяйственной жизни страны. Традиционное развитие России. Развитие мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности. Новаторская деятельность Петра Великого.

Тема 2. Общественные отношения (2часа).

Сохранение и развитие крепостного права. Традиционное развитие России.

Новаторская деятельность Петра Великого. Табель о рангах. Возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных слоев.

Тема 3. Управление (2часа).

Окончательное формирование абсолютизма. Нововведения. Реорганизация государственного аппарата на основе регулярности.

Тема 4. Образование, культура и быт (2 часа).

Образование, культура и быт в рамках традиционного развития. Нововведения. Насильственная европеизация верхушки общества.

Раздел II. Александр II – традиционалист и новатор (8 часов).

Тема 1. Развитие хозяйства (2 часа).

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Особенности промышленного развития России. Рост городов.

Тема 2. Общественные отношения (2 часа).

Необходимость реформ. Подготовка крестьянской и военной реформ. Основные положения крестьянской и военной реформ. Изменения в социально-сословной структуре российского общества. Противоречия между сословным и классовым делением общества. Формирование рабочего класса и буржуазии. Обострение общественных отношений.

Тема 3. Управление (2 часа).

Абсолютизм. Судебная, Земская и Городская реформы.

Тема 4. Образование, культура и быт (1 час)

Традиционализм в культуре и быту. Реформы в области народного образования.

Новые черты в культуре и быту.

Тема 5. Сравнительная характеристика деятельности Петра Великого и Александра II (1 час).

Сравнительная характеристика преобразований двух императоров Петра Великого и Александра II.

Итоговое занятие (1 час).

Итоговый урок по I и II разделам. Тестирование.

Литература.

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г.
  2. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000г.
  3. Данилов А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1997г.
  4. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 2007г.
  5. Киселев А.В. Великие государственные деятели России. М., 2002г.
  6. Лященко М.Н. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 2004г.
  7. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992г., № 6-7.
  8. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991г.
  9. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 2000г.