Урок "Построение изображений в тонких линзах" (9-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 9


Тип урока: школьная лекция.

Методы и приемы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Цели урока:

обучающие:

  • разъяснить механизм получения изображений в тонких линзах, рассмотреть их характеристики;

развивающие:

  • сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом;
  • научить строить изображение в собирающей и рассеивающей линзе;
  • проверить, насколько учащимися усвоены понятия: линза, фокус линзы; фокусное расстояние; главная оптическая ось;
  • совершенствовать навыки работы с чертежными инструментами;
  • формировать зрительное восприятие;
  • развивать образное мышление
  • развивать познавательный интерес учащихся

воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность.
  • воспитывать эстетическое восприятие
  • повысить интерес к предмету

оборудование:

  • компьютер с проектором;
  • экран;
  • разработка урока в программе PowerPoint (Приложения);
  • чертежные инструменты;
  • карточки контроля знаний.

 Пояснительная записка

В ходе урока выполняются две основные задачи: понимание всеми учениками основного материала и обеспечение возможности понимания материала на более глубоком уровне. Учителем используется проблемный подход в изложении материала, демонстрация экранных пособий, работа с карточками. В ходе построения изображений в линзах предполагается формирование образного мышления, развитие навыков работы с чертежными инструментами. Построение материала идет от более простого к более сложному. Приоритетное значение на уроке отводится использованию ИКТ.

Этот урок-лекция включает в себя несколько этапов: повторение ранее изученного материала, формирования новых учебных навыков, а так же закрепления материала, изученного на уроке.

В ходе урока чередуются различные виды деятельности, а так же используются ИКТ, что позволяет поддерживать внимание, высокую работоспособность и интерес учащихся на протяжении всего урока.

Презентация дает возможность учителю, во время объяснения материала, наблюдать за самостоятельной работой учащихся в тетрадях и контролировать выполняемые ими построения. Такой тип урока позволяет учителю включить ребят в активную самостоятельную работу по овладению новыми знаниями, осознать посильность и доступность выполнения заданий. Этот урок позволяет учителю включить учащихся в активную самостоятельную работу по овладению новыми знаниями, осознать посильность и доступность выполняемых заданий.

На протяжении всего этапа закрепления материала создаются условия положительной мотивации учения. Это достигается за счет посильных требований в процессе работы учеников.

Ход урока

1. Вступление.

Мотивационный модуль

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к восприятию нового материала. Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает их на серьезную работу в ходе урока Слушают вступительное слово учителя.

Учитель приветствует учащихся, знакомит их с темой урока. (Приложение, слайд №1)

2. Мотивационно-целевой этап.

Мотивационный модуль

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся. Актуализация позитивной эмоциональной памяти детей, поддержка побуждения к работе Осуществляет контроль и проверку полученных на предыдущих уроках знаний Отвечают на вопросы учителя
  1. Что такое линза?
  2. Какие линзы называют собирающими, какие рассеивающими?
  3. Что называют главной оптической осью линзы?
  4. Что такое фокус линзы?
  5. Что такое фокусное расстояние линзы? (Приложение, слайд №2)

3. Операционно - познавательный этап.

Мотивационный модуль

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Усиление положительной мотивации учебной деятельности.

Осознание посильности и доступности выполняемого задания. Обеспечение условия успешной деятельности, заинтересованность познавательным процессом.

Побуждает учащихся быть участниками процесса, поддерживать их активность в самостоятельной работе. Создает ситуацию познавательной новизны. Рассказывает материал, чередуя виды деятельности, сопровождает объяснение показом слайдов. Контролирует выполнение заданий. Побуждает учащихся к стремлению решить поставленную проблему. Внимательно слушают учителя, аккуратно выполняют все построения в тетради, проверяют правильность выполнения задания, делают логические выводы.

Линзы широко используются на практике. (Фотоаппарат, микроскоп, телескоп, перископ, бинокль).

Характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы. Изменяя это расстояние можно увеличить или уменьшить изображение; сделать его мнимым, или действительным; прямым, или обратным. Линза преломляет световые пучки, идущие от предмета. Для построения каждой точки достаточно двух лучей. Такими лучами являются: (Приложение, слайд № 3)

- Луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления)

- Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси (после преломления проходит через фокус).

(Подробно разъясняются правила построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах; объяснение сопровождается показом слайдов, по щелчку на экране появляется каждое следующее действие). (Приложение, слайды № 4-9). После построения каждого изображения учащиеся дают характеристики этого изображения.

4.Закрепление.

Мотивационный модуль

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка знаний, полученных в ходе урока Проверяет знания, полученные учащимися при изучении нового материала. Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками контроля знаний.

На экране поочередно появляются слайды ,с построенными изображениями, в собирающей и рассеивающей линзах, учащиеся характеризуют каждое из этих изображений. (Приложение, слайд № 10)

Карточка контроля знаний

  1. Где должен находиться предмет, чтобы его изображение в собирающей линзе было равным самому предмету?
  2. С помощью линзы получено изображение пламени свечи. Изменится ли это изображение, если половину линзы закрыть непрозрачным экраном?

5. Оценочно-рефлексивный этап.

Мотивационный модуль

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка обратной связи “ученик”-“учитель”. Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую учебную работу. Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности Анализирует, насколько материал урока усвоен учащимися Подводит итог урока, предлагает записать в дневники домашнее задание, дает пояснения по его выполнению. Называют основные вопросы, обсуждаемые в ходе урока, и делают выводы о том, как они ими усвоены. Слушают заключительное слово учителя. Записывают в дневники домашнее задание.

Ребятам предлагается рассказать, что нового узнали на уроке и поделиться мыслями о том, насколько хорошо усвоен ими материал.

Учитель делает выводы об усвоении учащимися изученного на уроке материала, дает домашнее задание с пояснениями по ходу его выполнения. Объявляет оценки за работу на уроке.

Д/з: § 35, с 94(?), ок, зад 145 (Приложение, слайд №11).