Тип урока: школьная лекция.
Методы и приемы:
Цели урока:
обучающие:
- разъяснить механизм получения изображений в тонких линзах, рассмотреть их характеристики;
развивающие:
- сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом;
- научить строить изображение в собирающей и рассеивающей линзе;
- проверить, насколько учащимися усвоены понятия: линза, фокус линзы; фокусное расстояние; главная оптическая ось;
- совершенствовать навыки работы с чертежными инструментами;
- формировать зрительное восприятие;
- развивать образное мышление
- развивать познавательный интерес учащихся
воспитывающие:
- воспитывать аккуратность.
- воспитывать эстетическое восприятие
- повысить интерес к предмету
оборудование:
- компьютер с проектором;
- экран;
- разработка урока в программе PowerPoint (Приложения);
- чертежные инструменты;
- карточки контроля знаний.
Пояснительная записка
В ходе урока выполняются две основные задачи: понимание всеми учениками основного материала и обеспечение возможности понимания материала на более глубоком уровне. Учителем используется проблемный подход в изложении материала, демонстрация экранных пособий, работа с карточками. В ходе построения изображений в линзах предполагается формирование образного мышления, развитие навыков работы с чертежными инструментами. Построение материала идет от более простого к более сложному. Приоритетное значение на уроке отводится использованию ИКТ.
Этот урок-лекция включает в себя несколько этапов: повторение ранее изученного материала, формирования новых учебных навыков, а так же закрепления материала, изученного на уроке.
В ходе урока чередуются различные виды деятельности, а так же используются ИКТ, что позволяет поддерживать внимание, высокую работоспособность и интерес учащихся на протяжении всего урока.
Презентация дает возможность учителю, во время объяснения материала, наблюдать за самостоятельной работой учащихся в тетрадях и контролировать выполняемые ими построения. Такой тип урока позволяет учителю включить ребят в активную самостоятельную работу по овладению новыми знаниями, осознать посильность и доступность выполнения заданий. Этот урок позволяет учителю включить учащихся в активную самостоятельную работу по овладению новыми знаниями, осознать посильность и доступность выполняемых заданий.
На протяжении всего этапа закрепления материала создаются условия положительной мотивации учения. Это достигается за счет посильных требований в процессе работы учеников.
Ход урока
1. Вступление.
Мотивационный модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Подготовка к восприятию нового материала. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает их на серьезную работу в ходе урока | Слушают вступительное слово учителя. |
Учитель приветствует учащихся, знакомит их с темой урока. (Приложение, слайд №1)
2. Мотивационно-целевой этап.
Мотивационный модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Активизация познавательной деятельности учащихся. Актуализация позитивной эмоциональной памяти детей, поддержка побуждения к работе | Осуществляет контроль и проверку полученных на предыдущих уроках знаний | Отвечают на вопросы учителя |
- Что такое линза?
- Какие линзы называют собирающими, какие рассеивающими?
- Что называют главной оптической осью линзы?
- Что такое фокус линзы?
- Что такое фокусное расстояние линзы? (Приложение, слайд №2)
3. Операционно - познавательный этап.
Мотивационный модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Усиление положительной мотивации
учебной деятельности. Осознание посильности и доступности выполняемого задания. Обеспечение условия успешной деятельности, заинтересованность познавательным процессом. |
Побуждает учащихся быть участниками процесса, поддерживать их активность в самостоятельной работе. Создает ситуацию познавательной новизны. Рассказывает материал, чередуя виды деятельности, сопровождает объяснение показом слайдов. Контролирует выполнение заданий. Побуждает учащихся к стремлению решить поставленную проблему. | Внимательно слушают учителя, аккуратно выполняют все построения в тетради, проверяют правильность выполнения задания, делают логические выводы. |
Линзы широко используются на практике. (Фотоаппарат, микроскоп, телескоп, перископ, бинокль).
Характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы. Изменяя это расстояние можно увеличить или уменьшить изображение; сделать его мнимым, или действительным; прямым, или обратным. Линза преломляет световые пучки, идущие от предмета. Для построения каждой точки достаточно двух лучей. Такими лучами являются: (Приложение, слайд № 3)
- Луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления)
- Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси (после преломления проходит через фокус).
(Подробно разъясняются правила построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах; объяснение сопровождается показом слайдов, по щелчку на экране появляется каждое следующее действие). (Приложение, слайды № 4-9). После построения каждого изображения учащиеся дают характеристики этого изображения.
4.Закрепление.
Мотивационный модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Проверка знаний, полученных в ходе урока | Проверяет знания, полученные учащимися при изучении нового материала. | Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками контроля знаний. |
На экране поочередно появляются слайды ,с построенными изображениями, в собирающей и рассеивающей линзах, учащиеся характеризуют каждое из этих изображений. (Приложение, слайд № 10)
Карточка контроля знаний
- Где должен находиться предмет, чтобы его изображение в собирающей линзе было равным самому предмету?
- С помощью линзы получено изображение пламени свечи. Изменится ли это изображение, если половину линзы закрыть непрозрачным экраном?
Мотивационный модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Проверка обратной связи “ученик”-“учитель”. Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую учебную работу. Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности | Анализирует, насколько материал урока усвоен учащимися Подводит итог урока, предлагает записать в дневники домашнее задание, дает пояснения по его выполнению. | Называют основные вопросы, обсуждаемые в ходе урока, и делают выводы о том, как они ими усвоены. Слушают заключительное слово учителя. Записывают в дневники домашнее задание. |
Ребятам предлагается рассказать, что нового узнали на уроке и поделиться мыслями о том, насколько хорошо усвоен ими материал.
Учитель делает выводы об усвоении учащимися изученного на уроке материала, дает домашнее задание с пояснениями по ходу его выполнения. Объявляет оценки за работу на уроке.
Д/з: § 35, с 94(?), ок, зад 145 (Приложение, слайд №11).