Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Идти к этому можно разными путями. Мной был разработан один из возможных вариантов на примере аппликации с нитками и тканью.

Получаемые изделия – это панно, игрушки, предметы быта (коврики, салфетки и т.п.).

Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.

В младшей группе мозаику из ткани применяла не только для обучения изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий.

Давала задания:

  • найди такую же деталь;
  • найди самую непохожую;
  • среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
  • узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
  • расположить предметы на стенде над/под, около заданного.

Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение. Изображения дети выкладывали на разноцветных фонах. Обычно использовали фоны спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть различный.

Поначалу цвет фона выбирался детьми произвольно (по принципу “нравиться – не нравиться”), постепенно дети переходили к осознанному выбору фона будущей композиции и использовали его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций готовила специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением (дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети составляли изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию.

Для каждого возраста подбирала определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Например, в младшей группе к занятию “Коврики” был приготовлен следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета. К занятию “Салфетки” в младшей группе приготовила цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух – трех цветов. А к занятию “Петушок с цыплятами” изготовила на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагала для работы.

Геометрические формы здесь выступали не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов (например, круг) играет роль эталона для всех предметов данной (круглой) формы, встречающихся в опыте ребенка.

Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. В начале работы в младшей группе выбирала предметы более простые как по общей форме, так и по расположению и составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями.

В средней группе к занятию на тему: “Был белый дом, чудесный дом!”

Каждому ребенку был приготовлен набор материала: большой светлого тона в мелкий цветочек круг D = 10 см., большой желтый круг D = 8 см., маленький круг D = 5 - 6 см., красные и желтые треугольники разной величины, баночка с конфетти. К занятию на тему “По реке плывет кораблик” (коллективная работа) был приготовлен большой плакат с изображением корабля на воде и на каждого ребенка наборы геометрических фигур из ткани, из которых дети выкладывали мышат-матросов.

В старшей группе к коллективной работе “Цирк” необходимо было приготовить лист тонированной бумаги 60х120 см., цветные лоскуты геометрических форм, ткани с нанесенным силуэтным рисунком.

В подготовительной к школе группе к коллективной работе “Сад сказочной птицы” были приготовлены цветные заготовки лоскутков ткани, цветные нитки (распущенная пряжа). На занятии по теме “Дары осени” были использованы большие коробки от конфет с бортиками, на них из ткани заранее наклеены корзина для грибов, блюдо для овощей, ваза для фруктов. Фон у каждой затонирован, Дети выполняли работу тремя группами.

Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не возрастные, и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастных интервалах будет занимать разное время.

Первый этап – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах деталей, знакомиться со способом использования и хранения материала ( в коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения). У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное. Нужно помочь ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединить между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).

Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.

На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. “Проживание” ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы.

Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок. Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовывать замысел в материале и контролировать его осуществление.

Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в работе с мозаикой использовала схемы. Давала детям готовый схематический рисунок, где предмет изображен в одной плоскостной проекции (вид спереди или сбоку). Использовала также схемы, передающие состав частей, например: транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет детям подбирать материал для своих картинок, путем накладывания деталей прямо на схему. Для закрепления знаний, полученных на занятиях по ручному труду, придумала и изготовила ряд дидактических игр.

В процессе изготовления аппликаций у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Все это очень важно для успешной деятельности в школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Богатеева З.А. “Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду”. М., “Просвещение”, 1982.
  2. Васильева М.А. “Трудовое воспитание детей дошкольного возраста”. М., “Просвещение”, 1984.
  3. Гукасова А.М. “Работа с тканью на уроках труда в начальных классах” М., “Просвещение”, 1977.
  4. Гусакова М.А. “Аппликация” М., “Просвещение”, 1987.
  5. Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. “Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре”. М., ГНЦ, 2004.
  6. Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. М., издательство “ТЦ Сфера”, 2002
  7. Казакова Т.Г. “Развивайте у дошкольников творчество”.М., “Просвещение”,1985
  8. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Ярославль, Академия развития, 1997.
  9. Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Издательство “АСТ”, 2000.
  10. Степанова О.А. “Профилактика школьных трудностей”. М., издательство “ТЦ Сфера”, 2003.
  11. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. “Аппликационные работы в начальных классах” М., “Просвещение”, 1983.